«Она обещала, что я умру в ее объятиях»: история любви Жорж Санд и Фредерика Шопена - RadioVan.fm

Онлайн

«Она обещала, что я умру в ее объятиях»: история любви Жорж Санд и Фредерика Шопена

2019-07-07 21:11 , История любви, породившая шедевры, 17108

«Она обещала, что я умру в ее объятиях»: история любви Жорж Санд и Фредерика Шопена

Он был хрупким, романтичным, почти библейской красоты композитором, а она – не только скандальной писательницей, но и женщиной, чья этажность потрясала Европу. И тем не менее, Фредерик Шопен и Жорж Санд соединили свои судьбы в романе, который продлился десять лет и стал вдохновением для ряда как музыкальных, так и литературных произведений.

Жорж Санд, 1865 год

Амандин Аврора Дюпен (именно такое имя было дано Жорж Санд при рождении) была писательницей и предвестницей феминизма, а на публике почти всегда показывалась в мужском костюме и с сигарой. Она вышла замуж за флегматичного барона Дюпена, когда ей было всего 19 лет, и бросила его спустя девять лет, чтобы с головой отдаться своим романтическим страстям.

Фредерик Шопен, 1849 год

Жорж Санд и Фредерик Шопен познакомились на ужине у любовницы Франца Листа, графини д’Агу. Молодой композитор развлекал гостей игрой на фортепиано. Хозяйка дома решила, что двум творческим личностям, возможно, будет интересно познакомиться друг с другом. Но у Шопена эта встреча оставила лишь неприятный осадок, о чем он поделился с другом:

«Что это за отвратительная женщина — Жорж Санд? Да и женщина ли она вообще?».

Это и неудивительно, что Шопена с его изысканными манерами, с его чувством прекрасного шокировало эпатажное поведение писательницы на публике и ее внешний вид. Что касается Жорж Санд, то писательница с первой же встречи была поражена польским виртуозом.

Судьба позже не раз их сводила. И после близкого общения они прониклись взаимной симпатией. Сначала Шопен и Санд встречались тайно, но в 1838 году об этом романе заговорил весь Париж. Зимой этого же года влюбленные вместе с двумя детьми Санд – дочерью Соланж и сыном Морисом, отправляются на испанский остров Майорка. В те годы Фредерик Шопен страдал от туберкулеза и постоянных приступов кашля, и выбор места для путешествия еще и определялся тем, что мягкий климат, возможно, поможет Шопену поправить здоровье.

Они прибыли на Майорку уже как настоящая семья, но счастье их продлилось недолго. Несмотря на то, что Жорж Санд ухаживала за Шопеном каждый день, его здоровье в Испании лишь ухудшилось. А как только владелец дома узнал, что молодой композитор болен, то тотчас же приказал им покинуть помещение: по законам того времени все вещи и мебель, к которым прикоснулся больной туберкулезом полагалось сжечь. Стоимость пропавшего имущества пришлось оплачивать Шопену и Санд. Они долго и упорно пытались найти новое жилье, но никто не соглашался помочь им. Поэтому единственное прибежище, в котором их семье отказать не могли, был монастырь. Хотя и там долгое время нрав Жорж Санд не могли выдержать, ведь для монастырских стен женщина, одетая в мужское платье и курящая сигары, была слишком сильным потрясением.

Так, пара принимает решение вернуться в Париж. Но сколько не упрашивала Жорж Санд, ни один из кораблей не хотел принять больного на борт. В конце концов, Санд и Шопену удалось уговорить одного из капитанов. Правда, гениальному композитору, блистательной писательнице и двум детям выдали кабину по соседству с загоном для свиней. Жорж Санд молча перенесла все неудобства, а вот Шопен позже вспоминал, что у этих свиней были «условия на порядок лучше, чем у него».

Весной 1841 года Жорж Санд и Фредерик Шопен возвращаются во Францию. Влюбленные принимают у себя Гейне, Бальзака, Делакруа. Шопену это изысканное общество приходится по вкусу, к тому же все знаменитые гости трепещут от его музыки.

«Жорж Санд и Фредерик Шопен», Эжен Делакруа

Жорж Санд гордится своим «Шопетте» или «Шопинским», как она шутливо его называет. Это был период их счастья, когда чувства в комфортной атмосфере вспыхнули с новой силой. Зимой влюбленные живут в Париже, на лето уезжают в деревушку Ноан. Жорж Санд пишет роман «Консуэло» с главной героиней-певицей, а Шопен помогает любимой как музыкальный консультант.

