История любви, породившая шедевры: Клод Моне и Алиса Ошеде – когда невозможно существовать порознь (часть 1) - RadioVan.fm

Онлайн

История любви, породившая шедевры: Клод Моне и Алиса Ошеде – когда невозможно существовать порознь (часть 1)

2021-06-13 20:22 , История любви, породившая шедевры, 4664

История любви, породившая шедевры: Клод Моне и Алиса Ошеде – когда невозможно существовать порознь (часть 1)

В 1879 году Клоду Моне исполнилось 39 лет. Его творческая карьера напоминала «американские горки»: за большими удачными продажами следовали долгие месяцы голода и бедствий, положительные рецензии были редки, а критики по-прежнему считали импрессионизм «откровенной мазней». Кредиторы стали неотъемлемой частью существования Моне, и всякий раз он умудрялся удачно улизнуть вместе со всем семейством и снимал новый дом. В Ветёе судьба свела воедино семьи Моне и Ошеде — они жили под одной крышей.

Восемь детей, четверо взрослых и прислуга. В этом море шума, детских и взрослых болезней, печали и безденежья Алиса Ошеде противостояла всем невзгодам как скала. Ее муж Эрнест после банкротства перебрался в Париж и пытался зарабатывать на жизнь заметками об искусстве, которые у него покупали небольшие газеты. Роман Клода и Алисы доводил его до исступления. А жена регулярно напоминала, кто повинен в случившейся катастрофе. «Что же, — писала мужу Алиса, — я принимаю твое решение окончательно бросить меня. Если ты сумеешь преуспеть, тем лучше… Помимо заботы о детях и бесконечных занятий с ними музыкой, все мое время поглощает страшная болезнь г-жи Моне».

Каролюс-Дюран. Портрет мадам Алисы Ошеде (впоследствии мадам Моне). 1878г

Камилла Моне угасала от рака, и к августу 1879 года стало ясно, что надежды на выздоровление нет. Алиса и Клод по очереди дежурили у постели больной, стараясь хоть как-то облегчить ее страдания. Воспитанная в католической вере, Алиса настояла, чтобы Камилла и Клод, жившие в гражданском браке, сочетались церковным союзом. 31 августа 1879 года аббат Амори «обвенчал Клода Оскара Моне и находящуюся при смерти Камиллу Леонию Донсье», после чего больную соборовали. 5 сентября 1879 года после долгой и тяжелой агонии Камилла Моне скончалась. Ей было всего лишь 32 года.

Клод Моне. Камилла на смертном одре, 1879г

Моне был потрясен смертью жены. И все же его неугомонное творческое начало не смогло устоять перед искушением: запечатлеть Смерть. Несколько часов подряд он писал портрет усопшей. Годы спустя Моне признался своему другу Жоржу Клемансо: «…Все это происходило помимо меня, автоматически. Сначала шок и дрожь от созерцания этого цвета, а потом чистый рефлекс, бессознательное стремление делать то, что я привык делать всю свою жизнь…» Камиллу Донсье похоронили на местном кладбище, обратившись за помощью к благотворительной организации «Братья милосердия». Ни надгробия, ни памятника, лишь кустики фиалок, которые посадили на ее могиле «большие девочки» Ошеде — Марта, Бланш и Сюзанна.

Семьи Моне и Ошеде, 1880 год
Слева направо: Клод Моне, Алиса Ошеде, Жан-Пьер Ошеде, Жак Ошеде, Бланш Ошеде, Жан Моне, Мишель Моне, Марта Ошеде, Жермен Ошеде, Сюзанна Ошеде

Алиса продолжала управлять хозяйством и многочисленным семейством твердой и властной рукой. Все попытки Эрнеста вернуть себе семью и детей она встречала насмешками. Позади осталась трудная морозная зима, многочисленные детские ангины, отказы в кредите у бакалейщика и прачки… Алисе приходилось самой пилить и колоть дрова — в доме не было еды, но камины излучали тепло. Моне же продавал свои картины тем немногим ценителям его таланта, которые были готовы истратить 100−200 франков на полотно, и писал при каждом удобном случае. Даже ужасный ледоход, принесший деревне много разрушений и горя, стал для него поводом написать серию из двух десятков полотен. Художник не стал выставляться на пятом Салоне импрессионистов, представив две работы на официальный Салон (приняли лишь одну — «Лавакур»).

