Мистификация и недосказанность были одними из любимых уловок художницы: Тамара де Лемпицка, королева стиля ар-деко (часть 2) - RadioVan.fm

Онлайн

Мистификация и недосказанность были одними из любимых уловок художницы: Тамара де Лемпицка, королева стиля ар-деко (часть 2)

2021-07-08 21:18 , Немного О..., 2746

Мистификация и недосказанность были одними из любимых уловок художницы: Тамара де Лемпицка, королева стиля ар-деко (часть 2)

Продолжение

Лемпицкой было нужно признание — ведь от ее усилий напрямую зависело благополучие семьи. Ей надо было выделиться — и она придумывает свой собственный стиль, который радикально отличается от работ конкурентов, и который ее учитель Андре Лот назвал «мягким кубизмом». И здесь расчетливость, талант и воображение художницы объединяются для того, чтобы расчистить себе место в рядах собратьев по цеху. Она придумывает себе образ искушенной и талантливой польки, превращается в блондинку, на первые же деньги покупает новый гардероб у лучших парижских модельеров и полностью погружается в светскую жизнь. Экзотика, секс, гламур и загадка — кто же не купится на такой изысканный коктейль? Теперь она Тамара де Лемпицка, модная художница, портретистка, к которой стоят очереди, и одна из центральных личностей светских сплетен. «Я живу на обочине общества, и правила нормального общества не имеют значения для тех, кто находится на обочине» — утверждала художница и назначала гонорары по 50 тысяч франков за портрет.

Тамара Лемпицка. Портрет герцогини де ла Саль, 1925г

Тамара Лемпицка. Портрет князя Эристофф, 1925г

Тамара Лемпицка. Герцогиня де Вальми, 1924г

Слава пришла к Тамаре в 1925 году после Международной выставки современного декоративного и промышленного искусства. Ее картины были представлены на двух главных площадках выставки — в Салоне Тюильри и в Женском салоне. Чистые и ясные цвета, крупная натура — ее картины выделялись в любой экспозиции. На работы Лемпицкой обратили внимание модные журналы, ее имя замелькало на страницах газет. В том же году прошла ее первая большая выставка в Милане, которую для Лемпицкой организовал граф Эммануэле Кастельбарко. Художница написала для этой экспозиции 28 новых работ: за ее популярностью стоял упорный труд и тонкое понимание основных художественных течений, которыми фонтанировал Париж в 1920-е годы.

Как писала впоследствии сама Лемпицка, «я работала по 10 часов подряд, а во время коротких перерывов позволяла себе выпить бокал шампанского или принять расслабляющую ванну».

Картинам художницы присущ ясный, немного холодный колорит, чистые цвета, элегантные точные линии. Поздний кубизм приправлен неоклассицизмом. На ее портретах — князья и маркизы, на многочисленных ню — ослепительные красотки, в ее арсенале — эпатажные любовные связи, в друзьях — знаменитые художники Пабло Пикассо и Жорж Брак. Жан Кокто писал о Тамаре: «искусство и высшее общество она любит в равной мере. Что вы всегда увидите в её работах? Свет Караваджо, формы Фернана Леже и губную помаду Шанель». Ни одна заметная вечеринка Парижа не обходилась без Тамары де Лемпицки, щеголявшей в самых умопомрачительных нарядах от Коко и Эльзы Скиапарелли и увешанной бриллиантами — только настоящими, никакой подделки!

Дочь Лемпицких, Кизетта была на попечении матери художницы, Мальвины Деклер. Поглощенная карьерой и светской жизнью Тамара очень редко выкраивала время для общения с дочерью и даже ухитрялась представлять ее как свою младшую сестру. Тем не менее, свои первые награды Лемпицка получила именно за портреты Кизетты. В 1927 году ее работа «Кизетта на балконе» получила первый приз на выставке изящных искусств в Бордо, а два года спустя на выставке в Познани — бронзу за картину «Кизетта на первом причастии». Мальвину эти успехи совсем не вдохновляли, и, как рассказывают, осерчав на дочь, она однажды сожгла всю ее коллекцию дизайнерских шляпок.

Тамара де Лемпицка. Кизетта на балконе

Пока Тамара упорно строила карьеру и крутила один роман за другим, ее муж тоже времени даром не терял. Тадеуш познакомился с дочерью владельца фармацевтической фабрики и уехал в Варшаву. В это время художница пишет портрет своего мужа, но когда доходит до левой руки, на которой должно быть обручальное кольцо — оставляет картину неоконченной… После нескольких неудачных попыток сохранить брак Лемпицкие развелись в 1928 году. Тамара переживала разрыв трудно, но в результате сделала из него очередной повод для шумихи вокруг своего имени.

Тамара Лемпицка. Тадеуш Лемпицки (Портрет мужчины, неоконченный), 1928г

Лемпицка никогда не была одинока, но к выбору постоянных спутников относилась весьма взвешенно. Однажды, вскоре после развода, к ней в студию пришел барон Рауль Кюфнер, видный венгерский землевладелец и богач. Пришел он заказать портрет своей любовницы, танцовщицы Наны де Эрреры, а ушел очарованный красотой, талантом и умом Тамары де Лемпицки. Кюфнер понравился Тамаре, и она «присвоила» себе этого видного, богатого — и женатого — мужчину, который обожал и ее, и ее искусство. К слову, портрет Наны художница все же написала. Работала она долго, позу для своей модели подобрала весьма сложную, а саму танцовщицу, как поговаривали, изобразила «не в лучшем свете» — впрочем, и это она сделала весьма талантливо.

