Акопа Коджояна знают как крупнейшего художника с мировым именем, выпускника мюнхенской академической школы, основателя армянской графики. Но мастер интересен не только как книжный иллюстратор, но и как автор исключительных по важности для армянского искусства начала XX века живописных полотен. Приёмы, использованные Коджояном, сыграли немаловажную роль в развитии живописи в целом.
Акоп Коджоян
Акоп Коджоян родился в 1883 году в Ахалцихе, в семье ювелира. Детские годы будущего художника прошли во Владикавказе. Здесь он учился в городском училище и работал в мастерской отца, обучаясь у старших братьев ювелирному делу, искусству гравирования и чеканки. Свой первый живописный этюд «Мастера-ювелиры» Коджоян выполнил в 1898 году.
В шестнадцатилетнем возрасте Коджоян поступил в мастерскую гравера Прусова в Москве.
В начале девяностых годов Акоп Коджоян поступил в студию художника Антона Ашбе в Мюнхене.
Годы учебы в Германии способствовали знакомству Коджояна с живописью старых мастеров и новыми художественными течениями. С особым интересом относился Коджоян к творчеству Дюрера, изучая его гравюры, к художественному наследию Гольбейна и Кранаха.
Вскоре Коджоян поступил в Мюнхенскую Академию художеств, по окончании которой в 1907 году провел около двух лет в Париже. По возвращении в Россию художник жил в Москве, занимаясь, в основном станковой живописью.
Ранние произведения Коджояна почти не сохранились, исключение составляют «Портрет художника Дубаха», «Автопортрет» 1907 года
В 1918 году Коджоян совершил поездку в Ани с археологической экспедицией Н. Я. Марра. Средневековая столица Армении, лежавшая в развалинах, с ее известными в прошлом и частично сохранившимися дворцовыми и церковными сооружениями, фрагментами фресковой живописи - все это увлекло воображение художника. Акварельные этюды и зарисовки, выполненные на месте, легли в основу создания в 1919 году картины «Развалины города Ани». На синем фоне в коричневых тонах передал художник рельефные грани крепостной стены и руины дворца. Суровая простота и эпическая сила придают этой небольшой работе глубокое эмоциональное звучание. Вместе с тем пейзаж Коджояна, не будучи документальным по характеру изображения, историчен в своем философско-художественном осмыслении. В нем раздумья художника о великом творческом наследии, о судьбе армянского народа, пережившего историческую трагедию времени. В последующие годы Коджояп возвращался в, живописи и графике к теме Ани. Одна из картин на эту тему, написанная им в 1925 году, находится в собрании Русского музея.
Акоп Коджоян. Руины Ани, 1919 г
В начале двадцатых годов Коджоян провел около двух лет в Иране, в Тавризе. Впечатления художника отразились в созданных им жанровых полотнах «Улица в Тавризе» и «Столовая в Тавризе». В период жизни в Иране Коджоян написал также несколько небольших картин: «Дети Тавриза», «Персидский базар», «Персиянка», «Тавризские собаки».
Акоп Коджоян. «Улица в Тавризе», 20-е годы ХХ века
В 1922 году по приглашению правительства Советской Армении художник переехал в Ереван и включился в строительство культуры молодой республики.
Искусство Коджояна в двадцатые годы отличается исключительной многогранностью. Он продолжает заниматься станковой графикой, начинает работу над оформлением первых советских журналов и книг, обращается к технике ксилографии. Наряду с живописными полотнами пейзажного жанра художник в этот период приступает к разработке историко-революционной темы.
Акоп Коджоян. Рабочие, 1923г
Высоким профессиональным мастерством отмечены графические произведения Коджояна двадцатых годов. Одна из лучших и сложных работ этого времени - графическая композиция «Давид Сасунский». Армянский народный эпос оставался для Коджояна на протяжении всей жизни памятником большого поэтического содержания. Язык эпоса, его образный мир, сама идея справедливой борьбы народа за освобождение от иноземного ига - все это было глубоко родственно Коджояну и открывало перед ним неограниченные возможности в области художественного воплощения.
Акоп Коджоян. Давид Сасунский, 1922г
В центре композиции - фигура Давида на коне с мечом-молнией в руках. Вокруг помещены иллюстрации на темы третьей ветви эпоса: детство Давида-пастуха, наказание Козбадина, расправа с Мсра-Меликом. Внутреннее пространство листа замкнуто вторым рядом миниатюрных графических изображений, составляющих как бы временной фон эпоса, - крепостные стены Сасуна, Марутский храм, образы отдельных героев и орнаментальные заставки. Они выполнены в мягкой пастозной гамме, тогда как в основном поясе иллюстраций выразительно прорисована каждая деталь.
«Давид Сасунскнй» Коджояна отличается художественной цельностью построения. Четкий акварельный рисунок сочетается с внутренним линейным ритмом, который объединяет все части листа.
Красота рисунка и гармония цветовых переходов нашли свое выражение в другой работе Коджояна – «Ахалцихские женщины». На фоне коврового орнамента, состоящего из цветов, розеток, ветвей деревьев со сказочными плодами, изображены женские фигуры в национальных костюмах. Цветовая гамма листа построена на созвучиях темной густой листвы с белизной кружев, мягкими оттенками коричневых и розовых тонов женских одежд. Художником прорисованы детали нарядов, ювелирные украшения, с большим вкусом разработан фон, где каждая из розеток неповторима в своем орнаментальном узоре.
Акоп Коджоян. Ахалцихские женщины, 1926г
В графических произведениях Коджояна этого периода – «Армянский герольд», «Спящая персиянка», «Армянская стилизация» - есть элементы сказочности как в передаче образов и сюжетов, так и в изобразительном выражении: богатом использовании орнаментов, филигранной отточенности деталей и музыкальном звучании линий.
Акоп Коджоян. Армянский герольд
Акоп Коджоян. Армянская стилизация
В 1925 году Коджоян выполнил иллюстрации к сказке Степана Зорьяна «Азаран блбул» («Жар-птица»). Мир сказки, народное творчество привлекали художника своей поэзией и мудростью, жизненной силой и фантазией. В иллюстрациях к «Азаран блбул» Коджоян точно передал самый дух сказки и нашел созвучную ей форму.
В 20-е годы - с переездом в Армению - пейзаж становится одним из основных жанров в живописи художника.
В картинах «Одинокий дуб. Кировакан», «Кироваканские горы», «Апаран», созданных в двадцатые годы, преобладает приглушенная тональность коричневато-серых, фиолетовых, оливковых цветов. Живописная кладка мазка отличается импульсивностью. В темперной серии гегардских пейзажей, выполненных в это же время, преобладает сдержанная цветовая гамма. Гребни скал, пещеры, стены средневекового монастыря рельефно выделяются на песчано-оливковом фоне природы.
Акоп Коджоян. Горы Котайка ранней весной, 1925г
Одна из самых поэтичных картин Коджояна, выполненная в этот же период, - «Осень в Ереване». Одинокое дерево, золото облетевшей листвы, серые грани каменной изгороди написаны художником с тонким чувством колорита и глубоким лиризмом.
Акоп Коджоян. Осень в Ереване, 1923г
Продолжение следует…
Заглавная иллюстрация: Акоп Коджоян. Гарни, 1957г
В публикации использованы материалы iatp.am.