Клод Моне. Лавакур, солнце и снег, 1880г

Идея устроить персональную выставку стала для Моне удачным ходом. Художника заметила Маргарита Шарпантье, хозяйка одного из популярных парижских салонов, с которой Моне познакомил его друг Ренуар. За картину «Ледоход» она платит Моне полторы тысячи франков, и весть об этой высокой цене расходится кругами по всем салонам Парижа. Но это скорее единичная удача, чем закономерность.

Клод Моне. Ледоход, 1880г

Денежные проблемы для Моне были прямо-таки заколдованным кругом, который никак не удавалось разорвать. Несмотря на дешевую аренду, семейство Моне насчитывало двоих взрослых и восьмерых детей, старшей из которых, Марте, уже исполнилось 17 лет. Всех их надо было содержать, кормить, лечить и платить за обучение. И тут случилось чудо: на горизонте опять возник Поль Дюран-Рюэль. После посещения парижской мастерской Моне он купил 15 картин, уплатив художнику 4500 франков.

Клод Моне. Закат на Сене зимой, 1880г

Вдохновленный таким результатом, Моне опять уехал на пленэры — в Нормандию. Он писал и писал морские пейзажи, которые так любили покупатели. Эти усилия не прошли даром: по возвращении в Ветёй Моне слег. Он просто устал — и душевно, и физически. Несколько недель он отсыпался, а верная Алиса прилагала все усилия, чтобы ему было комфортно и спокойно. Художник отменил свое участие во всех Салонах и посвятил время семье.

Клод Моне. Берега Сены в Ветёй, 1880г

В декабре 1881 года Моне решил переехать из Ветёй в Пуасси. Алисе Ошеде предстояло сделать выбор: переезжать вместе с ним, либо вернуться к мужу. И она выбрала «дорогого Клода» — скандальный поступок для замужней женщины ее круга. Алиса определенно была достаточно расчетливой, к тому же у нее на руках было шестеро собственных детей и двое детей Клода, к которым она относилась как к своим.

Постепенно она изгнала из дома призрак Камиллы, избавилась от ее писем, фотографий и платьев. Своими «призраками» на картинах не обзавелась: Клод не писал ее часто, как Камиллу — что ж, она не натурщица. За годы, проведенные под одной крышей, Алиса успела приспособиться к вспыльчивому характеру Моне, умела промолчать, когда он в очередной раз сыпал искрами недовольства. На людях они всегда соблюдали приличия и обращались друг к другу на «вы».

Клод Моне. Церковь в Ветей, 1880г

Алиса желала, чтобы Клод писал ей каждый день — и он покорился этой участи. Это были не просто записочки, а обстоятельные письма до 10−12 страниц, начинающиеся со слов «Уважаемая сударыня!» Определенно, Алиса обладала большим влиянием на Моне — ведь она оставалась главой семьи, пока художник находился в разъездах, и именно она хлопотала о том, чтобы сводить концы с концами. Ее личной годовой ренты в 680 франков на обеспечение дома определенно не хватало, дом атаковали кредиторы — и Клода, и Эдуарда, дети болели и нуждались во внимании и заботе. Редкие продажи картин Дюран-Рюэлю поддерживали семейство на плаву.

Клод Моне. Сена, Ветёй, 1881г

Очередные (и далеко не последние) попытки Эрнеста Ошеде вернуть Алису и детей вызвали у Моне большое раздражение и тоску. И, наконец, в одном из писем Алисе он пишет о своих истинных чувствах - впервые: «…Я считаю совершенно невозможным для нас с вами существовать порознь. Но мне прежде всего необходимо знать, что решили вы сами. После этого я тоже приму решение. Истина заключается в том, что мне плохо. Одна только мысль о разлуке с вами ввергает меня в безумие. До завтра. Люблю вас. Целую тысячу раз». Думается, что Алиса Ошеде была счастлива. Она приняла решение, и никогда о нем не жалела.

Продолжение следует…

По материалам artсhive.

Лента

Рекомендуем посмотреть