Известно, что впервые увидев ее композитор и пианист Фредерик Шопен сказал: «Что это за отвратительная женщина — Жорж Санд? Да и женщина ли она вообще?». Да, первое впечатление от Санд у ее современников далеко не всегда было положительным. Уж слишком своевольная, смелая, дерзкая. Впрочем, узнав ее получше, многие свое мнение категорически меняли и начинали восхищаться писательницей. Шопен, кстати, тоже — невзлюбив Санд с первого взгляда, он вскоре стал ее любовником. Но об этом мы уже рассказывали, а сегодня рассказ о том, как начинался путь этой уникальной женщины.
Огюст Шарпантьё. Портрет Жорж Санд. 1838г
Жорж Санд (Амандина Аврора Люсиль Дюпен) родилась 1 июля 1804 года в «смешанной» в социальном плане семье. Ее отец был внуком маршала Франции и имел высокое положение в обществе. Мать же была простолюдинкой-танцовщицей. Такие мезальянсы в то время были не в почете. Не приняла эти отношения и бабушка Жорж по отцовской линии, так что первые годы жизни девочка ее не знала. Все изменилось, когда Жорж было четыре года — ее отец умер, и мать отправила ребенка к бабушке, госпоже Дюпен, которая приняла внучку, увидев в ней продолжение своего глубоко любимого сына. С тех пор она стала жить в загородном поместье. Она получила прекрасное образование и воспитание.
Аврора Дюпен в детстве
Но вот характер у девочки всегда был вздорным и нормам поведения того времени не соответствовал. Например, юбкам и кринолинам Жорж предпочитала мужские брюки, так как в них ей было удобнее сидеть на лошади. Когда девушка выросла, мужской костюм еще много раз облегчал ей жизнь. Например, спустя годы, расставшись с мужем, она переехала в Париж, денег у нее было мало, но ходить в театры очень хотелось. Так что Санд экономила деньги на одежде, выбирая вместо платьев мужские костюмы, которые стоили дешевле.
Когда Авроре исполнилось 13 лет, госпожа Дюпен решила, что пора взять ее непростой характер под контроль, и отправила девочку на воспитание в школу при монастыре. Будущей писательнице там понравилось, она увлеклась церковной литературой. Религия быстро стала важнейшей частью жизни Жорж, и в какой-то момент она даже стала думать о том, чтобы уйти в монахини. «Это полное слияние с божеством я воспринимала как чудо. Я буквально горела, как святая Тереза. Я не спала, не ела, я ходила, не замечая движений моего тела», — так описывала тот период своей жизни писательница. От идеи посвятить жизнь служению Богу девушку отговорил ее духовный наставник, считавший, что она может принести пользу миру в другой сфере.
В школе при монастыре Санд провела меньше двух лет. Интересно, что одержимость девушки религией прошла очень быстро. С годами она стала все больше отдаляться от своих юношеских взглядов на этот вопрос и все больше критиковать церковь в своих произведениях. Одним из особо антицерковных можно считать ее роман «Даниелла». Газета «Ла Пресс», опубликовавшая его, даже была закрыта за это по указу властей.
Вскоре после возвращения Жорж из монастырской школы ее бабушка умерла. И тут в ее жизни появилась мать, до этого жившая в Париже. С необразованной и вульгарной женщиной, которую она почти не знала, у девушки было мало общего и общение не складывалось. Накалило ситуацию то, что мать решила «внести вклад» в жизнь дочери и нашла ей жениха. Санд эта идея не понравилась, но сопротивляться воле родителя в то время было трудно. Особенно такого родителя — за отказ от замужества мать грозила отправить дочь в монастырь, о котором Жорж к тому времени уже не мечтала. Спасло будущую писательницу, как ни странно, ее слабое здоровье, которое так сильно пошатнулось на нервной почве, что и о свадьбе, и о монастыре пришлось забыть. Спустя год девушка все же вышла замуж, но за другого человека. Ее избранником стал барон Каземир Дюдеван. В этом браке появилось двое детей — сын Морис и дочь Соланж.
