Его нередко называли «совестью нации»: антимилитарист и антифашист Генрих Бёлль и пять его лучших книг - RadioVan.fm

Онлайн

Его нередко называли «совестью нации»: антимилитарист и антифашист Генрих Бёлль и пять его лучших книг

2021-07-16 22:28 , КнигоМан, 3018

Его нередко называли «совестью нации»: антимилитарист и антифашист Генрих Бёлль и пять его лучших книг

Он стал полноправным писателем в возрасте 30 лет. Его первая повесть «Поезд приходит вовремя» была опубликована в 1949 году. За этим последовали многие другие романы, рассказы, радиопередачи и сборники эссе, а в 1972 году и Нобелевская премия по литературе. Генрих Бёлль был первым немецкоязычным автором, получившим эту награду после Германа Гессе, который удостоился её в 1946 году. Его работы переведены более чем на 30 языков, и он является одним из самых читаемых авторов в Германии.

Жизнь Генриха Бёлля прошла на рубеже эпох, во времена самых важных событий современной истории. Он родился в 1917 году в Кёльне в период царствования последнего немецкого кайзера, вырос в Веймарской республике, пережил время правления Гитлера, войну, а затем принимал активное участие в становлении нового западногерманского общества. Уже ребенком Бёлль умел стоять на своем, проводить черту между плохим и хорошим. После прихода к власти нацистов будущий писатель отказался вступить в молодежную организацию «Гитлерюгенд», и, может быть, отчасти поэтому в дальнейшем не смог продолжить свое обучение в университете. Когда началась война, молодого человека призвали в армию и шесть лет Бёллю пришлось провести на фронте. Несколько раз он был ранен, пытался уклоняться от службы, а в самом конце войны сдался в американский плен. Для Бёлля это был день освобождения: он всегда оставался благодарен союзникам, избавившим Германию от нацизма.

Солдатские судьбы, жестокости войны, смерть стали центральной темой первых произведений Бёлля. Его герои олицетворяли все страдающее поколение, они ненавидели войну, как и сам Бёлль – антимилитарист и антифашист. Первая книга молодого автора вышла в 1949 году. Придирчивые критики не раз «ловили» Бёлля на несовершенстве стиля и мелких неточностях. Однако его сила – не в гладкости и изяществе слова, а в тонком понимании уязвимой человеческой души, в умении вскрыть глубинные нравственные чувства, в особенной структуре его сюжетов и поиске неожиданных художественных средств, позволявших связывать отдельные судьбы и будничную жизнь с самыми острыми проблемами современного мира.

Бёлль был уверен, что писатель своим творчеством в той или иной степени способен изменить мир. За искренность его произведений и политическую активность Генриха Бёлля нередко называли «совестью нации», хотя сам он этого титула не любил. Он считал, что совестью нации призваны быть правительство, законодательство, правовая система, а писатель эту совесть может лишь пробуждать. Он говорил:

«После войны, когда у меня появилась возможность говорить и думать, писать и выступать по вопросам литературы и политики, я никогда не отделял одно от другого».

В 1972 году Бёлль стал первым после Томаса Манна немецким писателем, получившим Нобелевскую премию. Награду ему вручили «за творчество, в котором сочетается широкий охват действительности с высоким искусством создания характеров и которое стало весомым вкладом в возрождение немецкой литературы».

Пять лучших книг Генриха Бёлля

«Глазами клоуна», 1963г

Карьера известного артиста Ганса Шнира начинает рушиться, после того как его возлюбленная Мария отказывается выйти за него замуж. Эта трагедия заставляет его пересмотреть своё прошлое. Он возвращается в родной город Бонн, где придается воспоминаниям: гибель сестры, требования отца-миллионера и лицемерие матери, которые сначала боролись за «спасение» Германии от евреев, затем работали над заключением мира.

Групповой портрет с дамой, 1971г

За этот находчивый и едкий роман о влиянии нацистского режима на обычных граждан Генрих Бёлль был удостоен в 1972 году Нобелевской премии по литературе. Собрав в этом произведении истории совершенно разных людей, автор показывает нам во многом странные, но очень «человеческие» пути, выбранные людьми, пытающимися выжить в мире, отмеченном политическим безумием, абсурдом и разрушением. В центре сюжета немецкая женщина Лени Пфайффер, чей роман с советским военнопленным одновременно поддерживает и разрушает её жизнь. Рассказчик беседует с теми, кто знал Пфайффер, а их рассказы соединяются в ослепительную мозаику, богатую сатирой, но и надеждой на нормальную жизнь.

Под конвоем заботы, 1979г

Фрицу Толму удалось занять могущественное место в Германии. Но вместе со славой приходит страх и уязвимость. И с появлением угрозы его жизнь окутывается всепоглощающей «сетью защиты» охраны и надзора полиции. Заключенный в собственном доме, который он не в силах покинуть, где каждый посетитель - потенциальный подозреваемый, а каждый предмет - возможная бомба, Толм и его семья проводят дни в ожидании, когда и как угроза их настигнет.

Потерянная честь Катарины Блюм, или как возникает насилие и к чему оно может привести,1974г

В эпоху, когда журналисты не остановятся ни перед чем, ради громкой истории, роман Генриха Бёлля как никогда актуален. Связь немки Катарины Блюм с молодым человеком, который оказывается втянут в террористическую деятельность, делает её целью журналиста, готового запятнать честь человека, ради громкого заголовка. По мере того как нападки на женщину обостряются, и она становится жертвой различных анонимных угроз, Катрина понимает, что есть лишь один выход из этой ситуации. Автор обращается к детективному жанру, начиная роман с признания в преступлении, вовлекая читателя в паутину сенсаций, убийства и неминуемую волну насилия.

Бильярд в половине десятого, 1959г

Ещё одно произведение автора, которое закрепило его в первых рядах яростных оппозиционеров войны и фашизма. История рассказывает о Роберте Фахмеле, которого отправляют на фронт Второй мировой войны командовать отступающими силами Германии. И, несмотря на свои антинацистские чувства, герой борется за восстановление нормальной жизни в самом конце войны. Будучи человеком педантичным Фахмель придерживается строгого графика, включая ежедневную игру в бильярд. Но когда в его жизни внезапно появляется давний друг, а ныне важный человек в нацистском правлении, Фахмель вынужден держать под контролем не только публичную, но и частную жизнь.

Лента

Рекомендуем посмотреть