Сюжеты из древнегреческой мифологии были весьма популярны среди живописцев эпохи Позднего Возрождения. Одним из персонажей этих мифов, привлекших к себе внимание таких именитых мастеров, как Рубенс и Леонардо да Винчи, была Медуза Горгона — чудовище со змеями вместо волос, обрамлявшими женское лицо. Согласно легенде, любое живое существо, взглянувшее Медузе в глаза, тотчас обращалось в камень. Такая способность не оставляла шансов ее врагам и делала Горгону практически неуязвимой. И только Персей, выполнявший задание царя Полидекта, сумел перехитрить монстра: он напал на Медузу, глядя на ее отражение в своем медном щите, и отрубил ей голову.
Питер Пауль Рубенс. Голова Медузы», 1618г
Оказалось, что даже после смерти Медуза была опасна: ее мертвые глаза не утратили своей силы и по-прежнему могли превратить любого в каменное изваяние. Именно такой мы видим ее на картине Караваджо, где изображена отрубленная голова Медузы — побежденной, но продолжающей нести смерть.
Микеланджело Меризи де Караваджо. Медуза, 1597г
Заказ на создание этого полотна Караваджо получил в 1597 году от кардинала Франческо Дель Монте, который задумал преподнести герцогу Медичи необычный подарок: картину на сюжет из Овидия, написанную на круглом щите. Художник с увлечением принялся за работу: возможно, его подстегивало чувство соперничества с великим Леонардо, который также пытался перенести на холст события из античного мифа. Картину «Медуза Горгона» Караваджо написал в рекордно короткий срок: спустя год в 1598 г. это произведение было подарено герцогу.
Как известно, художник писал свои полотна без предварительных набросков: рентгеновский анализ холстов не находит на них следов от карандаша или угля. Голова Медузы, написанная Караваджо на холсте, натянутом на круглый деревянный щит, была также создана без единого эскиза — так считалось вплоть до конца ХХ века. Некоторое сомнение у искусствоведов вызывал тот факт, что в одной частной коллекции была практически точная копия картины «Медуза Горгона», однако проверить ее подлинность сумели только в 90-х годах прошлого столетия.
Анализ показал, что Караваджо все же сделал пробный вариант картины: им и оказалась голова Медузы, нарисованная на щите меньшего диаметра. Под слоем краски отчетливо видны наброски углем, поверх которых мастер наложил легкий этюд кисточкой. Специалистам удалось увидеть то, что было скрыто от досужих глаз: картина-набросок углем предполагала, что Медуза Горгона будет изображена в виде гротескной театральной маски, но затем художник предпочел придать чудовищу человеческие черты.
Чтобы изобразить на выпуклой поверхности щита красивое женское лицо, художник использовал популярные в те времена приемы копирования при помощи зеркала и стекла.
Для современников Караваджо картина «Медуза Горгона» была несомненным шедевром, несмотря на мрачные тона, потоки крови и драматический сюжет. Сегодня этот шедевр изобразительного искусства украшает собой галерею Уффици во Флоренции.
Источник – artchive.