Франсуа-Огюст Биар. Аврора Дюпен и ее муж барон Каземир Дюдеван
Но Санд не была создана для размеренной семейной жизни. С мужем, главным интересом которого была охота, она скучала. Так что восемь лет спустя Жорж сбежала от него и детей в Париж с Жюлем Сандо. К слову, они были не только любовниками, но и творческими партнерами. В 1831 году был опубликован их совместный роман «Роз и Бланш», имевший успех. А год спустя вышел первый независимый роман писательницы «Индиана», который уже был подписан псевдонимом Жорж Санд.
Обложного первого издания романа Жорж Санд «Индиана»
Сандо не стал последней любовью писательницы. Ей приписывают отношения с известным адвокатом Орельеном де Сезом, поэтом Альфредом де Мюссе, композитором Ференцем Листом и многими другими. В общем, Санд себе ни в чем не отказывала и других призывала к тому же. Кстати, именно Санд приписывают авторство теории стакана воды, которая подразумевает свободу взглядов. Сама Жорж описывала это так: «Любовь, как стакан воды, дается тому, кто его просит», подразумевая право женщин любить того (а точнее тех), кого хочется, и не быть осужденной за это обществом.
Один из самых громких и длительных романов у Жорж Санд случился с Фридериком Шопеном. Эта связь вдохновляла обоих на творчество. Дочь писательницы была настроена против этих отношений, так что то и дело говорила музыканту, что мать ему изменяет. В определенный момент Шопен этого не выдержал и ушел.
Фотографический портрет Жорж Санд в годы её романа с Шопеном
После расставания с Шопеном Санд поняла, что устала от суеты и переехала в свое загородное поместье. Там она и провела последние годы жизни в компании сына, с которым у нее были хорошие отношения, и внуков. Для внуков она написала несколько книг, в том числе «Бабушкины рассказы», «Розовое облако» и другие. Писательница умерла 8 июня 1876 года в возрасте 72 лет. Узнав о ее кончине, Виктор Гюго, восхищавшийся творчеством Санд, сказал: «Оплакиваю умершую, приветствую бессмертную».
Жорж Санд, март 1864 года
Ниже собраны 15 цитат из произведений писательницы:
◆ Не унижайся никогда до лести даже перед высшими, а тем более перед человеком, мнением которого ты, в сущности, пренебрегаешь. «Консуэло»
◆ Что касается общественного мнения, то, видя, кого оно превозносит, следовало бы протянуть руку тем, кого оно презирает. Говорят, что без людского уважения нельзя быть счастливым, — пусть тот, кто думает так, и хлопочет о нем. Я же лично искренне жалею тех, чье счастье зависит от каприза людской молвы. «Индиана»
◆ Всякий тщеславный человек ненавидит себе подобных и высмеивает в них порок, присущий ему самому. «Консуэло»
◆ Жизнь – большая загадка и не надо пропускать ни одного, самого мелкого факта, не объяснив себе его и не поняв. Так познаётся жизнь. «Консуэло»
◆ Так устроен человек - он всегда стремится к тому, чего у него нет... «Индиана»
◆ Эгоист всегда и везде одинок. Его душа никогда не бывает утомлена любовью, муками, постоянством; она безжизненна и холодна и нуждается во сне и покое не больше, чем мертвец. Тот же, кто умеет любить, редко бывает одинок, а если бывает, то он рад этому. «Консуэло»
◆ ...как итальянские женщины относятся к мадоннам: в часы раскаяния они молят их о прощении, а когда грешат, завешивают их лик занавеской. «Консуэло»
◆ Доброта черпает силы там, где гордость находит лишь отчаяние. «Консуэло»
◆ Всякая новая любовь вытесняет старую — это в природе вещей. «Графиня Рудольштадт»
◆ Храни меня Господь от тех, кому я верю, кому не верю, тех остерегусь я сам. «Графиня Рудольштадт»
◆ Люди, которые служат причиной несчастья других, всегда здоровы и выходят невредимыми изо всех опасностей. «Она и он»
◆ Завистливым душам свойственно ненавидеть людей за то, что те якобы отнимают у них счастье. «Консуэло»
◆ Одинокий человек – это только тень, а тот, кого не любят, одинок, всюду и со всеми. «Консуэло»
◆ Если женщина — героиня, она не может быть героиней лишь наполовину. «Она и он»
◆ Любовь, даже не очень сильная на многое закрывает глаза, но дружба размышляет. «Консуэло»