Арутюн Галенц: ни одного лишнего мазка – все рождено логикой художественной мысли - RadioVan.fm

Онлайн

Арутюн Галенц: ни одного лишнего мазка – все рождено логикой художественной мысли

2019-08-08 21:34 , Культура, Шоу бизнес, 5016

Арутюн Галенц: ни одного лишнего мазка – все рождено логикой художественной мысли

Арутюн Хармандаян (Галенц) родился в городе Кюрюн Османской империи в дворянской семье, происходившей из города Ани. Галенцу не было и пяти лет от роду, когда начались трагические события 1915 года, пролившие кровь полутора миллионов армян. Отучившись всего четыре класса в сиротском приюте, будущий художник уже с детства откликался на бескрайнее богатство природы. Уже позже, приобщившись к искусству, Арутюн Галенц строил свое творчество на безграничном доверии к природе, открывшем в ней невиданное ранее световое богатство, свежесть, бесконечную изменчивость состояний.

Всякий художественный процесс идет подспудно, глубоко укореняясь в закономерностях жизни и природе таланта. Арутюн Галенц приехал из Бейрута на свою историческую Родину после войны, в 1946 году, уже известным художником. Презрев все обстоятельства, он добровольно расстался со своим статусом европейского художника (Галенц работал в Париже под руководством Клода Мишле) и прибыл из Бейрута в Советскую Армению вместе с супругой Армине. Из чисто патриотических целей. Это было то время, когда люди жили с большими надеждами догнать и перегнать, с великой политикой построить и перестроить – в величественном продовольственно-программном бреду…

Галенца тут же обвинили в космополитизме и формализме, сделали невыездным и всячески ставили заслоны его творческому развитию. Тогда, при советской власти вольнодумцы от живописи могли надеяться на признание продвинутой публики, на коммерческий интерес иностранцев и на репрессии со стороны властей... Достаточно сказать, что за первые десять лет жизни в Советской Армении его неоднократно изгоняли и восстанавливали в Союзе художников и только два раза дали возможность выставить свои картины. Однако, несмотря на все препоны, взращенное за рубежом, его искусство обрело на родной земле органическую общность.

В свое время большое количество картин художника ушло за пределы Армении, в частности в Москву и Санкт-Петербург. Именно в России, подпольно, в узком богемном кругу, открывались первые выставки Галенца. Известно также, что в конце 50-х годов Галенца представил московской и ленинградской публике физик, академик Артем Алиханян, после чего советские коллекционеры проявили необычайный интерес к творчеству художника.

В своем творчестве Арутюн Галенц создал свой автономный мир, свою поэтику. Он продуманно оркестрировал холст, создавая сложные колористические «арабески». Помимо цветовых контрастов он часто применял сопоставление основного и промежуточного цветов в пределах одной тональности: теплой – красного с желтым или оранжевым и холодной – синего с фиолетовым… Галенц чрезвычайно тонко ощущал резонаторские свойства цветовой среды, и потому – ни одного лишнего мазка – все рождено логикой художественной мысли.

Он достиг свободы и раскованности в портретной маэстрии. Упругий, ритмичный мазок, атакующая сочность красок, энергичные световые сопоставления – и выявлена «фактура» образов. Мартирос Сарьян, Илья Эренбург, Александр Дымшиц, Александр Гитович, Дмитрий Молдавский, Рубен Зарьян, Рафаэль Арамян, Арто Чахмахчян, Майя Плисецкая, Левон Мкртчян, Раиса Мессер... Эти люди – насквозь духовны и убедительны в своем портретном сходстве. Предпочтя минутное вечному, Галенц в своих работах смог добиться неподдельной свежести и радости восприятия окружающего мира. Светопространственная эта стихия выдавала в нем и изощренный дар декоратора–экспериментатора.

Галенц считал, что картины должны в первую очередь высвобождать фантазию зрителя. Он хорошо знал эту истину и был уверен, что художник теряет в своей органичности, если зритель точно знает его идею. Зритель должен сам решать и искать ответы. Должна произойти смелая попытка пробиться к искусству как к источнику глубочайших духовных переживаний. Необходимо бороться за красоту, которая убедила бы нас.

По материалам worldartdalia.

Лента

Рекомендуем посмотреть