«Я посвятил всю свою жизнь армянскому народу»: Иоганнес Лепсиус, жизнь и работа которого не должны быть преданы забвению - RadioVan.fm

Онлайн

«Я посвятил всю свою жизнь армянскому народу»: Иоганнес Лепсиус, жизнь и работа которого не должны быть преданы забвению

2020-10-03 00:40 , Минутка истории, 2366

«Я посвятил всю свою жизнь армянскому народу»: Иоганнес Лепсиус, жизнь и работа которого не должны быть преданы забвению
Я больше чем друг. Я посвятил всю свою жизнь армянскому народу. Иоганнес Лепсиус

Потомки вспомнили полузабытое имя Иоганнеса Лепсиуса в 2005 году, когда Бундестаг Германии принял резолюцию, посвященную 90-ой годовщине Геноцида армян. В единогласно одобренном документе говорилось: «Жизнь и работа доктора Иоганнеса Лепсиуса, который упорно и успешно боролся за выживание армянского народа, не должны быть преданы забвению».

Иоганнес Лепсиус

Первая встреча Лепсиуса с парламентом, произошедшая девяноста годами раньше, была не столь радужна. В октябре 1915 года, вернувшись из путешествия по Турции, он попытался донести до немецкой общественности информацию о репрессиях против армян. Он также осудил турецко-германский военный союз времен Первой мировой войны, заявив, что тот превратил военных и политических руководителей Германии в «рабов Высокой Порты» — правительства младотурок в Константинополе. Министерство иностранных дел Германии в ответ заявило, что армяне должны считаться «мятежниками», поддерживаемыми врагом.

Иоганнес Лепсиус узнал о участи армян благодаря своей миссионерской деятельности. Родившийся 15 декабря 1858 года, он был младшим сыном знаменитого египтолога Карла Рихарда Лепсиуса и его жены Элизабет. Его мать была правнучкой писателя и книготорговца Фридриха Николаи, бывшего основной фигурой берлинского Просвещения середины XVIII века. Спустя сто лет фамильный дом родителей Иоганнеса Лепсиуса также был центром космополитичной и либеральной жизни Берлина. Среди гостей его родителей были Александр и Вильгельм фон Гумбольдты и братья Гримм.

Окончив школу, Лепсиус начал изучать богословие в Эрлангене, однако после первого семестра покинул и университет, и город. Он перебрался в Мюнхен, где забросил богословские занятия и увлекся философией: степень доктора Лепсиус получил в 1880 году. Несмотря на большие успехи в учебе, он отказался от научной карьеры и вновь посвятил себя богословию, на этот раз в Грайфсвальде.

В том же году Иоганнес Лепсиус отправился в Иерусалим, где стал учителем в немецкой Протестантской школе и помощником проповедника в немецкой общине.

Когда он присоединился к правлению сирийского сиротского приюта, то впервые в жизни столкнулся с преследованием христиан.

Приют был основан в 1860 году, после массовых убийств представителей христианского населения в регионе. Тем не менее, Иерусалим в XIX веке был многонациональным городом, в котором мусульмане, христиане и евреи по большей части мирно уживались под крылом Османской империи.

Именно здесь Лепсиус познакомился с Маргарет Зеллер, которую все называли Мэгги. Зеллер была внучкой протестантского епископа Иерусалима. Она стала первой женой Лепсиуса. Вместе они покинули Иерусалим в 1886 году и пару месяцев жили во Франкфурте-на-Майне, после чего Лепсиус вступил в должность пастора в небольшой деревне Фрисдорф, неподалеку от городка Випра, в январе 1887 года. Для борьбы с бедностью он основал в регионе ковровую фабрику, на которой вскоре стали работать 40 женщин.

Узнав о преследованиях армян, которые начались в Османской империи под руководством Абдул Хамида II в 1894 году, Лепсиус отказался от своей пожизненной должности и прилагающейся к ней пенсии. Считается, что в ходе Хамидийской резни погибло до 100 тысяч армян.

В 1896 году Лепсиус основал Немецкий благотворительный фонд для Армении, и решил отправиться в регионы, населенные армянами, чтобы своими глазами увидеть происходящее.

Весной 1896 года, переодетый торговцем коврами, Лепсиус проехал по Восточной Анатолии так далеко, как это позволили османские власти. Несмотря на чинимые ими препятствия, он обнаружил множество мест, несших следы жестоких погромов, начавшихся в 1894 году, тем самым подтвердив рассказы очевидцев. Лепсиус был в ужасе. Сразу же после возвращения в Германию он попытался привлечь внимание общественности к происходящему в Восточной Турции, прочитав ряд лекций об этом.

Берлинская газета Der Reichsbote опубликовала первый выпуск серии статей Лепсиуса «Правда об Армении» 12 августа 1896 года. Вскоре статьи вышли и в виде книги, озаглавленной «Армения и Европа. Обвинение против великих держав и призыв к христианской Германии» и выпущенной семью последовательными тиражами в первый же год публикации. Книга была переведена на несколько языков, и благодаря ей участь армян оказалась в центре внимания мировой общественности. Берлинское отделение Немецкого благотворительного фонда для Армении, секретарем которого являлся сам Лепсиус, а среди участников был граф Андреас фон Бернсторф, превратилось в организацию «Восточная миссия», чьей задачей стало предоставление помощи христианским беженцам во многих местах, включая Алеппо, северный Иран и Болгарию.

