Мистификация и недосказанность были одними из любимых уловок художницы: Тамара де Лемпицка, королева стиля ар-деко (часть 1) - RadioVan.fm

Онлайн

Мистификация и недосказанность были одними из любимых уловок художницы: Тамара де Лемпицка, королева стиля ар-деко (часть 1)

2021-07-05 20:45 , Немного О..., 2438

Мистификация и недосказанность были одними из любимых уловок художницы: Тамара де Лемпицка, королева стиля ар-деко (часть 1)

Ум, талант и расчетливость Тамары де Лемпицкой в сочетании с красотой, воспитанием и жаждой жизни составили в итоге потрясающий коктейль. Несомненно, одним из компонентом было шампанское, которое она так любила. Другим, очевидно, стала влюбчивость и способность отдаваться во власть чувств без оглядки на пересуды толпы. Экстравагантная, роскошная, успешная — все это она, Тамара де Лемпицка, королева стиля ар-деко.

В последнее время рекорды цен на аукционах достаточно редки, но талант и экспрессия Тамары де Лемпицкой по-прежнему очень высоко ценятся. Произведения художницы обожают неординарные личности — так, творчеством де Лемпицкой давно и всерьез увлечена знаменитая поп-дива Мадонна. Интересные коллекции ее картин принадлежат звездам Голливуда, актерам Барбре Стрейзанд и Джеку Николсону.

В 2020 году «Портрет Марджори Ферри» стал самым дорогим произведением в творчестве Тамары де Лемпицки. На аукционе Christie’s 5 февраля он был продан за 21,2 миллиона долларов США.

Тамара Лемпицка. Портрет Марджори Ферри, 1932г

Незадолго до этого на нью-йоркских торгах искусством импрессионизма и модернизма Sotheby’s, прошедших 12 ноября 2019 года единственный их рекорд установила картина де Лемпицкой «Розовая туника». При эстимейте в 6−8 млн долларов за полотно было заплачено 13,4 млн. Известно, что картину для своего клиента приобрела глава российского представительства Sotheby’s, но имя покупателя осталось неизвестным.

Тамара Лемпицка. Розовая туника, 1927г

Мистификация и недосказанность были одними из любимых уловок художницы, благодаря которым она стала знаменитой. Поэтому мы не можем пока сказать достоверно, родилась ли она в Варшаве или в Москве. Русские считают ее своей художницей, поляки — своей, и французы также претендуют на Лемпицку — ведь художественное образование она получила в Париже, и прославилась здесь же, во всемирно признанной столице искусства. Так или иначе, но детство Мария Борисовна Гурвич-Гурска — а по другим источникам, Тамара Розалия Гурвич-Гурска — провела в Москве. Родители развелись, и воспитанием девочки занялась бабушка Клементина Деклер, которая, как и все бабушки маленьких девочек, была уверена: их надо баловать, развлекать и покупать красивые платья.

Мария Гурвич-Гурская — будущая художница-миллионерша Тамара де Лемпицки. 1911г

Рисунок и живопись наряду с музыкой и французским языком были обязательными навыками, которые получали все девушки из хороших семей. Клементина прекрасно играла на фортепиано и смогла увлечь Тамару гармонией звуков. Однако вскоре у девочки появилась еще одна любовь — живопись. Пока Тамара училась в Швейцарии, бабушка и внучка совершали регулярные турне по Европе и обязательно посещали музеи. Полотна прославленных художников постепенно делали свое дело: одаренная Тамара пожелала всерьез учиться рисованию, и в 1914 году приехала в Санкт-Петербург. Здесь девушку взяли под крыло богатые родственники, тетя Стефа и ее муж, банкир и миллионер. Перед Тамарой открылись все двери столицы: театры и музеи, балы и модные гостиные — все было к ее услугам, и кто бы отказался с головой окунуться в веселую, беспечную жизнь?

Рассказывают, что однажды Тамара тайком прокралась на бал-маскарад в костюме пастушки, немало удивив гостей парой живых гусей, которых принесла с собой как аксессуар, дополняющий образ. Здесь она вновь встретила обаятельного красавца Тадеуша Лемпицкого, с которым познакомилась еще в Варшаве. Молодой адвокат, которому прочили хорошую карьеру, привлекал многих красавиц Санкт-Петербурга. Два года спустя Тамара и Тадеуш поженились. Разница возрасте — жених был на 10 лет старше — не имела значения для влюбленной Тамары. А наличие у красавицы-невесты хорошего приданого, которым ее обеспечил богатый дядя, весьма устраивало Тадеуша.

Тамара Лемпицка. Девушка в шляпе, 1933г

Веселая и обеспеченная столичная жизнь молодой пары закончилась в декабре 1917 года. Тадеуша арестовали, и Тамаре пришлось применить все свое обаяние для того, чтобы вырвать мужа из застенков ЧК. Правдами и неправдами эта юная энергичная женщина сделала выездные документы, забрала мать Мальвину и увезла семью за границу — вначале в Копенгаген, затем был Лондон, и, наконец — Париж.

Тамара Лемпицка. Автопортрет с дочерью. 1925−26 гг

Перемены дались нелегко. Добравшись до Парижа, семья Лемпицких была вынуждена довольствоваться малым, существуя на скудные средства, которые выручали от продажи драгоценностей. Вскоре родилась дочь, получившая при крещении имя Мария-Кристина (по другим данным, она родилась еще в России, 16 сентября 1916 года), которую обожающий девочку Тадеуш ласково называл Кизетта. Сам он после нескольких месяцев в тюрьме впал в депрессию и стал все чаще прикладываться к рюмке. В противовес ему, Тамара разглядела новые возможности и, не получив поддержки от мужа, решила вложить средства в собственное развитие. Она поступила в Академию Гран Шомье, где ее учителем стал Морис Дени, а позже — Андре Лот, который уделял начинающей художнице большое внимание и умел оценить несомненный талант. Уже в 1922 году она начала выставлять свои картины в парижском Салоне.

Продолжение следует…

По материалам arthive.

Лента

Рекомендуем посмотреть