Важную роль в развитии театра и кино занимают армянские деятели, жившие в разных странах мира. Один из них — Самвел Хачикян, чья семья иммигрировала в Тебриз в годы геноцида. Режиссера называли «иранским Хичкоком»: такой весомый вклад он внес в развитие киноискусства страны. Однако начинал Самвел Хачикян со сценических постановок, оказав значительное влияние на становление армянского реалистического театра.
Самвел Хачикян
С начала прошлого столетия в армянской общине Ирана развивалось театральное движение, у истоков которого были лучшие представители интеллигенции древнего народа. Среди них — Ованес Хан-Масеян, дипломат и переводчик произведений Уильяма Шекспира. Однако искусство театра в те времена еще не достигло того уровня, чтобы стать основной базой для создания кино, которое также активно развивалось.
История театра Ирана в большей степени связана с начальной школой Айказян, где преподавал Ованес Хан-Масеян и где работали будущие крупные деятели науки и искусства: языковед Рачия Ачарян, литературовед Никол Агбалян, политик Гаспар Ипекян. Именно в этой школе был создан театральный кружок и зародилось армянское театральное движение Тегерана.
Так, в начале XX века в армянской диаспоре сформировался еще один театральный центр, который в противовес романтическому — константинопольскому — развивался по направлению восточноармянского реалистического сценического движения. И если константинопольский можно условно назвать театром актера, то иранский — это театр режиссера. Эта школа взрастила таких блестящих постановщиков, как Мкртыч Ташчян, Епрем Бароян, Мануэль Марутян, Самвел Хачикян и многих-многих других. Их творческие позиции и эстетические взгляды, распространяясь в армянской диаспоре, оказали значительное влияние на дальнейшее развитие национального театрального движения за рубежом.
Сценическое движение в стране достигло своего полноценного развития только после 1934 года, когда по приглашению правительства Персии туда приехал великий армянский актер Ваграм Папазян с целью создания Национального государственного театра. Открытие состоялось 16 февраля в театре «Палас» в Тегеране трагедией Шекспира «Отелло». Ставил спектакль Папазян. Это стало большим событием в культурной жизни страны и широко освещалось в газетах.
Закономерно, что киноискусство Ирана сформировалось благодаря усилиям армянских деятелей, в частности театральных режиссеров. И Самвел Хачикян — один из тех, кто внес большой вклад в его создание.
Театр Saadi в Тегеране, 1961г
Режиссер родился 4 марта 1923 года в Тебризе. Самвел Хачикян интересовался литературой и журналистикой, а свою первую пьесу — драму Джафара Джабарлы «Севиль» — поставил, когда ему не было еще и шестнадцати. В 1940-е годы ему, сотруднику газеты «Алик», выпала возможность проявить свои способности более масштабно, когда была основана ТЕАТ — «Труппа молодых армянских любителей искусства Тегерана». Хачикян, на тот момент известный журналист и писатель, стал постоянным автором труппы, которая благодаря его пьесам смогла обрести свой собственный путь развития. Две драмы режиссера «Сара» и «Серые занавеси» по подобию чеховских пьес определили стиль ТЕАТа и способствовали новым интерпретациям классических произведений.
Новый творческий этап Хачикяна ознаменовала вторая постановка «Сары» в марте 1952 года. Премьера стала событием, выходящим за рамки личного успеха режиссера, и была воспринята как значительное достижение сценического искусства общины в целом. Оформление спектакля было новшеством в иранской сценической жизни, характеризующее Самвела Хачикяна как последователя современных театральных направлений. Так, уже первая пьеса режиссера ощутимо расширила возможности развития театра. «Серые занавеси» он ставил, придерживаясь тех же принципов, но уделив большее внимание музыкальному оформлению.
Вскоре творец, увлеченный киноискусством, приступил к экранизации этой пьесы. Он стал постоянным режиссером одной из лучших студий страны «Диана-фильм». Так и наступил новый этап в творчестве Самвела Хачикяна, которому, впрочем, стоит уделить отдельное внимание.