Как и ее современники, Карен Йеппе узнала о резне армян в Османской империи 1894-1896 гг. из европейской прессы. Однако 1902 г. становится для нее поворотным. После посещения лекций датского ученого гуманиста Оге Мейера Бенедиксена Карен Йеппе стала членом его организации «Датские друзья армян» и встретилась с основателем-председателем Германской восточной миссии Иоганессом Лепсиусом с желанием работать с ними.
Карен Йеппе родилась в 1876 г. в датском городе Гилинг. Она не была миссионером. Она и Бенедиксен были уверены, что для оказания помощи армянам, живущим в Османской империи, и стимуляции их развития необходимо уважать религию и культуру армянского народа. Йеппе и руководство организации «Датские друзья армян» также понимали, что для сотрудничества с германскими и американскими миссионерскими организациями, а также местными властями было необходимо иметь опору в Османской империи.
Карен Йеппе
В 1903 г., прибыв в находящийся на юге Османской империи город Урфу, 27-летняя Карен Йеппе стала единственным полевым работником организации «Датские друзья армян». Она сразу же взяла на себя ответственность за более 300 армянских сирот в германском беженском лагере Урфы. В 1915 г., в дни Геноцида армян, Йеппе не щадя сил, помогала армянам и обеспечивала убежище в своем доме. Османские жандармы многократно обыскивали ее дом, но не нашли армян, скрывавшихся в подвале и в цветнике. Болезни, пережитый стресс от сцен гибели полюбившихся ей людей и ощущение постоянной опасности привели ее к истощению.
Армянские сиротки с ежедневным рационом хлеба в руках.
«Чтобы хоть немного помочь бедственному положению, царящему в большом лагере Рам, было решено 400 мальчикам и девочкам этого лагеря каждый день в полдень давать горячую пищу». Датированное письмо Карен Йеппе, адресованное главе Епархии Алеппо Артавазду Сурмеяну, 13 января, 1926 г.
«Как бы было хорошо не видеть этот путь смерти, протягивающийся от ворот Урфы к далеким желтым, обожженным от солнца бескрайним равнинам. Она была полна не свежими зелеными тенистыми деревьями, а трупами людей на различных уровнях разложения. Некоторые лежали прямо у ворот города. Больных, которые могли сделать еще несколько сотен шагов, выгоняли из их постели, избивая палками», - писала Йеппе.
Карен Йеппе с одной из своих воспитанниц
В 1917 г. в связи с плохим состоянием здоровья Йеппе вернулась на родину. Своими свидетельствами о резне армян она пыталась осведомить мир об осуществляемом преступлении, публиковала статьи и читала лекции.
В 1920 г. Карен Йеппе отправилась в Алеппо, где продолжила свою деятельность по оказанию гуманитарной помощи армянам. В 1921 г. Карен Йеппе была назначена уполномоченным комиссаром комиссии, созданной Лигой Наций для освобождения похищенных армянских женщин и детей.
Назначенная Лигой Наций уполномоченным комиссаром датчанка-армянофилка Карен Йеппе во время переправы на плотах через Евфрат. Карен Йеппе проехала тысячи километров по пустыням Междуречья для вызволения из плена армянских женщин и детей. Незаменимую службу в этом деле ей сослужила машина «Анна» марки Форд, которая много раз попадала в аварии и вышла из строя во время этой миссии. В дальнейшем в своей деятельности Карен Йеппе использовала другую машину, изображенную на фотографии. «Из Лиги Наций ей прислали программу, предлагалась трудная работа – собрать в районе ссылки армянских сирот, оставшихся у арабов. Тяжелое это было дело для слабой женщины, и она мне сказала: «Я не смогу это сделать», – но я ответил: «Матушка, ты не отказывайся, я за это дело возьмусь, все сделаю, как бы это ни было трудно, для освобождения детей моего народа». Мисак Мелконян приемный сын Карен Йеппе, собиратель сирот. Неопубликованные воспоминания
В течение первых трех месяцев работы комиссии удалось спасти от исламского плена сто армянских женщин и девушек. С этой целью Карен Йеппе создала в Алеппо поисковый центр. Со временем, когда число женщин и детей увеличилось, возникла необходимость создания специального приюта. Освобожденные от исламского плена получали необходимую медицинскую помощь, особый уход, одежду, питание, выяснялась их национальность. Чтобы найти родственников, именные списки с приложенными фотографиями отправлялись в газеты, церкви и армянские организации. Для женщин, не нашедших своих родственников, были открыты «дома одиноких». «Одинокие» должны были усыновлять сирот.
Розыском сирот занимался приемный сын Карен Йеппе Мисак Мелконян, а уходом за ними – сама Йеппе. Всюду в пустыне звучал лозунг: «Один армянин – один золотой».
Из альбома Карен Йеппе, 1920-е гг.
В воспитании освобожденных сирот Карен Йеппе придавала важное значение роли армянской церкви и активному сотрудничеству со священнослужителями. Йеппе верила, что армянская церковь своими обрядами, церемониями может сыграть важную роль в деле пробуждения в памяти прошлого и возвращения к национальной идентичности армянам, прожившим годы с другими нациями и отдалившимся от своих корней, ценностей и религии.
Йеппе была удостоена датского ордена «Рыцаря Почетного легиона» первой степени. Как полномочный представитель Лиги наций особым орденом была награждена также французским правительством за службу, осуществленную в Сирии в рамках французского мандата.
К. Йеппе умерла 7 июля 1935 г. По желанию Йеппе ее похороны были проведены по ритуалам Армянской апостольской церкви. Она была похоронена на армянском национальном кладбище Алеппо. Сиротский приют, основанный Карен Йеппе, в 1947 г. стал национальным колледжем имени Карен Йеппе и функционирует по сегодняшний день.
Групповой свадебный обряд армянских сирот, организованный датской миссионеркой Карен Йеппе в недавно построенной в Сирии деревне Тина. Одновременно венчались восемь пар. Свадебный обряд был совершен иереем Мкртычем Мурадяном с двумя другими священниками. Вторая слева – помощница К. Йеппе Йени Йенсен. Фотография сделана в конце 1920-х гг. «Свадьба в пустыне… Однажды в пустыне венчались восемь пар. Занесённые в пустыню, наши грациозные девушки, покрыв свои головы белыми тканями, превратились в невест, наши юноши стали женихами в арабских платках (пуши и акал)… На армянских свадьбах все великолепно». Симон Симонян «Свадьба в пустыне», газета «Айреник» (Родина), Бостон, 28-29 июня 1958 г.