Газарос Сарьян и его супруга Аракси прожили вместе 30 лет. В ее воспоминаниях Газарос Сарьян предстает прежде всего как человек, который всю свою жизнь посвятил служению своему народу и никогда не сетовал на выпавшие на его долю испытания, не изменил своему оптимизму и готовности помогать людям…
Газарос Сарьян воспитывался в благородной семье с высокими нравственными и духовными традициями - его отцом был Мартирос Сарьян, дедом по матери Газарос Агаян, в честь которого и назвали его.
Талантливый композитор, автор многих прекрасных произведений, он на протяжении 26 лет руководил Ереванской государственной консерваторией имени Комитаса. Благодаря его преданности, самоотверженности и инициативности удалось придать новые импульсы и дух этому центру армянской музыки, воспитать новых талантливых музыкантов, внесших впоследствии огромный вклад в дело развития этой сферы. Эти 26 лет были периодом расцвета Ереванской консерватории.
Именно при Г. Сарьяне было построено новое здание консерватории, а затем и оперная студия, ныне носящая его имя.
Каждый миг, прожитый с мужем, был для г-жи Аракси заветным и знаменательным, ибо она жила исключительно интересами мужа, пытаясь всячески быть ему полезной, избавляя от будничных повседневных забот, чтобы ее любимый мужчина имел как можно больше времени для творчества.
«Он был для меня необыкновенным мужем, таким заботливым, что большего женщине, наверное, и не надо,- с откровенной гордостью рассказывала г-жа Аракси.- Каждый раз, поев, говорил: спасибо, с какой любовью ты приготовила все это! Я знала и понимала его заботы и не требовала излишнего или формального внимания к себе. Я и мой муж прожили вместе тридцать лет, и прожили, как в сказке...»
Любовь супругов Сарьян тоже была не совсем обычной. Аракси – вторая жена Газароса. Первой была его однополчанка, с которой он к тому времени развелся. Все произошло в 1960-м, когда Газарос Сарьян был назначен ректором консерватории и уже вскоре знал всех ее студентов. Аракси не была исключением - их знакомство ограничивалось простыми взаимоотношениями преподаватель-студент. И все же именно этой девушке было суждено рука об руку пройти по жизни с этим незаурядным человеком и талантливым композитором. Как-то раз она случайно услышала, что ректор якобы собирается жениться на ней. «Мне было так неловко, мне казалось, что все думают, будто это я напрашиваюсь ему в жены…», - признавалась г-жа Аракси. Через некоторое время слухи эти затихли. Но однажды Аракси, оказавшись наедине с Газаросом Сарьяном, получила от него предложение руки и сердца. «Газарос очень спокойно спросил меня, знаю ли я, что в городе распространились слухи о том, что он хочет жениться на мне. Я не стала кокетничать и ответила, что никакого повода для этого не давала и вообще чувствую себя неловко. А он устремил на меня свой ласковый взгляд и сказал, что это неплохая идея, надо только утрясти кое-что».
Спустя месяц-полтора, 21 октября, Газарос ввел Аракси в семью Сарьянов. До женитьбы далеко уже не юный Газарос спросил девушку, не смущает ли ее разница в возрасте - все-таки 17 лет! Аракси ответила: единственное, о чем она не думала - так это о возрасте. Это обрадовало композитора: значит, он сумел сохранить в себе юношескую бодрость и жизнерадостность. Таким он оставался до самого конца жизни - молодым душой и телом, всегда исполненным свежих и новых идей. Несмотря на вечную занятость, он по утрам всегда совершал пробежку, а потом работал в своем саду и всегда полушутя, полусерьезно говорил жене: я должен заниматься либо двором, либо музыкой! Впрочем, Аракси делала все, чтобы он не отвлекался от музыки. Она была для него и заботливой супругой, и другом, и секретаршей, и Газарос высоко ценил эту преданность жены. «Его благодарность придавала мне сил, - говорит г-жа Аракси.- Все говорили: Аракси работает за десятерых, а я думала, что готова работать и больше, лишь бы он удовлетворил свою внутреннюю потребность в творчестве».
А ведь и сама Аракси была талантливым музыкантом и могла достичь немалых успехов на этом поприще. Ее отцом был один из основателей ленинаканского театра, народный артист Армении Арцрун Арутюнян, мать работала учительницей в школе, и девочка росла в атмосфере искусства и высокой духовности. Может быть, именно поэтому Газарос выбрал ее хозяйкой своего дома и своего сердца. И не ошибся. «Меня порой спрашивают, почему я не защитила докторскую, а я отвечаю: произведения Газароса и есть моя докторская. В 1970-е он написал произведения, ставшие шедеврами армянского музыкального искусства. А если бы я засела за бумаги, то не смогла бы помочь ему явить на свет такие прекрасные произведения. Я постоянно уговаривала его вместо занятий всякими посторонними вещами писать музыку. Я была уверена, что если жена не будет целиком предана своему мужу, не пожертвует своими женскими капризами и стремлениями, не усмирит свои собственные амбиции, семья не будет прочной. Людям творческим нельзя мешать, им надо только помогать».