Ростов-на-Дону. Трудности и плодотворное творчество
В Ростове-на-Дону Степан Агаджанян и его жена Анна обосновались в 1906 году. Здесь их ждали трудности. Не хватало средств на жизнь и лечение Анны. Нужно было найти хоть какой-нибудь заработок. Агаджаняну удалось устроиться преподавателем чистописания в школу при церкви Сурб Торос (Федоровскую). Однажды он познакомился с художником Акимом Ованесовым. С тех пор Степан и Анна стали часто гостить у него и его жены Сусанны.
Степан Агаджанян. Портрет карабахской женщины. Национальная галерея Армении
Здоровье жены Агаджаняна продолжало ухудшаться, и весной 1908 года она умерла. Степан остался один, спасением стали преподавание и творчество. По протекции Акима Ованесова ему удалось устроиться учителем рисования в гимназию Гогоева. Затем Ованесов познакомил его с художником Амаяком Арцатбаняном. Через некоторое время они помогли ему устроиться преподавателем в студию изящных искусств в Думском проезде, где оба работали.
Степан Агаджанян. Портрет карабахской женщины. Национальная галерея Армении
В 1919 году в Нахичевани усилиями сестёр Шагинян, Мариэтты и Магдалины, была открыта школа имени Врубеля, где вместе с известными столичными художниками Агаджанян стал преподавать живопись.
Степан Агаджанян. Портрет Мариэтты Шагинян. Национальная галерея Армении
В Ростове-на-Дону Степан Агаджанян жил в Крепостном переулке в доме № 9. Художник любил общество своих соседей и пользовался их уважением. Они часто его угощали, кипятили ему чай, приносили что-нибудь с базара. Как-то к одной из соседок зашла племянница. Звали её Леля. Художнику удалось уговорить Лелю позировать ему. Она стала ходить к нему каждый день. Так был написан портрет «Думы» — одно из лучших произведений, созданных художником в Ростове-на-Дону.
Степан Агаджанян. «Думы» (Портрет Е.С. Суховей), 1914. Национальная галерея Армении
Однажды, в тяжёлый и голодный 1918 год, портрет Лели чуть было не потеряли. К этому времени Степан Агаджанян женился на новонахичеванской армянке Варсеник Арутюновне Айвазян, выпускнице Ростовского медицинского института. Варсеник Арутюновна вспоминала, как в её отсутствие пришли покупатели, выбрали и унесли портрет «Думы», оставив взамен бутылку постного масла, кусок стирального мыла и два килограмма серой муки. Вернувшись, она застала мужа в таком состоянии, что решила во что бы то ни стало вернуть портрет. Несмотря на сильный мороз, на самой окраине Нахичевани она нашла и забрала портрет, предложив взамен другой. Когда Варсеник принесла обратно «Думы», обрадовавшийся Агаджанян сказал: «Я лишний раз убедился, что около меня находится человек искренний, который мои работы так же ценит и любит, как и я».
Степан Агаджанян. Портрет В. Агаджанян, жены художника, 1926. Национальная галерея Армении
И вот ещё одна интересная история, связанная с портретом «Думы». В 1956 году Мартирос Сарьян из Дома культуры города Сальск Ростовской области получил письмо такого содержания: «Прошу сообщить, где находится портрет „Думы“ художника Агаджаняна». Автор письма — сын той самой Лели, который работал директором Дома культуры. Ему ответили, что портрет хранится в Национальной картинной галерее Армении в Ереване, как и многие другие работы Агаджаняна.
Несмотря на все материальные затруднения, 15 лет жизни в Ростове-на-Дону Степан Агаджанян считал самыми плодотворными в творческом плане. В ростовский период жизни художником было написано много работ, среди них — портрет Сармакешевой, Мариэтты Шагинян, Якова Хачатряна, госпожи Хачатрян, портрет ростовского столяра, таганрогского рыбака, портрет Маруси.
Степан Агаджанян. «Девочка со спутанными волосами» («Седа с красным галстуком»), 1928. Национальная галерея Армении
Армения. Новые цвета
В 1921 году Степан Агаджанян переехал в Ереван, где продолжил преподавать и участвовать в выставках. Переезд в Армению поменял палитру Агаджаняна на более яркие цвета. Здесь он написал «Арарат и Араратская долина», «Мой двор», «Старый Ереван», «Ереван на фоне Арарата», «Крыши. Новый Нахичеван».
Степан Агаджанян. «Арарат и Арартская долина», 1934. Национальная галерея Армении
«Он много работает на плэнере, и это ощущается не только в пейзажах, но и в портретах. Кисть становится более свободной, лёгкой, а тёмный коричневый вообще покидает палитру его картин» [Нора Кананова. Мир Степана Агаджаняна].
Степан Агаджанян. «Ереван на фоне Арарата. Пейзаж», 1923. Национальная галерея Армении
В 1939 году отмечалось сорокалетие художественной деятельности Степана Агаджаняна, которому исполнилось 76 лет. В Ереване была организована большая персональная выставка работ Агаджаняна. 13 декабря 1940 года художника не стало.
Степан Агаджанян. «Мой двор», 1930. Национальная галерея Армении
В 1951 году в Москве в Доме культуры Армении была организована посмертная выставка работ Степана Меликсетовича. «Глубокий след в моей жизни оставил дорогой С.М. Агаджанян как педагог, человек и художник. Его имя известно далеко за пределами нашего Союза. Мастерство художника-живописца высоко ценили и ценят подлинные знатоки искусства во Франции, в Париже, где учился великий художник Армении», — такой отзыв о выставке оставил Б. Миневрин, бывший ученик Степана Агаджаняна по школе имени Врубеля в Нахичевани-на-Дону в 1920–1921 годах.