Армине Галенц (Паронян) - ученица и супруга всемирно известного армянского художника Арутюна Галенца, которая до самого конца придерживалась стиля родного учителя в своем творчестве.
Армине Галенц. Автопортрет, 1961г
Армине Галенц родилась в Дамаске (Сирия) в 1920 году в семье учителей – Тигрануи и Саргиса Паронянов, родом из Адапазара (ныне Турция). Осенью 1920 года, когда в Османской империи установился временный мир, Армине Галенц вернулась в Адапазар с целью вновь обосноваться на родине. Однако вскоре волнения и преследования армян возобновились по всей Турции.
Армине Галенц. «Семья», 1994г
В это же время скончался отец Армине, и Тигрануи, 22-летняя молодая женщина, осталась одна со своими двумя детьми – 6-месячной Армине и её старшим братом Арамом. Умудрившись пережить зверства кемалистских солдат, мать Армине была вынуждена оставить своего сына Арама в американском сиротском приюте и бежать дальше, неся маленькую Армине на руках. Тогда ей удалось добраться до Полиса (Стамбула) на французском корабле. В 1926 году, прожив в Полисе 6 лет, Тигрануи вместе с маленькой Армине переехали в сирийский Алеппо, где к ним присоединился Арам. Начались жестокие и долгие дни и годы скитальческой жизни.
6-летняя Армине с мамой и старшим братом
1926-1935
Чтобы получить начальное образование, в возрасте шести лет Армине поступила в Хайгазянский колледж в Алеппо, который окончила в 1931 году. После этого ее семья переехала в Иерусалим. До 1933 года Армине посещала школу «Святых Таргманичнер (переводчиков)» в Иерусалиме. Эти годы были знаменательны для будущей художницы тем, что параллельно с базовыми знаниями по армянской истории и литературе она получала и духовное образование. Семья Армине снова переехала из Иерусалима в Алеппо, где она начала посещать Французский колледж монастыря Святого Иосифа.
1935-1938
Мечта Армине сбылась: она посетила Рим, где хотела жить и изучать искусство. Она приняла твёрдое решение стать там художником, но Джирайр (Жирардо) Оракян, армянский мастер экспрессионизма, с которым Армине познакомилась в Алеппо, убедил ее изменить свое мнение, аргументируя это тяжелыми условиями жизни и укреплением фашизма в Италии. По словам Оракяна, место современного искусства — во Франции, поэтому он посоветовал ей поехать туда.
В 1938 году Армине познакомилась с Оником Топузяном, который сообщил ей о живущем в Бейруте армянском художнике Арутюне Галенце. Она немедленно уехала в Бейрут, познакомилась с Арутюном Галенцем в мастерской Клода Мишле и стала его ученицей. Позже она скажет: «Студия Арутюна Галенца стала моей Италией».
Армине всегда была близка к искусству, любила музыку, литературу, танцы. Годы спустя она отмечала в своих мемуарах, что если бы не сильная рука Арутюна Галенца и влияние Рима, то её внутренний потенциал был бы выражен иначе.
Армине в студии Арутюна Галенца. Бейрут, 1942г
1939
Прошел год с жестким рабочим планом в студии Арутюна Галенца. Армине получила такое прогрессивное развитие, что уже в 1939 году ей была предоставлена возможность участвовать в Международной выставке в Нью-Йорке в качестве члена рабочей группы, занимающегося дизайном ливанского павильона. В результате она была награждена почетной грамотой правительства Ливана.
Через год, окончив школу, Армине вернулась в Алеппо и начала свою индивидуальную работу в качестве художницы. Она была единственной женщиной-художницей в городе.
Армине Галенц. «Двор студии», 1940г
Армине Галенц познакомилась с Жаном Лофреном, управляющим Отделом сохранения и реставрации памятников на севере Сирии, а также директором Музея Алеппо. Позже они стали хорошими друзьями. Именно благодаря ему Армине путешествовала по всей Сирии, изучая и узнавая эту страну. Дружба с Жаном Лофреном и его семьей продолжалась даже после переезда Армине Галенц в Советскую Армению.
Армине Галенц. Автопортрет, 1938г
1940-1943
Первая выставка Армине прошла в гостинице «Парон» в Алеппо, где было приобретено большинство ее работ.
Рабочие связи между Армине Паронян и Арутюном Галенцем все еще продолжались. Иногда они встречались, а Арутюн внимательно следил за профессиональным развитием своей ученицы.
Арутюн Галенц и Армине Паронян поженились 2 мая 1943 года в церкви Святого Ншана в Бейруте. Картина Святой Марии на алтаре была написана Арутюном, а натурщицей была сама Армине. В феврале 1944 года родился их первый сын — Армен.