Но здоровье Шопена лишь ухудшается. Весной 1844 года его приходится на руках вносить на лестницу дома. Жорж Санд понимает, что ей придется взять полную опеку над всей семьей, так как Шопен был болен и полностью погружен в свои мысли, жил в каком-то своем отдельном мире. Вся семья поселилась в поместье Жорж Санд. Об их отношениях по-прежнему ходило много слухов. Многие обвиняли Санд в том, что она убивает Шопена, другие же напротив называли композитора «злым гением» и «крестом» Санд. Сама же писательница по-прежнему была без памяти влюблена в Шопена, поэтому, стараясь всячески помочь ему, свела их отношения к чисто дружеским. Но сам Шопен воспринимал такое положение, как обидное, и постоянно ревновал, считая, что у Санд появились новые любовники.

«Если какая-то женщина и могла внушить ему полное доверие, то это была я, а он этого никогда не понимал… Я знаю, что многие люди меня обвиняют, — одни за то, что я его измотала необузданностью своих чувств, другие за то, что я привожу его в отчаяние своими дурачествами. Мне кажется, что ты-то знаешь, в чем дело. А он, он жалуется мне, что я его убиваю отказами, тогда как я уверена, что я его убила бы, поступая иначе…», - писала Жорж Санд другу Шопена, Альберу Гржимале.

Детям Жорж Санд увлечение их матери тоже не нравилось. Сын Морис постоянно ревновал мать к Шопену. И в 1846 году, после сильной ссоры с Морисом, Фредерик Шопен заявляет о своем твердом решении покинуть их дом. Санд же принимает сторону сына и не удерживает своего партнера.

«Этого не могло быть, не должно было быть, Шопен не вынес моего вмешательства во все это, хотя оно было необходимо и законно. Он опустил голову и сказал, что я его разлюбила. Какое богохульство после восьми лет материнской самоотверженности! Но бедное оскорбленное сердце не сознавало своего безумия», - пишет позже Санд.

А вот уже повзрослевшая дочь Санд, Соланж, напротив настраивала композитора против Санд. По некоторым слухам, она и сама была влюблена в Шопена. Об этом свидетельствует их тесная дружба вплоть до самой кончины композитора. Соланж в своих письмах постоянно рассказывала Шопену о новых увлечениях и любовниках Жорж Санд, причиняя ему муки ревности и отдаляя от матери. Позже Жорж Санд напишет Шопену:

«…она ненавидит свою мать, клевещет на нее, чернит ее самые святые побуждения, оскверняет ужасными речами родной дом! Вам нравится слушать все это и даже, может быть, верить этому. Я не буду вступать в подобную борьбу, меня это приводит в ужас. Я предпочитаю видеть вас во враждебном лагере, чем защищаться от противницы, которая вскормлена моей грудью и моим молоком».

Постепенно переписка Шопена и Жорж Санд прекратилась, и они вовсе утратили связь. Встретились после этого лишь случайно в марте 1848 года. Об этой встрече Санд написала так:

«Я думала, что несколько месяцев разлуки излечат рану и вернут дружбе спокойствие, а воспоминаниям справедливость… я пожала его холодную дрожащую руку. Я хотела говорить с ним — он скрылся. Теперь я могла бы сказать ему, в свою очередь, что он разлюбил меня».

У нее так и остались о нем прохладные воспоминания… В романе Жорж Санд «Лукреция Флориани», который вышел в 1847 году, многие увидели явные параллели с отношениями писательницы и композитора. Безумно влюбленная Лукреция — это сама Санд, а вот предмет ее любви Кароль – очаровательный эгоист, ставший причиной ее гибели, списан с Шопена. Хотя надо сказать, что сам Фредерик Шопен всегда отказывался узнавать себя в этом герое.

Но предсказания Санд не сбылись. Она пережила Шопена на 27 лет. Да и все указывает на то, что Шопен продолжал любить Жорж Санд до конца своей жизни. Об этом свидетельствуют его слова, которые он произнес за несколько дней до смерти: «Она обещала, что я умру в ее объятиях», а также и маленький конверт, найденный в его дневнике: выведенные на нем буквы гласили «ЖФ» (Жорж и Фредерик), а внутри лежала прядь волос Жорж Санд.

Памятник Фредерику Шопену и Жорж Санд в Париже

Отношения с Санд для Шопена всегда были непростыми. Генрих Гейне так писал о великом композиторе:

«Это человек необыкновенной чувствительности: малейшее прикосновение к нему — это рана, малейший шум — удар грома; человек, признающий разговор только с глазу на глаз, ушедший в какую-то таинственную жизнь и только изредка проявляющий себя в каких-нибудь неудержимых выходках, прелестных и забавных».

Несмотря на то, как нелегко было Шопену жить в атмосфере эпатажа и постоянного надрыва, все же многие исследователи сходятся во мнении, что свои лучшие произведения композитор написал именно в период их совместной жизни. Так или иначе, сокровищница мирового искусства стала намного богаче благодаря этому роману…

Лента

Рекомендуем посмотреть