Отчаяние Бог посылает нам не затем, чтобы убить нас, а чтобы пробудить в нас новую жизнь: гениальный интроверт Герман Гессе - RadioVan.fm

Онлайн

Отчаяние Бог посылает нам не затем, чтобы убить нас, а чтобы пробудить в нас новую жизнь: гениальный интроверт Герман Гессе

2021-07-02 21:35 , КнигоМан, 3691

Отчаяние Бог посылает нам не затем, чтобы убить нас, а чтобы пробудить в нас новую жизнь: гениальный интроверт Герман Гессе

Спустя более полувека после смерти немецкого публициста и прозаика Германа Гессе его имя числится среди наиболее значимых авторов 20 века, а книги постоянно занимают место на полках людей, увлекающихся самоанализом. А ведь когда-то писателя-Нобелевского лауреата списывали со счетов. Романы Германа Гессе лиричны и конфессиональны. В своих произведениях Гессе показывает мельчайшие нюансы движения человеческой души, многогранную палитру человеческих чувств. Германа Гессе называют гениальным интровертом, а его роман о поисках человеком самого себя «Степной волк» - биографией души.

Герман Гессе родился в 2 июля 1877-го года в городе Кальве земли Баден-Вюртемберг и принадлежал к роду протестантских священников. Предки отца Иоганнеса Гессе занимались миссионерством еще с 18 века, и он также посвятил жизнь христианскому просвещению. Мать Мария Гундерт, наполовину француженка, филолог по образованию, тоже родилась в верующей семье, несколько лет провела в Индии с миссионерской целью.

Родители видели в сыне неизменного продолжателя традиций, потому отправили ребенка в миссионерскую школу, а затем в христианский пансионат в Базеле, где глава семьи получил должность в миссионерской школе. Школьные предметы Герману давались легко, особенно нравилась латынь, и именно в школе, по словам писателя, он обучился искусству лжи и дипломатии. Но по воспоминаниям будущего Нобелевского лауреата по литературе, он говорил:

«С тринадцати лет мне было ясно одно - я стану либо поэтом, либо вообще никем».

Намерения Гессе не нашли понимания в семье и в посещаемых им учебных заведениях. Его отправили учиться в латинскую школу в Гёппингене, затем в теологическую семинарию, откуда он сбежал. Герман подрабатывал в типографии и подмастерьем в механической мастерской, помогал отцу в издательстве богословской литературы, трудился на фабрике башенных часов. Наконец, нашел дело по душе в книжной лавке, а в свободное время занимался самообразованием.

«В один миг вывел я тот урок, который только и можно было вывести из ситуации: поэт есть нечто, чем дозволено быть, но не дозволено становиться».

По воспоминаниям Гессе, за четыре года он проявил завидное усердие в изучении языков, философии, мировой литературы, истории искусства. Помимо наук, извел кучу бумаги, занимаясь написанием первых произведений. Вскоре Гессе сдал необходимые экзамены за курс гимназии и поступил в Тюбингенский университет как вольный слушатель.

«Духовная жизнь вообще делается возможной только через постоянную связь с былым, с историей, со стариной и с древностью».

Первым литературным произведением в биографии Германа Гессе считается сказка «Два брата», написанная им в десятилетнем возрасте для младшей сестры.

В 1901-м вышел первый серьезный труд Гессе - «Посмертные сочинения и стихи Германа Лаушера» (варианты перевода названий - «Оставшиеся письма и стихи Германа Лаушера», «Сочинения и стихотворения Германа Лаушера, опубликованные посмертно Германом Гессе»).

Однако одобрение критиков и признание в читательских кругах, равно как и финансовую независимость принес роман «Петер Каменцинд». Роман получил литературную премию Эдуарда Бауэрнфельда, а писатель – предложение от крупного издательства S. Fischer Verlag на приоритетную публикацию последующих сочинений. Впоследствии издательство Самюэля Фишера в течение полувека будет единственным обладателем прав на публикацию произведений Гессе в Германии.

