Через десять дней после свадьбы матери и отчима вышла замуж Сюзанна Ошеде: ее избранником стал молодой американский художник-импрессионист Теодор Батлер. Событие на своей картине запечатлел друг Батлера, Теодор Робинсон. Год спустя в семействе Батлер появился сын Джеймс, а несколько позже — дочь Алиса. Сюзанна умерла совсем молодой, в 1899 году и была похоронена в Живерни. Ее младшая сестра Марта взяла на себя воспитание маленьких Батлеров, а в 1900 году вышла замуж за их отца.
Свадьба Марты Ошеде и Теодора Батлера. Сын Альфреда Сислея, Пьер, сидит на полу справа; его сестра Жанна стоит позади него; Моне стоит на ступенях слева. Поль Дюран-Рюэль — крайний слева. Живерни, 31 октября 1900г
В 1893 году Моне начинает работы над своим знаменитым садом. Он покупает примыкающий к его участку кусочек земли, в борьбе с местной общиной отвоевывает право сделать отвод от ручья, выкапывает пруд, который засаживает нимфеями, и строит японский мостик. Цены на его картины выросли — равно как и на работы его собратьев-импрессионистов: за полотно кисти Моне платили 10−15 тысяч франков, за работу Дега — семь, Ренуара — пять. Прошли те времена, когда картина, проданная за 50 франков, спасала семью и позволяла протянуть месяц на хлебе и воде. Заслуженное признание пришло, а вместе с ним и достаток, и средства на создание сада, и возможность приглашать к хворающей временами Алисе лучших врачей.
Клод Моне. Водяные лилии, 1899г
Неугомонный Моне по-прежнему жаден до впечатлений и живописных мест, которые вдохновляют его на решение новых творческих задач. Он едет в Норвегию, рисует скалы Пурвиля, туманные пейзажи Варанжвиля. Как всегда, он пишет сериями по 20−30 картин, которые теперь весьма ценятся на парижских аукционах.
Клод Моне. Красные дома Бьорнегаарда в снегу. Норвегия, 1895г
Клод Моне. Пейзаж в Норвегии, синие дома, 1895г
Клод Моне. Норвегия, деревня Сандвикен в снегу, 1895г
Очередная буря постигла семейство Моне в 1897 году: Жан Моне высказал настоятельное желание жениться на Бланш Ошеде. Споры и ссоры сотрясали дом в Живерни, однако Алиса приняла сторону молодых, и ее «дорогой Клод» был вынужден согласиться с решением жены. После свадьбы молодые переехали в Руан, где Жан работал химиком под началом своего дяди Леона Моне.
Клод Моне в Живерни. 1905
Осенью 1899 года Клод и Алиса в сопровождении дочери Жермены отправляются в свою первую совместную заграничную поездку: они едут в Лондон. К Новому году все семейство собралось в Живерни, а уже в феврале 1900-го Моне опять в столице Англии: его неумолимо влекла Темза. Полетели ежедневные письма Алисе, основная тема которых — беспокойство за зимующие в саду растения и тревога за пасынка Мишеля, живущего в Лондоне. В ответных письмах Алисы — злобные нападки на друзей Моне, с которыми он проводит время и которые «ведут слишком разгульный образ жизни». «Дорогой Клод» пакует 80 полотен и едет домой. А осенью 1900 года в галерее Дюран-Рюэля походит его первая выставка картин, на которых изображен знаменитый пруд и нимфеи. Годовой доход художника перевалил за 200 тысяч, и он позволил себе очередную роскошь — автомобиль и шофера.
Клод Моне. Японский мостик (Пруд с водяными лилиями, симфония в розовом), 1900г
Как вспоминал Жан-Пьер Ошеде, часто садившийся за руль авто отчима, «…мы часто ездили в одни и те же места, особенно любимые Моне: на побережье в Клашалоз или в Дез-Аман, в Лион-ла-Форе, в Анделис и т. д. В путешествиях обязательно участвовала моя мать, иногда брали еще кого-нибудь. Порой прогулка по окрестностям превращалась в настоящую экскурсию на целый день, а то и на несколько дней». Алиса любила эти прогулки: «дорогой Клод» был рядом, писал этюды и не давал ей никаких поводов к ревности. Радость общения с мужем и путешествия оживляли ее одинокую, в общем-то, жизнь: большинство детей разъехалось и большой дом в Живерни почти опустел.
Клод Моне. Садовая дорожка, 1901г
Тем временем Моне, после очередных тяжб с местными жителями и властями, расширил свой драгоценный пруд. За растениями ухаживали семеро садовников, которым Моне мог, к примеру сказать: «Хочу, чтобы весной весь сад был фиолетовым!» — и он таковым становился. Жермена Ошеде наконец-то нашла себе суженого — вышла замуж за адвоката из Каня. Это была первая большая свадьба, на которую в Живерни съехалась не только вся семья Моне-Ошеде, но и представители аристократических семей, которые прошли строгий отбор Алисы Моне. Столы ломились от изысканных блюд, сад повергал гостей в изумление, невеста была чудо как хороша — словом, Алиса Моне была на седьмом небе от счастья. Год спустя — еще одна свадьба, на этот раз Жана-Пьера Ошеде.
Почти все дети были пристроены. Алиса и Клод побывали в Мадриде, потом была Венеция — и четыре десятка новых картин. «То, что он пишет, это просто чудо. Эти восхитительные блики, эта перламутровая вода… Только он один способен так передать все это…» — писала Алиса.
Клод Моне. Сан-Джорджо Маджоре в сумерках, Венеция, 1908г
Клод Моне. Большой канал в Венеции, 1908г
На обратном пути остановились в ностальгической Бордигере, посетили Жермену, которая ждала уже второго ребенка. По возвращению в Живерни Алиса слегла и проболела всю зиму 1909 года. Летом вместе с мужем она вновь отправилась в путешествие — по Франции. Почти месяц они провели вдвоем, наслаждаясь видами и обществом друг друга. Моне не сделал за это время ни одного наброска.
Алиса и Клод Моне в Венеции, 1908г
Весной 1910 года Алисе Моне поставили страшный диагноз: лейкемия костного мозга. В то время эту болезнь еще не умели лечить, и врачи давали ей год, от силы два. Осенью Клоду Моне исполнилось 70 лет, но это был невеселый праздник. У художника начало портиться зрение, Жак влез в долги, Жан носился с очередным финансовым проектом… Алиса угасала, ее мучили ужасные боли. Ее не стало 19 мая 1911 года. Два дня спустя ее похоронили в Живерни, рядом с дочерью Сюзанной и первым мужем Эрнестом Ошеде.
Клод Моне. Желтые ирисы с розовым облаком, 1910-е
После смерти любимой Алисы, которая на протяжении 35 лет была ему опорой и защитницей, Моне остался в одиночестве. Художник глубоко переживал утрату жены: его глаза не просыхали от слез, а кисти и краски покрывались пылью. По просьбе Алисы после ее кончины Моне сжег все ее письма. Дружная прежде семья распалась. Одна лишь Бланш оставалась рядом — управляла домом, вела дела, сопровождала «папу Моне» в поездках и приглядывала за его любимым садом. И вот, как и много раз до этого, Моне после тяжелого удара судьбы вновь обрел утешение в любимой работе. Впереди его ждали еще 15 лет жизни, насыщенной творческими исканиями, и главный труд — восемь огромных полотен с водяными лилиями «Декорации», для которых музей Оранжери выстроил отдельные залы.
Заглавная иллюстрация: Клод Моне. Под тополями, 1887г
По материалам artсhive.