Почти все дети Ошеде называли Клода «папа Моне» — кроме, разве что, старшей Марты, которая так и не смогла принять разрыв между родителями. Бланш Ошеде к 11 годам стала проявлять интерес к рисованию, и вскоре стала верным другом и спутником «папы Моне» в его вылазках на природу. Годы спустя ее стиль настолько приблизился к стилю отчима, что их работы было сложно отличить.
Клод Моне. Бланш Ошеде, 1880г
Весной 1883 года семейство Моне-Ошеде обосновалось в Живерни — живописной нормандской деревушке на берегу реки Эпта, впадавшей в Сену. Золотистые склоны холмов, тенистые долины и туман над рекой — местные пейзажи покорили сердце художника. Неподалеку, в местечке Прессуар, нашелся большой дом на восемь комнат, с хозяйственными постройками и большим участком земли. Вскоре прибыла Алиса с семейством, и жизнь закипела: ремонтировали курятник, сажали овощи, обустраивали причал и, конечно же, разбили цветник.
Клод Моне. В лесу Живерни. Бланш Ошеде за мольбертом и Сюзанна Ошеде с книгой, 1887г
Марта, Сюзанна, Жермена и Бланш поступили в пансион при женском монастыре Провидения, младшие мальчики пошли в начальную школу. А «папа Моне» опять отправился в путешествие — на этот раз в Италию, в Бордигеру, откуда все так же ежедневно писал письма Алисе: «Истратил все привезенные холсты. Работа продвигается хорошо. Мне не терпится вернуться домой и заняться садом вместе с Малышом и Мими. Я далеко от вас, но чувствую, что люблю вас больше, чем когда бы то ни было. Как бы мне хотелось послать вам хоть немножко здешнего солнца! Жду в ответ доброго и ласкового письма…»
Клод Моне. Бордигера, Италия, 1884г
Клод Моне. Маленькая ферма в Бодигере, 1884г
Клод Моне. Группа оливковых деревьев в Бордигере, 1884г
Сотрудничество импрессионистов с новым парижским торговцем картинами Жоржем Пети несколько примирило критиков с новым направлением искусства. Дюран-Рюэль, со своей стороны, старался сохранить свои контакты с импрессионистами и повез их картины в Америку, где после выставки раскупили практически всё. Как позже вспоминал Дюран, «…если бы я умер в шестьдесят лет, то не оставил бы после себя ничего кроме долгов. Я был бы банкротом, сидящим на куче сокровищ». А тем временем Пети в Париже продает картин Моне на 15 тысяч франков, критики — благожелательны и временами восторженны. Художник расплатился с некоторыми старыми долгами и на оставшиеся деньги построил причал и плавучую мастерскую.
Клод Моне. В норвежской лодке в Живерни, 1887г
Жизнь семейства Моне-Ошеде по-прежнему была достаточно бурной. Художник регулярно уезжал — писал он только на пленэре, его темпераментной творческой натуре новые впечатления были жизненно необходимы. Алиса, практически не оставлявшая Живерни, с годами становилась все более подозрительной и желчной. Справедливости ради отметим, что она не только требовала ежедневных письменных отчетов от Клода, но и сама писала ему с такой же регулярностью. А Моне отвечал, иногда вот так: «…С какой радостью я думал о возвращении домой! А теперь я его боюсь! Вы обладаете странной особенностью: вам постоянно необходимо на что-то жаловаться. Я прекрасно понимаю: вам не терпится обрести свободу от меня. Но если б вы только знали, насколько безразличны мне все на свете женщины, кроме вас…»
Клод Моне. Прогуливающаяся (Сюзанна Ошеде), 1887г
Осенью 1890 года Моне выкупает дом в Живерни за 22 тысячи франков. Больше никаких переездов, побегов от кредиторов — отныне он и его семья будут жить спокойно, на собственной земле… А тем временем в Париже медленно угасал муж Алисы, Эрнест Ошеде. В феврале 1891 года его разбил паралич, и Алиса сразу же приехала в Париж. Любви между ними давно не было, но чувство привязанности и жалость остались. 19 марта Эрнест Ошеде скончался на руках Алисы. После панихиды его прах перевезли в Живерни и похоронили на местном кладбище.
Зима в Живерни. Клод Моне, 1885г
10 июля 1892 года, после положенного срока траура, Клод Моне и Анжелика Эмелия Алиса Ренго сочетались законным браком в присутствии четырех свидетелей. Конечно же, вначале была церемония венчания — на этом настояла Алиса, а несколько дней спустя пара расписалась в мэрии. Отныне Алиса Моне могла не опасаться слухов и домыслов, а ее дочери гордо несли голову, выезжая в свет.
Заглавная иллюстрация: Клод Моне. Пейзаж в Живерни
Продолжение следует…
По материалам artсhive.