Мопассан, Флобер, Бальзак, Жорж Санд, Дюма — эти именно сразу же вызывают у вас ассоциации с французской литературой. А что вам говорит имя Ромен Роллан? Наверняка вы его уже где-то слышали, видели это имя на корешках книг. Ромен Роллан — французский писатель, драматург и идеалист. Он был глубоко связан с пацифизмом, борьбой против фашизма и выступал за мир во всем мире. Благодаря своей позиции и литературному стилю Ромен Роллан и по сей день является одним из ярчайших представителей литературного гения.
«За высокий идеализм художественных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи», — эти слова были обращены к Ромену Роллану во время вручения Нобелевской премии в 1915 году. А первое произведение вышло из-под его пера 20 годами раньше.
Ромен Роллан родился 29 января 1866 года в Бургундии, где и прошли его ранние годы. Будущий писатель происходил из обеспеченной семьи нотариуса. В 1880 году его родители решили переехать в Париж, где их сын смог бы получить достойное образование.
С самого детства мать Роллана привила сыну любовь к музыке, которую он сохранил на всю жизнь, и впоследствии музыка занимала такую же часть его жизни, как и литература. Особенно Ромену Роллану были близки произведения Бетховена. А спустя несколько лет, во время учёбы в лицее Людовика Великого, он сильно увлекся произведениями Вагнера.
Изначально Ромена Роллана готовили к карьере университетского ученого. Особенно сильно этого жаждала его мать. Поэтому в 1889 году он с отличием окончил престижную Эколь нормаль (одно из самых престижных высших учебных заведений Франции), получив диплом преподавателя.
Ромен Роллан с сестрой
Окончив школу, Ромен Роман на два года отправился в Италию изучать изобразительное искусство и произведения великих итальянских композиторов. Творческая атмосфера, которая буквально витала в воздухе, натолкнула Роллана на написание первого произведения — драмы «Орсино». Лишь вернувшись в Париж и защитив диссертацию в Сорбонне, он воплотил свой замысел.
Помимо этой пьесы об эпохе Возрождения на начальных этапах своей писательской карьеры Ромен Роллан также написал еще несколько драматических произведений на итальянские и античные мотивы: «Эмпедокл», «Бальони», «Ниобея», «Калигула», «Осада Мантуи» — но ни одно из этих произведений так и не было ни опубликовано, ни поставлено на сцене. Несмотря на это уже в самом выборе драматического жанра проявлялось желание писателя к действию, возможности влиять на читателя и зрителя.
Он возвращается во Францию в 1891 году, где начинает подготавливать материалы для написания своей диссертации, и параллельно продолжал заниматься литературой. Через год он вступает в брак с Клотильдой Бреаль, дочерью известного филолога. На год пара вновь уезжает в Италию, где Роллан начинает писать диссертацию «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти». Писатель всегда считал эту страну одной из своих любимых, именно её атмосфера благоприятно влияла на всю его работу. Спустя два года, в 1895-м, Ромен Роллан становится первым человеком, защитившим в Сорбонне диссертацию в области музыки. После этого специально для него в университете основывают кафедру музыкознания.
На протяжении всей жизни музыка будет неотъемлемой частью жизни Роллана. Все последующие семнадцать лет писатель будет совмещать литературную деятельность с чтением лекций по музыке и изобразительному искусству в Сорбонне, а также в двух других учебных заведениях: в Школе социальных исследований и Эколь нормаль сюперьер.
Но 1985 год был знаменательным для Ромена Роллана не только благодаря присуждению звания профессора. В этом же году он познакомился с поэтом Шарлем Пеги, в чьем журнале «Двухнедельные тетради» были напечатаны его первые произведения.
Роллана всегда притягивало всё масштабное, героическое, поэтому первые свои произведения он начал объединять в циклы, которые, впрочем, не всегда доводил до конца. Так случилось с первым циклом, который сохранился лишь в черновиках. После второго цикла, «Трагедии веры», объединившим в себе пьесы «Святой Людовик», «Аэрт» и «Торжество разума», Роллан начинает отходить от драматического жанра, включая в свои циклы романы и биографии.
Пьесы Роллана из цикла «Трагедии веры» не имели особого успеха во французском театре, где в то время были популярны мещанские мелодрамы. Именно тогда у Ромена Роллана впервые появляется мысль о народном театре. В то время началась его активная переписка с Львом Толстым, которого Роллан уважал и которым восхищался. Именно Толстой привел его к мысли, что публика должна воспитываться на героических примерах.
Вдохновленный словами Льва Толстого, а также статьей Мориса Поттеше «Народный театр», Ромен Роллан сочиняет манифест, который публикует в «Двухнедельных тетрадях». В нём писатель призывает противодействовать пессимизму и материализму. Позже этот манифест лёг в основу книги «Народный театр», где Роллан обосновал необходимость создания новых пьес на основе великой истории, которые бы вдохновляла народ на новые подвиги.
В подтверждение такой позиции Ромен Роллан пишет цикл «Театр революции», который окончательно был завершен, написанной спустя 30 лет, пьесой «Робеспьер». Впрочем, в момент публикации первых произведений из цикла и демонстрации их в театре, публика еще была не готова к ним. Но вот после Первой мировой войны в Германии они ставились едва ли не в каждом театре. А во Франции эти политические пьесы приобрели огромную популярность в 1930-х годах.