Лепсиус пустился в лекционное турне, стремясь привлечь внимание к новой организации и собрать для нее средства, в то время как его жена Маргарет, родившая ему шестерых детей, активно занималась управлением всевозможными гуманитарными инициативами своего мужа. Это довело ее до физического истощения, и ее безвременная кончина в 1898 году нанесла Лепсиусу сильный удар. В 1900 году он женился на Алисе Брюнинг, которая родила ему еще шестерых детей. Прокормить такую большую семью стоило бывшему пастору немало усилий.

В 1899 году Лепсиус вернулся в Восточную Анатолию, где обнаружил еще больше доказательств систематических репрессий против местного армянского населения. В последующие годы немецкая «Восточная миссия» построила на окраинах Османской империи множество школ, мастерских и больниц для армянских и других христианских беженцев, и превратилась в крупную гуманитарную организацию. В дополнение к остальным своим проектам Лепсиус основал Германо-армянское общество и стал его председателем.

В апреле 1915 года, когда по Европе распространились слухи, что правительство младотурок отдало приказ о систематических репрессиях и депортации армян с мест их исторического проживания, Лепсиус отправился в очередную поездку в Турцию, на этот раз через Бухарест и Софию. В пути он встречался с армянскими священниками, которые передавали ему подробные рассказы выживших во время погромов.

Десятого августа 1915 года Лепсиус получил аудиенцию у военного министра и высокопоставленного члена правительства младотурок Энвер-Паши. Хотя он был принят как посол «Восточной миссии» и своей церкви, Лепсиус не смог переубедить Пашу. Политик заявил, что не потерпит никакого иностранного вмешательства во внутренние дела своей страны. Он отказался передумать, даже когда Лепсиус выдвинул аргумент об экономическом ущербе, который наносила восточным территориям Османской империи депортация армян.

Вернувшись домой, Лепсиус обратился к германскому правительству с призывом вмешаться в ситуацию и защитить армян, но столкнулся с категорическим отказом. Канцлер фон Бетман-Гольвег отметил в телеграмме немецкому послу в Константинополе: «Наша единственная и главная задача — гарантировать союзничество Турции до конца войны, и неважно, что там станет с армянами». Политические партии Германии также не проявили никакого интереса к проблеме.

Не утратив присутствия духа из-за этих неудач, Лепсиус проигнорировал цензуру военного времени и в 1916 году опубликовал свой отчет о положении армянского народа в Турции.

Отчет о положении армянского народа в Турции

Он напечатал 25 тысяч копий, которые разослал членам парламента, в протестантские церковные приходы и многочисленным главным редакторам национальных и региональных газет. Каждая копия была помечена «отпечатано на правах рукописи — строго секретно». К тому времени, как 7 августа 1916 года Министерство внутренних дел Германии выпустило приказ, запрещающий распространение и публикацию отчета, а также арестовало оставшиеся копии, документ уже разошелся среди широкой публики. Лепсиус избежал возможного наказания, поселившись в нейтральных Нидерландах, где он также надеялся поправить свое хрупкое здоровье и подлечить диабет.

В 1918 году он был поражен, получив заказ на публикацию документов, иллюстрирующих немецкую позицию по армянскому вопросу. Скорее всего, Министерство иностранных дел обратилось к нему в попытке уклониться от обвинений соучастия в Геноциде. Документы были опубликованы лишь в 1919 году, после окончания Первой мировой войны, под заголовком «Германия и Армения 1914-1918 годы — коллекция дипломатических отчетов». Позднее Лепсиус подвергся критике за публикацию материалов, которые Министерство иностранных дел отредактировало так, чтобы выставить себя в лучшем свете. Лепсиус отверг обвинения и подчеркнул свою решимость добиться того, чтобы никто не мог отрицать Геноцид армян.

Вскоре после этого Геноцид армян вновь оказался в центре внимания в Германии из-за сенсационного судебного разбирательства. Армянский студент Согомон Тейлерян предстал перед районным судом Берлина по обвинению в убийстве Талаат-Паши. В конце захватывающего судебного процесса, 3 июня 1921 года Тейлерян был оправдан. Паша, бывший в свое время министром внутренних дел в правительстве младотурок, проживал в то время в изгнании в Германии. Тейлерян признал, что застрелил его 15 марта 1921 года. Свидетельские показания Лепсиуса помогли добиться оправдания студента, и это стало для активиста настоящим личным триумфом.

Лепсиус консультировал адвокатов Тейлеряна, когда те готовили его защиту, и выступил в суде как приглашенный эксперт. Он доказал соучастие Талаат-Паши в Геноциде на основании дипломатических отчетов, опубликованных им в 1919 году, и телеграмм, подписанных лично Пашой.

Тем не менее, в итоге оправдание Тейлеряна было продиктовано другими причинами. Медицинское освидетельствование подтвердило, что в момент убийства он находился в состоянии частичной дееспособности из-за приступа эпилепсии. И все же смена ролей между преступником и жертвой, а также политические аспекты дела превратили его в мировую сенсацию.

Впервые в истории права национальный суд был косвенно призван вынести приговор в деле, которое было больше связано с актами Геноцида, совершенными на территории другого суверенного государства, чем с самим обвинением в убийстве. Приговор был — опять же, косвенно — сделан в пользу жертв. Этот поразительный поворот произошел в деле главным образом благодаря упорной работе Иоганнеса Лепсиуса, немецкого «ангела-хранителя армян».

В эти годы и без того слабое здоровье Лепсиуса стало резко ухудшаться. Третьего февраля 1926 года он умер во время пребывания в санатории в Мерано, где и был похоронен.

Иоганнес Лепсиус на армянской почтовой марке 2013 года

В публикации использованы материалы auroraprize.com.

Лента

Рекомендуем посмотреть