Свадьба Армине и Арутюна. Бейрут, 1943г
Армине с сыном Арменом, 1944г
1945
Армине Галенц устроила масштабную выставку своих работ в Бейрутской Академии изящных искусств, которая имела большой успех и получила много положительных отзывов. С приветственной речью на открытии выставки выступил брат президента Ливана, известный юрист Салим аль-Хоури.
Приглашение на персональную выставку Армине Галенц в Бейрутскую Академию изящных искусств в 1945 году
1946
В мае Армине Галенц вместе со своей семьей прибыла в Армению в числе первых репатриантов. Обосновавшись в Ереване, Галенцы сняли тогда небольшую комнату на окраине Еревана. В июне Армине Галенц стала членом Союза художников Советской Армении. В этом же году в октябре у них рождается второй сын Саро.
Армине Галенц с сыновьями. Ереван, 1949г
1947
27 апреля была организована Первая выставка работ репатриантов. Единственным участником-женщиной была Армине Галенц (тогда художница подписывала свои работы еще как Армине Паронян). На выставке были представлены ее пейзажные картины маслом на холсте и ряд акварелей, написанных в Ливане.
1948
После участия в апрельской выставке новых работ армянских художников в Союзе художников на супругов обрушились огромные волны критики: как и в случае с Арутюном Галенцем, работа Армине Галенц (Паронян) «На Родине» была раскритикована: как говорилось в рецензии, «это результат подражания буржуазной живописи». Статья, опубликованная в газете «Коммунист» – центральном органе советской власти, оказала огромное влияние и на профессиональную жизнь Армине; как и в случае с Арутюном, ей также не разрешалось участвовать в выставках, проводимых Союзом. А это был единственный способ продажи работ в рамках системы советских госзаказов. Более того, художники, попавшие в такое же положение, считались «тунеядцами» и подлежали уголовному наказанию, вплоть до ссылки.
«Мы не могли вести творческую жизнь, мы не могли думать о живописи, так как она стала для нас только мечтой, так как мы не могли удовлетворить основные человеческие потребности», – Армине Галенц.
Армине Галенц. Сельский пейзаж, начало 50-х
1954
На съезде Союза художников Армине Галенц выступила с влиятельной речью, критикуя политику в отношении репатриантов. На самом деле конгресс провалился из-за ее выступления; в результате художникам пришлось жить как в вакууме около двух недель.
Армине Галенц. «Портрет Ады Габриелян», 1955-59гг
1957-1959
В 1957 году впервые в залах Союза художников Армении была организована выставка армянских художниц, приуроченная к 8 марта, которая впоследствии стала ежегодным мероприятием. На выставке был представлен ряд портретов и пейзажей Армине Галенц.
В 1959 году Армине Галенц приняла участие в выставке портретов, проходившей в феврале в Союзе художников Армении.
Армине Галенц. «Подсолнухи», 1957г
1962
20 марта в Союзе художников Армении открылась масштабная персональная выставка Армине Галенц, на которой были представлены 90 живописных работ, 25 цветных картин, акварели, графика, которые она писала с 1956 года в Армении. Выставка продлилась до 11 апреля и собрала 7000 посетителей. 10 апреля была организована вечерняя встреча с художником.
Фотография персональной выставки Армине Галенц 1962 года
Армине Галенц. Портрет художницы Лавинии Бажбеук-Меликян»,1958г
1965-1966
23 года спустя Армине вернулась в Сирию, где жили ее мать Тигрануи и брат Арам. Она посещала места своего детства и юности, ездила из одного города в другой, работала без остановки. Армине изобразила древние памятники Пальмиры, арабские деревни, Кесаб на северо-западе Сирии с его армянскими жителями, сохранившими традиции своих предков.
Эти работы Армине Галенц были выставлены в Доме культуры Алеппо в знак укрепления армяно-арабской дружбы. Выставка называлась «Путешествие в Сирию», и мэр Алеппо вместе с министром культуры Сирии выступали на открытии выставки.
1967-1971
1967 год стал поворотным в жизни Армине; она потеряла любимого человека, своего учителя – Арутюна Галенца. Она вступила в другую, новую фазу поиска собственного пути.
В этом году Армине Галенц было присвоено звание Почетного художника Советской Армении – это была одна из государственных наград для художников в советский период. 9 мая Армине Галенц открыла зал-студию для выставки избранных полотен Арутюна Галенца. Именно в этой мастерской она работала до последних дней своей жизни.
