Нельзя сказать, что после замужества жизнь Джозефин стала скучной и однообразной. Просто в этой жизни не было почти ничего от самой Джо. Вся ее жизнь вращалась только вокруг мужа, его интересов и его карьеры. Она стала главной музой, идейной вдохновительницей, пресловутой «поддержкой и опорой». Ее дневники наполнились рассказами о совместном быте и подробными описаниями работ мужа. Она скрупулезно фиксировала каждую продажу и вела всю его корреспонденцию. Джо писала: «Если может быть место только для одного из нас, то это, несомненно, должен быть он. А я могу быть рада и благодарна за это». Возможно, для многих женщин роль главной (и по сути единственной) музы могла быть предметом гордости. Но Джозефин Нивисон, однажды превратившись в музу, навсегда перестала быть той художницей, чьи картины висели рядом с Пикассо и О’Киф.
Эдвард Хоппер. Нью-йоркский кинотеатр, 1939г
Многоликая
Женщина сидит на кровати в потоке солнечного света, льющегося из окна. Другая женщина стоит, прислонившись к стене, в нью-йоркском кинотеатре. Третья сидит за стойкой ночного кафе. Десятки женщин в офисах и квартирах, в разных интерьерах и нарядах. Каждая из них — это Джо Нивисон Хоппер. Актерский опыт помогал ей перевоплощаться, подстраиваясь под идеи мужа. В одном из дневников Джозефин писала, как обожгла ногу о плиту, позируя обнаженной для очередной картины Хоппера, и очень гордилась этим.
Эдвард Хоппер. Утреннее солнце, 1952г
Джо придумала названия для многих картин своего мужа, в том числе и для знаменитых «Полуночников». Она сочиняла имена и истории для героев этих работ, и потом они вместе с Эдвардом обсуждали, чем эти вымышленные персонажи могли бы заниматься, их повседневные привычки и предпочтения. Этот союз был важным и ценным для обоих. Именно Джо в самом начале их отношений уговорила Хоппера начать рисовать акварели. За 40 с лишним лет совместной жизни она не раз помогала ему выйти из творческого ступора. Джозефин писала, что в Эдварде очень силен соревновательный дух, и чтобы заставить его писать, ей достаточно было начать собственную картину.
Эдвард Хоппер. Полуночники, 1942г
Выйдя замуж за Хоппера, Джо не прекращала писать. Но, по мнению искусствоведов, самыми сильными ее работами все же остались те, которые были написаны до брака. В своих дневниках она жаловалась, что муж не поддерживает ее работу. Хотя некоторые эксперты высказывают предположение, что Джозефин, некогда подававшая большие надежды, просто не обладала достаточным талантом, а ее работы довольно быстро перестали соответствовать духу времени. Конечно, оказывай Эдвард больше поддержки жене, возможно, ей удалось бы развиваться и стать популярной и продаваемой художницей. Однако сейчас ответа на этот вопрос уже не найти.
Эдвард Хоппер. Рисующая Джо, 1936г
С тех пор, как Гейл Левин, получившая эксклюзивный доступ к дневникам Джо Хоппер, обнародовала цитаты из них, в арт-мире возникли споры о том, можно ли принимать на веру абсолютно все в этих записях. Барбара Новак, которая была одной из немногих близких подруг семейства Хопперов, заявила, что Джо «видела мир сквозь колючую проволоку обиды. Эти тирады были частью ее эксцентричности. Она была безумна, но восхитительно безумна. Она была блестящей, необыкновенной женщиной, но совершенно без чувства юмора».
Джозефин со своей картиной
Продолжение следует…
По материалам artchive.