Лои Фуллер
Лои Фуллер была американкой, известной в Париже конца века своими выступлениями, сочетающими танец, разноцветное искусственное освещение (ее прозвище было «Электрическая фея») и музыку. Когда она кружилась и порхала по сцене, огромные куски ткани разлетались от ее тела и отражали цветные огни, создавая потрясающий эффект.
Анри де Тулуз-Лотрек. Мисс Лои Фуллер, 1893г
Тулуз-Лотрек выполнил около шестидесяти версий этой гравюры в различных цветах, в том числе золотыми и серебряными красками, которые приближали зрителя к эффекту ее выступлений.
Глухая Берта
Сегодня в музее Эрмитаж в Санкт-Петербурге хранится портрет парижской проститутки по прозвищу «Глухая Берта», увековеченной Тулуз-Лотреком, способным увидеть прекрасное даже в самом падшем создании. Молодой девушкой она приехала в Париж на заработки из Бретани, но, как это происходило со многими обитательницами Монмартра, оказалась в публичном доме, где, вероятно, ее и встретил художник.
Анри де Тулуз-Лотрек. Женщина с зонтиком (Глухая Берта в саду месье Фореса), 1889г
Удивительно, но неизвестный фотограф (по всей видимости, владелец сада, господин Форест) увековечил работу над этим портретом на фотографии: на ней хорошо виден и сам художник, и его модель, и даже сам холст. А на холсте можно разглядеть сарай, где Форест разрешил Тулуз-Лотреку хранить необходимое для работы на пленэре.
Анри Тулуз-Лотрек пишет портрет глухой Берты в саду Пер-Форест на Монмартре. 1889г
Эта фотография дает возможность убедиться — Тулуз-Лотрек был безупречно честен в своих портретах, он не приукрашивал деталей, но и не придавал излишнего гротеска обликам обитателей Монмартра в попытках вызвать жалость. Он писал их ровно такими, какими они и были.
Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Эрмитажа Г. Костеневич так отзывается о социальной драме (или трагикомедии) этого портрета: «Берта же одета словно для парадного портрета: дорогая двуцветная шляпа из тонкой соломки, зонтик, платье с кружевной отделкой. … Нет, Берта откровенно и терпеливо позирует для портрета, который должен стать лучшим в ее жизни. Ей, несомненно, хотелось выглядеть светской дамой, в чем она почти преуспела, только художник не удержался от иронии, пускай и не злой, а скорее участливой».
Рыжая Роза
Девушка, известная нам как Рыжая Роза, была одной из постоянных посетительниц «Элизе-Монмартр». Ее прямые рыжие волосы падали на худое, почти изможденное лицо, и это не могло не привлечь внимания Тулуз-Лотрека, обожавшего рыжих женщин сложной судьбы.
Аристид Брюан написал о ней несколько коротких стишков:
«Взялась откуда эта Роза?
Лохмата и рыжеволоса?»
«Она рыжа, она лохмата.
Когда проходит эта псина,
Ей вслед кричат: вот рыжик, рыжик, —
в Монруже».
Анри де Тулуз-Лотрек. Роза ла Руж, 1887г
Анри Перрюшо так рассказывает о ее роли в жизни Тулуз-Лотрека: «Эта девица с печальным и животным выражением лица вскоре стала одной из любимых моделей Лотрека. Он сделал с нее несколько этюдов. В картине «В Монруже», которую Брюан повесит у себя в кабаре, Лотрек написал ее стоящей у окна в темной комнате, вполоборота к свету, со спадающей на глаз прядью волос. Ее взлохмаченные волосы и профиль выделяются на светлом фоне. Чарующий трагический образ!
Кто-то из дружеских побуждений предупредил Лотрека, что ему не следует заводить слишком близкое знакомство с Рыжей Розой: «Будь осторожен, дорогой, она может сделать тебе такой подарочек, от которого не отделаешься никогда».
Символично, что именно то, что так любил Тулуз-Лотрек (Монмартр и его рыжеволосые обитательницы), привело его к болезни, которая, вкупе с алкоголизмом, и окончилась смертью художника в 37 лет, на руках у верной и любящей графини Адель.
По материалам arthive.