В 1971 году Армине организовала выставку произведений Арутюна Галенца в Доме литераторов им. Маяковского в Ленинграде (Санкт-Петербург), в которой ей помогали писатель Дмитрий Молдавский и искусствовед Союза писателей Ленинграда Татьяна Махмурян.
1973-1975
В октябре 1973 года открылась персональная выставка Армине в Армянском музее в Париже. Художница написала 20 полотен во время своего 3-месячного путешествия.
Армине Галенц. «Собор Парижской Богоматери», 1973г
Армине Галенц. «Монреаль», 1975г
Армине посетила Канаду, путешествуя по стране около месяца. Здесь она написала ряд городских пейзажей, которые были представлены на ее персональной выставке, проходившей в клубе Текейского союза. Армине Галенц также встретилась с армянами из диаспоры.
Открытие персональной выставки в Армянском музее в Париже. 1973г
1980-1984
В 1970 году Армине вступила в новую творческую фазу: она взяла на себя серию визуальных композиций «Тоска» и «Жизнь», максимально упрощенно работая с линиями и цветами, рассматривая линию как «духовный указатель», а цвет – как психологическое состояние. Эти серии были впервые выставлены только через десять лет — Армине открыла персональную выставку в Союзе художников Армении. Эта выставка имела для нее большое значение, так как именно тогда она представила публике свои серии «Жизнь» и «Тоска», которые даже ее близкие друзья никогда раньше не видели. В 1984 году по приглашению Союза художников Грузии Армине презентовала в Тбилиси эту выставку. Она длилась 2 месяца и имела большой успех.
Армине Галенц. «Дерево», 1986г
Армине Галенц. «Звуки камней», 1976г
Армине Галенц. «Художник и его мечта», 1976г
Она представила не только новый технологический подход, но и совершенно новый образ мышления. Выставка вызвала большой общественный резонанс: на ней присутствовала тогдашняя армянская политическая элита во главе с Первым секретарем ЦК КПСС Кареном Демирчяном, и примечательно, что такого рода визиты не были частыми.
Армине начала писать книгу воспоминаний об Арутюне Галенце, о своем любимом человеке, художнике, и о себе тоже. Написание книги заняло у Армине много лет. Случалось так, что она бросала работу над ней даже на несколько лет, позже снова и снова возвращаясь к своим воспоминаниям, к воспоминаниям о целой эпохе под названием «ГАЛЕНЦ».
1987-1989
В 1988 году в Ереване открылась Выставка работ Арутюна и Армине Галенц в Институте физики и была посвящена 80-летию Артема Алиханяна.
Армине приступила к работе над триптихом «Молитва», где отразила свою борьбу и боль, ставшие результатом роковых событий, постигших армян — разрушительного Спитакского землетрясения и Сумгаитской резни.
1992-1997
В 1991 году Армине Галенц отправилась в США, где она путешествовала. Этот рабочий период был для нее невероятно продуктивным.
Армине Галенц в Аризоне, США, 1992 год
В марте 1992 года она открыла свою персональную выставку в Панармянском национальном центре в Лос-Анджелесе, представив свои рассказы, портреты и пейзажные картины, написанные ею в США. В 1993 году Армине Галенц вернулась в Ереван.
В 1994 году она организовала персональную выставку в Союзе художников Армении.
В 1994-1995 годах Армине продолжила работу над своей книгой о своём покойном муже, которую начала в 1982 году. В 1995-м она отправилась в США – ей предстояла операция на сердце. Книга Армине Галенц «Прости меня, Арутюн» вышла в свет в 1997 году.
Книга «Прости меня, Арутюн», 1997г
2000-2007
В 2000-м году в Союзе художников Армении организована ретроспективная персональная выставка, посвященная 80-летию Армине Галенц. Спустя три года художница представила два полотна на Международной женской выставке в Манеже (Москва).
Армине Галенц начала работать над своей второй книгой «Размышления: Армине Галенц о себе» с 2003-го и писала её около года. Работа была опубликована в 2004 году.
Армине в своей студии. Подготовка к выставке. 2000-й год
В октябре 2004 года Армине открыла выставку в Зале Альберта и Туве Бояджян в Ереванской академии художеств, представив работы из своей серии пастельных цветов, написанные за год до этого. Это была фактически последняя персональная выставка в жизни Армине. Зрение художницы резко ухудшилось за эти годы, таким образом, она была почти лишена возможности рисовать.
Открытие персональной выставки Армине Галенц в 2004 году
Армине Галенц представила свое полотно «Прометей» в рамках проекта «Творческое сочетание», реализуемого Министерством иностранных дел Армении в 2005 году.
Армине Галенц. Прометей, 1983г
22 ноября 2007 года Армине Галенц скончалась в своем доме в Ереване.