В 1906-м Герман написал повесть «Под колесом», отразив, как и в ранее вышедших произведениях, элементы автобиографии, в частности времен учебы в семинарии. Кроме этого, автор статей и повестей выступал как критик и рецензент. Через год Гессе вместе с издателем Альбертом Лангеном и другом и писателем Людвигом Тома приступил к выпуску литературного журнала «März».

Роман «Гертруда» появился в 1910-м. Спустя год Гессе отправился в путешествие по Индии, посетил Сингапур, Индонезию, Шри-Ланку. По возвращении писатель опубликовал сборник стихов и рассказов «Из Индии». Интерес к восточным практикам найдет выход в появившемся через несколько лет аллегорическом романе-притче «Сиддхартха», герой которого уверен в том, что нельзя учением достичь познания истины, эта цель может быть достигнута только через собственный опыт.

На родине Гессе стал свидетелем событий Первой мировой войны, начал выступать со статьями и очерками антивоенной направленности, собирать средства на открытие библиотек для военнопленных. По заметкам историков, писатель сотрудничал с обеими враждующими сторонами, так что неудивительно, что против Гессе в итоге развернулась открытая пропагандистская кампания, в прессе его называли трусом и предателем.

В знак протеста Герман переехал в швейцарский Берн и отказался от немецкого гражданства. Общность идей и взглядов сблизили Гессе с французским писателем, активным сторонником пацифизма Роменом Ролланом. Там же он закончил роман «Росхальде», очередное автобиографическое произведение, в котором на этот раз речь пошла о назревающем внутрисемейном кризисе.

Публикации воспитательного романа «Демиан», описывающего моменты социального и нравственного становления личности главного героя, предшествовали трагические события в жизни Гессе: умер старший сын, затем отец, жена попала в психиатрическую лечебницу. Под влиянием юнгианского психоанализа Герман Гессе рассказал в романе не просто о молодом парне, вернувшемся с войны и ищущем место в жизни, а написал историю взросления мальчика, жившего стандартной жизнью бюргера и под давлением обстоятельств, и благодаря двойственности собственной личности превратившегося в человека, который превосходил по уровню развития окружающих. Сам Карл Юнг отозвался о романе как «о свете фары в ночи».

Дуализм главного персонажа писатель раскрыл и в романе «Степной волк», считающемся важнейшим этапом в писательской карьере Гессе. Книга положила начало направлению интеллектуальных романов в немецкой литературе, а цитаты из текста используются и как призыв к действию, и как иллюстрация личной позиции.

Новая волна популярности накрыла Гессе после публикации повести «Нарцисс и Златоуст» («Нарцисс и Гольдмунд»). А своеобразной кульминацией творчества Гессе стала «Игра в бисер», утопический роман социально-интеллектуальной направленности, породивший острые дискуссии и множественные толкования. Над произведением писатель работал на протяжении десятилетия и публиковал частями. Полноценная книга увидела свет в Цюрихе в разгар Второй мировой – в 1943-м. На родине Гессе последний роман запрещенного ранее за антифашистскую позицию писателя вышел только в 1951-м.

После издания «Игры в бисер» Гессе ограничился выпуском рассказов, стихов, статей. В 1962-м писателю диагностировали лейкемию, в августе того же года Герман Гессе умер от кровоизлияния в мозг.

Скульптура Гессе в Кальве

Самые известные цитаты и высказывания Германа Гессе из разных произведений:

Отчаянно держаться за своё «Я», отчаянно цепляться за жизнь - это значит идти вернейшим путём к вечной смерти, тогда как умение умирать, сбрасывать оболочку, вечно поступаться своим «Я» ради перемен ведёт к бессмертию. «Степной волк»

Люди мужественные и с характером всегда очень жутки другим людям. «Демиан»

Большинство людей не хочет плавать до того, как научится плавать. «Степной волк»

Большинство вещей, которым нас учат, конечно, вполне правдивы и правильны, но на все можно смотреть и совсем не так, как учителя, и тогда они большей частью приобретают куда лучший смысл. «Демиан»

Истина должна быть пережита, а не преподана. «Игра в бисер».

