Приносили несчастья самому автору, натурщикам, владельцам картин или даже зрителям: роковые шедевры (часть 2) - RadioVan.fm

Онлайн

Приносили несчастья самому автору, натурщикам, владельцам картин или даже зрителям: роковые шедевры (часть 2)

2021-07-10 20:57 , Минутка истории, 1683

Приносили несчастья самому автору, натурщикам, владельцам картин или даже зрителям: роковые шедевры (часть 2)

Продолжение

Любое произведение изобразительного искусства является неким отпечатком оригинала, будь то воссоздание определенного пейзажа, человека или же собственной мысли, эмоции. Особенной энергетикой обладают портреты, которые отражают не только видение и мировосприятие художника, но и внутренний мир натурщика. Мотив «рокового портрета» прослеживается в известном произведении Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». По роману, картина пагубно повлияла на самого автора, на натурщика и на людей, которые имели отношение к портрету. И это не только художественный вымысел: существуют различные примеры, подтверждающие мысль о роли тех или иных полотен в судьбах изображенных на них людей.

Печальные истории происходили с портретами прекрасных дам, написанные классиками мировой живописи. Многие из них умирали или серьезно заболевали сразу после позирования художнику, некоторые — чуть позже. Блистательная картина Карла Брюллова «Всадница» (1832 г.) предрекла судьбу изображенной юной наездницы Джованни. Лицо отрешенное, не выражает никаких эмоций, девушка спокойна и задумчива, вроде и не замечает, как норовистый вороной скакун, разгоряченный и испуганный, поднимается на дыбы! Под копытами лает и раздражает коня маленькая собачонка, а из-за перил выглядывает восхищенная маленькая Амацилия и с восторгом взирает на свою подругу. Через некоторое время Джованни насмерть затоптал конь. Неизвестно, — то ли картина художника предупреждала, то ли пагубно повлияла на судьбу юной красавицы.

Всадница. Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю. П. Самойловой. Карл Брюллов, 1832г

Трагическая судьба не миновала жену и дочь великого художника Рубенса Изабеллы Брант и Клары. После их смерти остались знаменитые полотна «Автопортрет с Изабеллой Брант», 1609 г., «Портрет Изабеллы Брант» (1610 г.), «Дочь Клара» (1618 г.), «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (1623−1626 гг.). Рубенс тяжело перенес потерю и долго оплакивал своих любимых. Прошло много лет, прежде чем он женился второй раз на шестнадцатилетней девушке, но вместе они прожили недолго маэстро умер.

Автопортрет с Изабеллой Брант. Питер Пауль Рубенс, 1609г

Та же участь постигла прекраснейших натурщиц известных художников, таких как Жанна Эбютерн — неофициальная жена Модильяни, Мария Лопухина, позировавшая Владимиру Боровиковскому, муза Валентина Серова и многие другие. Впрочем, времена были суровые, а творческая атмосфера будней творцов — увы, далека от романтики.

Амедео Модильяни. Портрет Жанны Эбютерн, 1918г

Существует мнение, что в процессе работы над полотном, художник забирает всю энергетику модели и переносит ее на картину тем самым оживляя портрет. Также есть и другие причины-предположения. Например, выставляя картину на всеобщее обозрение, многочисленные толпы посетителей взирают на изображенную девушку, и многие завидуют ее красоте, другие - мастерству художника. Как говорил писатель Гастон Де Левис: «Зависть накидывается на самые высокие достоинства и щадит одну только посредственность». Чем прекраснее натура на полотне и чем лучше удалось изобразить ее автору - тем больше восхищенно-завистливых взглядов и недобрых пожеланий.

Продолжение следует…

Источник – artсhive.

Лента

Рекомендуем посмотреть