Одним из самых популярных жанров современного кинематографа являются фильмы ужасов. Люди осознанно идут на киносеанс, чтобы испытать волнение и страх за персонажей. В последние годы все чаще снимают фильмы ужасов или ремейки на некогда кассовые киноленты. Интересна и сама история зарождения этого жанра, и то, почему он стал настолько популярным.
В конце XIX века появился новый литературный жанр готического романа. Его сюжет развивался в старинных замках и полуразрушенных монастырях. С этого момента начинают появляться известные всем герои, такие как Франкенштейн, Дракула, Призрак оперы и другие. Первый фильм ужасов был показан широкой публике, в конце XIX века и назывался «Замок дьявола». В трехминутной киноленте были продемонстрированы скелеты и демоны. Жанр заинтересовал публику, и в скором времени стал успешно конкурировать с комедийным кино.
А первым актером, прославившимся в фильмах ужасов, стал Лон Чейни, который представал в виде вурдалака, вампира, горбуна и даже упыря. Он сумел сделать своих персонажей характерными и запоминающимися. Выдающийся актер немого кино прославился способностью изменять свою внешность, за что получил прозвище «Человек с Тысячей Лиц». В целом е его фильмографии более 150 фильмов. О нем мы сегодня и рассказываем.
Лон Чейни. Кадр из фильма «Призрак оперы», 1925 год
Леонидас Франк Чейни родился 1 апреля 1883 года в городке Колорадо-Спрингс (штат Колорадо, США). Его отец и мать были глухонемыми, поэтому мальчик рано научился общаться с помощью языка жестов и мимики. С детства подрабатывал в оперном театре Колорадо-Спрингс рабочим сцены, декоратором и реквизитором, иногда получая роли в массовке.
Как актер Чейни начал работать с 17 лет. Работал он в различных театрах, большей частью в бродячих варьете. Когда Чейни исполнилось 22 года, в 1905 году он познакомился и женился на шестнадцатилетней певице Клеве Крейтон (Фрэнсис Кливленд Крейтон), а в 1906 году у них родился единственный ребёнок, сын Крейтон Тулл Чейни (позже известный как Лон Чейни-младший). Чейни продолжал гастролировать. В 1910 году семья Чейни осела в Калифорнии.
Но в актерской семье начался разлад, приведший к трагическому случаю: жена Чейни Клева попыталась покончить жизнь самоубийством, выпив дихлорид ртути. Она осталась жива, но петь больше не могла. Это вызвало скандал, результатом которого стал развод, произошедший в том же году, а Лону пришлось покинуть театр и начать работу в кино. Доподлинно неизвестно о деятельности Чейни в промежуток времени между 1912 и 1917 годами, но известно, что он начал делать грим для студии Universal, где сильно выделялся даже в условиях сильной конкуренции. После он стал сниматься в короткометражных комедиях и познакомился с режиссёрами, супружеской парой Джо Де Грасс и Идой Май Парк, которые дали ему существенные роли в своих картинах и побудили его играть жутких персонажей.
Во времена популярности Лона Чейни, который не уставал удивлять публику все новыми шокирующими кинообразами, удивительно непохожими друг на друга, в актерских кругах была в ходу шутка: «Увидишь таракана — не дави его, это может быть Лон Чейни».
Чейни и его приспособления для грима
Уже в 1917 году Universal выпустила фильм «Цена волынщика» с Лоном Чейни, Дороти Филлипс и Уильямом Стоуэллом в главных ролях. Далее последовало ещё несколько фильмов, где эти же трое актёров играли попеременно положительных и отрицательных персонажей. Иногда к этому трио присоединялась актриса Клер Дю Брей. Чейни, Стоуэлл и Филлипс были настолько популярны, что с 1917 по 1919 годы компания Universal выпустила четырнадцать фильмов с ними. Режиссёрами этих фильмов были в основном друзья Чейни — все те же Джо Де Грасс и Ида Май Парк. Когда Чейни снимался в других фильмах, например, в «Победе Гауна» или ленте «Кайзер. Берлинское животное», Стоуэлл и Филлипс снимались дуэтом, дожидаясь его возвращения.
Настоящий прорыв случился, когда Чейни сыграл одну из главных ролей в фильме Джорджа Лоана Такера «Чудотворец» (1919). В фильме Лон Чейни продемонстрировал мастерское перевоплощение и выдающийся по тем временам грим. Положительные отзывы критиков и кассовые сборы фильма в размере более 2 миллионов долларов сделали Лона Чейни одним из самых значимых характерных актёров Америки.
Лон Чейни в фильме «Тени», 1922 г
Позже Чейни закрепил за собой звание одного из лучших актеров своего времени, отлично продемонстрировав работу с макияжем в гангстерском приключенческом фильме «Наказание» (1920) режиссёра Уоллеса Уорсли, в котором он сыграл гангстера с ампутированными ногами. Для этой роли Чейни приходилось сильно перебинтовывать себе ноги и надевать специальное устройство, создающее впечатление, будто у актёра нет ног ниже колен; из-за передавливания артерий эти устройства нужно было снимать каждые 10 минут. Коммерческий успех «Наказания» сделал его одним из самых востребованных драматических актёров немого кино.