Прошлое прошло: было ли оно удачным или лучше бы его и вовсе не было, признаем ли мы за ним какой-то «смысл» или не признаем, - все это в равной мере лишено значения. «Игра в бисер»

Ценность имеют только те мысли, которыми мы живем. «Демиан»

Во всяком случае, жизнь пьяницы и распутника, вероятно, живее, чем жизнь безупречного обывателя. И к тому же – я это где-то прочел, – жизнь распутника – лучшая подготовка для мистика. Всегда ведь есть такие люди, как святой Августин, которые становятся ясновидцами. «Демиан».

Когда тот, кому что-то необходимо, находит это необходимое, причина тому не случайность, а он сам, ведет его собственная потребность, собственная неволя. «Демиан»

И самому невинному человеку случается раз-другой в жизни вступать в конфликт с такими прекрасными добродетелями, как почтительность и благодарность. «Демиан»

Нет на свете женщины, без которой нельзя прожить, - и нет женщины, с которой нельзя ужиться. «Последнее лето Клингзора».

Думаешь, что близок к Богу, а обнимаешь женщину. Думаешь, что достиг гармонии, а всего только сваливаешь свою вину и свою беду на далекое будущее существо! «Последнее лето Клингзора»

Разве идеалы существуют для того, чтобы их достигли? Разве мы, люди, живем для того, чтобы отменить смерть? Нет, мы живем, чтобы бояться её, а потом снова любить, и как раз благодаря ей жизнь так чудесно пылает в иные часы. «Степной волк»

Ты слишком много ищешь; из-за чрезмерного искания ты не успеваешь находить. «Сиддхартха»

Если тебе непременно нужно чье-то разрешение на твое удовольствие, тогда ты действительно несчастен! «Степной волк»

Каждый человек считает страдания, выпавшие на его долю, величайшими. «Степной волк»

Тому, чьи жизненные силы с самого начала подорваны, не продлит жизнь никакое лекарство на свете. «Степной волк»

Отчаяние Бог посылает нам не затем, чтобы убить нас, он посылает нам его, чтобы пробудить в нас новую жизнь. «Игра в бисер»

Ах, любовь существует не для того, чтобы делать нас счастливыми. Я думаю, она создана, чтобы показать нам, насколько мы сильны в страдании и терпении. «Демиан»

Животные более настоящие, чем люди. Они не хотят тебе льстить, не хотят производить на тебя какое-то впечатление. Ничего показного. Какие они есть, такие и есть, как камни и цветы или как звезды на небе. «Степной волк»

Когда мы ненавидим кого-то, мы ненавидим в его образе то, что сидит в нас самих. То, чего нет в нас самих, нас не волнует. «Демиан»

Вы слишком сильно чувствуете свое «я» или слишком от него зависите, а это отнюдь не то же самое, что быть сильной личностью. «Игра в бисер»

Разве все страдания — это не время, разве все самоистязания и страх — это не время, разве все тяжкое, все враждебное в мире не исчезает побежденное, стоит лишь победить время, отрешиться в мыслях от времени? «Сиддхартха»

От всего, чего человек жаждет, он всегда отделен только временем (...)! Оно - одна из опор, один из мостов, которые надо, прежде всего, упразднить, если хочешь свободы. «Последнее лето Клингзора»

Чтобы были упадок и подъём, надо, чтобы были низ и верх. Но низа и верха нет, это живет лишь в мозгу человека, в отечестве иллюзий. «Последнее лето Клингзора»

Властолюбец погибает от власти, сребролюбец - от денег, раб - от рабства, искатель наслаждений - от наслаждений. Так и Степной волк погибал от своей независимости. «Степной волк»

Научитесь серьезно относиться к тому, что заслуживает серьезного отношения, и смеяться над прочим! «Степной волк»

Если мы можем сделать человека счастливей и веселее, нам следует это сделать в любом случае, просит он нас о том или нет. «Игра в бисер»

◆ И у самой несчастливой жизни есть свои светлые часы и свои цветики счастья среди песка и камней. «Степной волк»

Лента

Рекомендуем посмотреть