Особое место в литературном наследии Ромена Роллана занимают также биографии. Первой и самой удачной в этом цикле стал «Жизнь Бетховена». Как полагает Уильям Томас Старр, биограф писателя, эту книгу он написал «в знак благодарности за источник вдохновения в минуты отчаяния и безнадежности». Отчаянье, о котором говорит Старр, было связано с разводом Роллана в 1901 году. Возможно поэтому, закончив в 1905 году биографию Микеланджело, писатель приходит к мысли, что вряд ли подобные книги, описывающие всю жестокую правду о жизни великих людей, смогут как-либо вдохновить читателя. Несмотря на это, Ромен Роллан будет продолжать работать в биографическом жанре до последних дней. Из-под его пера выйдут жизнеописания таких великих людей как Гендель, Толстой, Ганди, Рамакришны, Вивекананды и Пеги.
Но центральное место в творчестве Ромена Роллана занимает его роман-эпопея, десятитомный роман-река «Жан-Кристоф», который издавался с 1904 по 1914 год. Это история о жизни музыканта была вдохновлена его кумиром Людвигом ван Бетховеном. Но помимо жизнеописания одного человека, Роллан прекрасно изобразил в нём жизнь всей Европы. Уже первые отрывки, опубликованные в «Двухнедельных тетрадях», принесли писателю огромную славу. Всемирная слава, неожиданно постигшая Роллана, побудила писателя покинуть преподавательскую деятельность и с головой уйти в литературу. Стефан Цвейг, австрийский писатель, о романе «Жан Кристоф» однажды сказал следующее: «Это результат разочарования Роллана в биографическом жанре. Поскольку история отказала ему в образе «утешителя», он обратился к искусству…».
Марка к 100-летию со дня рождения Ромена Роллана
И этот выбор был правильным. После более чем 20 лет творчества в 1915 году за роман «Жан Кристоф» Ромен Роллан был удостоен Нобелевской премии в области литературы. Хотя в действительности премию писатель получил только в 1916 году. Такая задержка была связана с антивоенной статьей «Над схваткой», которую Роллан опубликовал в Швейцарии. Антивоенная статья, в которой были призывы к пацифизму, антивоенные возгласы, осуждающие войну, вызвала огромный скандал. Но премию писатель всё же получил, хотя из-за войны традиционной церемонии не было, и с лекцией Роллан не выступал.
Весной 1921 Роллан вместе с отцом и сестрой переехал в Швейцарию, где напряженно работал, принимал многочисленных посетителей, отвечал на множество писем. Когда позволяло здоровье, Роллан отправлялся в заграничные путешествия: в 1923 году он посетил Лондон и Зальцбург, в 1924 году — Вену и Прагу, в 1925 — побывал в Германии.
В годы войны и после её окончания Ромен Роллан начал всё больше времени уделять политической деятельности. Особенно привлекали его идеи, провозглашенные Октябрьской революцией, хотя его смущал принцип «цель оправдывает средства». Эта доктрина расходилась с идеями непротивления злу, провозглашенными Ганди. Роллан написал его биографию в 1924 году, а в 1931 году Ганди посетил Швейцарию.
Ромен Роллан и Махатма Ганди
Вторым по значимости произведением Ромена Роллана стал его второй роман-эпопея «Очарованная душа», состоящий из семи томов. Это произведение было посвящено судьбе женщины, которая яростно отстаивала свои права.
Роллан вторично женится в 1934 году на Марии Кудашевой, и спустя четыре года покидает Швейцарию и возвращается во Францию. Летом 1935 года по приглашению Максима Горького Роллан посетил СССР. Он встречался с писателями, дважды разговаривал с Иосифом Сталиным, пытаясь убедить советского руководителя в необходимости освобождения из заключения известного деятеля партии эсеров.
Ромен Роллан и Сталин
С началом Второй мировой войны писатель вновь возвращается к своим антивоенным позициям и выступает против нацизма. Но окончания войны он так и не увидел. Ромен Роллан скончался 30 декабря 1944 года от туберкулеза, которым болел еще в детстве. За три недели до смерти он написал открытое письмо семьям деятелей науки и искусства, которые пострадали от нацистов. После его смерти оно было прочитано вслух в Сорбонне.
Как писала знакомая Ромена Роллана Мари Дормуа: «Я восхищаюсь Роменом Ролланом. Я также восхищаюсь «Жан-Кристофом», но человек мне, пожалуй, нравится больше, чем автор... Он был поводырем, маяком, показывающим путь всем тем, кто колебался, у кого не хватало сил, чтобы пройти свой путь в одиночку».
Ромен Роллан был не просто писателем. Он был исследователем литературы, изучавшим её не просто внешне, а изнутри. Но, что еще важнее, Ромен Роллан был гуманистом, защитником человеческих прав и свобод. Как написал в биографии Ромена Роллана Старр:
«Возможно, еще не пришел час оценить Ромена Роллана по достоинству... Только время способно отделить гениальное от преходящего, недолговечного».
По материалам 2queens.