Кадр из фильма «Наказание»
Чейни появился в 10 фильмах режиссёра Тода Браунинга, часто изображая уродливых или искалеченных персонажей, например, безрукого циркового метателя ножей Алонзо в фильме «Неизвестный» (1927) с Джоан Кроуфорд. (Позже Кроуфорд говорила, что во время съёмок с Лоном Чейни узнала об актёрском мастерстве больше, чем от любого другого партнёра за всю её долгую кинокарьеру, а актер Берт Ланкастер утверждал, что игра Чейни в этом фильме превосходила всё, что ему доводилось видеть). В 1927 году Чейни также снялся вместе с Конрадом Найджелом, Марселин Дей, Генри Брезилом Вольтхоллом и Полли Моран в фильме ужасов Тода Браунинга «Лондон после полуночи», который является одним из самых знаменитых утерянных фильмов в истории. На сегодняшних день известен лишь девятисекундный сохранившийся фрагмент фильма с Лоном Чейни в кадре. Последней ролью и единственной работой Лона Чейни в звуковом кино стала роль в ремейке фильма «Несвятая троица» (1930) (в оригинальном фильме, который снял Тод Браунинг в 1925 году, также снимался Чейни). Чейни утверждал, что озвучивал пять ключевых голосов в фильме (чревовещатель, старуха, попугай, манекен и девушка).
Чейни создал двух самых гротескно обезображенных персонажей в истории кино, первым был Квазимодо в фильме «Горбун из Нотр-Дама» (1923) поставленному по роману Виктора Гюго, в котором он стал безусловно главной причиной грандиозного успеха этой дорогой и впечатляющей постановки. Для этой роли Чейни соорудил себе искусственный горб весом 18 килограммов, остальные же накладки и приспособления, удерживающие горб на спине актера, добавляли к его весу ещё 13 килограммов. Но даже с такой ношей он с невероятной ловкостью перемещался по огромной декорации, изображавшей знаменитый фасад Собора Нотр-Дам.
Кадр из фильма «Горбун из Нотр-Дама», 1923г
Вторым персонажем был Эрик из фильма «Призрак Оперы» (1925) по одноименному роману Гастона Леру, и для роли как обычно, Чейни сам разработал уникальный грим, небывалый по сложности и, по свидетельствам очевидцев, чрезвычайно болезненный, например, вставленные в ноздри металлические скобы вызывали у актёра постоянное кровотечение. Тем не менее, его образы стремились вызвать у зрителей сочувствие к персонажам, а не ужас или отторжение из-за неприятной внешности.
Чейни е роли Эрика в «Призраке Оперы»
Но Лону Чейни были интересны роли не только калек, но и чудовищ. В фильме «Сделка вслепую» (1922, фильм не сохранился) он сыграл роли и профессора-экспериментатора, и созданного им получеловека-полуобезьяны.
В 1925 году в автобиографической статье для журнала Movie Чейни писал: «Я хотел напомнить людям, что самые мерзкие представители людей могут иметь в себе способность к высшему самопожертвованию. Деформированный нищий карлик с улицы может иметь самые благородные идеалы. Большинство моих ролей, таких как Горбун, или в фильмах «Призрак оперы», «Тот, кто получает пощёчины», «Несвятая троица» и т. д., несли тему самопожертвования или отречения. Это те истории, которые я хочу сделать».
Таланты Чейни вышли за рамки жанра ужасов и сценического грима. Он также был высококвалифицированным танцором, певцом и комиком. Рэй Брэдбери однажды сказал о Чейни: «Он был тем, кто влиял на нашу психику. Он каким-то образом проник в темные уголки нашей души, он смог уловить наши тайные страхи и показать их на экране. История Лона Чейни это история безответной любви. Он открыто говорит о том, чего вы боитесь, что вас не любят, вы боитесь, что вас никогда не будут любить, вы боитесь, что есть какая-то часть вас, гротескная, от которой отвернется весь мир».
В последние пять лет своей карьеры в кино (1925-1930), Чейни работал исключительно по контракту с Metro-Goldwyn-Mayer, воплощая на экране одни из своих лучших образов. Его роль в фильме «Скажите это морякам» (1926), по словам самого Чейни одном из его любимых фильмов, где он играл моряка, сержанта О'Хара, принесла Лону большую любовь Корпуса морской пехоты США и сделала его их первым почетным членом из киноиндустрии. Он также заслужил уважение и восхищение многочисленных начинающих актеров, которым он предлагал наставничество, и в перерывах на съемочной площадке он всегда хотел поделиться своими профессиональными наблюдениями с актерским составом и командой.
С началом эры звукового кино Чейни, в отличие от многих звезд эпохи немого кино, с энтузиазмом принялся разрабатывать новые возможности. Он сделал озвученную версию «Призрака Оперы» - был сделан новый монтаж со специально доснятыми эпизодами. Лон Чейни часто работал с режиссёром Тодом Броунингом, которого связывала с ним схожесть биографии — Броунинг долго жил в юности среди бродячих циркачей. После совместной работы в фильме «Лондон после полуночи», они собирались совместно поставить экранизацию «Дракулы» Брэма Стокера. Этот проект был осуществлен Броунингом уже после смерти Чейни — фильм «Дракула» вышел в 1931 году. Чейни также разработал «спецэффект» «человек-курица», который Броунинг использовал в фильме «Уродцы».
Кадр из фильма «Лондон после полуночи»
Зимой 1929 года, во время съёмок в фильме «Гром», у Чейни развилась пневмония. В конце 1929 года у него диагностировали бронхиальный рак лёгких. Здоровье ухудшилось, когда во время съёмок искусственный снег, сделанный из кукурузных хлопьев, застрял в горле у актёра и быстро создал серьёзную инфекцию, его состояние постепенно ухудшалось. Чейни умер от кровоизлияния в горле во вторник, 26 августа 1930 года, в Лос-Анджелесе. В 1994 году на Голливудской «Аллее славы» была установлена звезда Лона Чейни.