Тамара Лемпицка. Портрет Наны де Эрреры, 1929г

Через год после развода, в 1929-м, художница написала одну из самых своих знаменитых картины — «Автопортрет», или «Тамара в зеленом Бугатти», где изображает себя за рулём роскошной спортивной машины. Элегантная, независимая и эмансипированная, здесь она выглядела идеальной ролевой моделью для продвинутых читательниц журнала «Die Dame», поэтому редактор тут же заказала Лемпицкой ее автопортрет для обложки следующего номера издания.

Тамара Лемпицка. Автопортрет в зеленом Бугатти, 1929г

К тридцати годам Тамара де Лемпицка стала миллионершей. Она купила квартиру в Париже, на улице Мешен, которую для нее обустроил архитектор-модернист Роберт Маллет-Стивенс. Оставив дочь на попечение матери, Лемпицка по приглашению американского нефтепромышленника Руфуса Буша в 1929 году приехала в США. Она не только нарисовала портрет невесты Буша, но и устроила показ своих работ в Институте Карнеги в Питтсбурге. Этот вояж был весьма успешным для карьеры Лемпицкой, однако финансово оказался провальным — все заработанные деньги были потеряны после краха фондового рынка.

Тамара де Лемпицка. Портрет миссис Буш. 1929г

В 1930-е годы Лемпицка достигла вершины своей карьеры. Ей позировали король Испании Альфонсо XIII и королева Елизавета Греческая, ее картины стали приобретать музеи. Великая депрессия не стала помехой для упрочения финансового положения Тамары — ей по-прежнему хорошо платили за портреты. После кончины жены барон Кюфнер сделал Лемпицкой предложение, и Тамара, подумав, согласилась — но на своих условиях: оба оставались вольны в своих предпочтениях, без ревности и осуждений. Рауль подумал — и тоже согласился. Свадьба состоялась в феврале 1934 года в Цюрихе, а их счастливый брак продолжался почти три десятилетия.

Тамара Лемпицка. Идиллия, 1931г

Тамара де Лемпицка была дама умная и дальновидная, и когда после союза Венгрии и Германии в 1938 году земельные владения Кюфнера оказались под угрозой, художница настояла, чтобы муж продал все и перевел деньги в банки Швейцарии. Впереди была Америка. Оставив Мальвину и Кизетту во Франции, супруги уехали в Лос-Анжелес, где Тамара тут же развернула большую рекламную кампанию, вслед за которой последовал роскошный прием на вилле в Беверли-Хиллс. О «баронессе с кисточкой» писали все газеты, а голливудские звезды выстраивались в очередь за портретами. Через два года Тамаре удалось добиться приезда дочери — в оккупированной фашистами Франции стало очень опасно. В 27 лет Кизетта вышла замуж и переехала в Хьюстон, а Тамара с Раулем в 1943 году перебрались в Нью-Йорк.

Тамара Лемпицка. Женщина с мандолиной, 1929г

После Второй мировой Тамара и Рауль вернулись в Европу. К тому времени на смену ар деко пришли новые течения, зажигались новые звезды мировой величины… Попробовав силы в сюрреализме, Тамара не стала слишком углубляться в это направление, хотя продолжала писать — натюрморты, пейзажи, абстрактные работы… Художница в очередной раз доказала, что ничто ей не чуждо, и на некоторое время сосредоточила силы на оформлении стильных интерьеров для богатых клиентов. Когда муж художницы скончался в 1961 году, это очень ее подкосило — и духовно, и физически. Тамара переехала к дочери в США, помогала ей воспитывать детей, и понемногу старела. Но делала это с присущим ей блеском — и в окружении молодых поклонников ее таланта.

Тамара де Лемпицка. Портрет Рауля Кюфнера

Стиль ар-деко вновь вошел в моду, и в 1972 году в парижской галерее Люксембург прошла ретроспективная выставка Тамары де Лемпицки. Ее не просто вспомнили — ее опять боготворили, а цены на картины взлетели до небес. Но вместо того, чтобы отдаться новой волне восторгов и почитания, художница на следующий год оставляет США и переезжает в Мексику, в городок Куэрнавака. Впрочем, и это можно понять: окруженную роскошными природными ландшафтами и культурными памятниками, Куэрнаваку с ее чудесным климатом называют «город вечной весны» — идеальное место для того, чтобы элегантно встретить старость, стараясь глядеть в зеркала как можно реже. Тем более, что в свои 76 лет Лемпицка ухитрилась еще раз покорить сердце мужчины — ее последним спутником жизни стал мексиканский скульптор Виктор Контрерас.

Тамара Лемпицка. Зеленый тюрбан, 1929г

Пять лет спустя, в 1979 году, к ней переехала дочь Кизетта, чтобы поддержать хворающую мать. Тамара де Лемпицки оставалась верна себе до самого конца. Согласно завещанию художницы, ее прах развеяли над вулканом Попокатептель. Так экстравагантно — и так символично: угасший огонь — к угасшему огню.

По материалам arthive.

Лента

Рекомендуем посмотреть