Портреты кисти армянского художника Степана Агаджаняна узнаваемы по сдержанности своего исполнения и тёмной цветовой гамме. В галерее созданных Агаджаняном портретов перед нами предстают его родители, поэтесса Мариэтта Шагинян, драматург Эмин Тер-Григорян и множество других известных деятелей культуры и искусства. Особенно интересны запечатлённые художником образы карабахцев и детей. Условно работы прославленного армянского художника можно разделить по месту их создания. Родной город Шуши, Марсель, Париж, Ростов-на-Дону и Ереван.
Степан Агаджанян. Автопортрет, 1926. Национальная галерея Армении
Из Шуши — в Марсель
Степан Меликсетович Агаджанян родился 28 декабря 1863 года в Шуши. С 1872-го по 1881 год учился в армянском епархиальном училище, по окончании которого для освоения русского языка поступил в местное русское реальное училище (1881–1884). В 1884 году Агаджанян уехал в Баку.
Художественным талантом Степан Агаджанян был одарён от природы. Однако среди родственников он не находил понимания в своей тяге к искусству. И всё же счастливый случай помог ему пойти по своему пути. Будущий художник отправился в Марсель. Там его дядя, желавший сделать из него инженера, устроил племянника в пансион, в котором преподавали рисование. Преподаватель пансиона убедил дядю Степана, что юноша может достичь значительных успехов в изобразительном искусстве, если ему позволят заниматься любимым делом. Удача улыбнулась — Степана приняли в Марсельскую художественную студию, где он проучился четыре года (1886–1890).
Степан Агаджанян. «Карабахский пейзаж», 1900. Национальная галерея Армении
Париж. Академия Жюльена
Получив поддержку родителей, Степан Агаджанян в 1897 году продолжает учёбу в Париже — в знаменитой Художественной академии Жюльена. Агаджанян берёт уроки в мастерской профессора Жана-Поля Лоранса, художника-монументалиста, специалиста в области исторического жанра. Другим его учителем стал Жан-Жозеф Бенжамен-Констан, прививший Агаджаняну тонкости понимания особенностей образной и пластической характеристики личности в портретном жанре. Учась в Академии Жюльена, Агаджанян получил золотую медаль за работу «Обнажённая».
Степан Агаджанян. Натурщик. Академический этюд, 1897–1899. Национальная галерея Армении
Пройдя все этапы академического художественного образования во Франции, Степан Агаджанян унаследовал от своих преподавателей — приверженцев реалистического направления в искусстве — сдержанную манеру письма и тёмную гамму цветов. Высокая техника письма и тёмные цвета с преобладанием коричневых тонов будут отличать не только его парижские работы, но и картины последующих лет, написанные в Шуши и Ростове-на-Дону.
Степан Агаджанян. Портрет пожилой бретонки, 1897–1899
Возвращение в Шуши. Портреты отца и матери
В 1900 году Степан Агаджанян вернулся домой в Шуши. Правда, здесь он столкнулся с непониманием и отсутствием необходимой ему творческой среды и профессионального общения. Несмотря на это, именно в Шуши он создал два своих шедевра — портреты отца и матери.
Степан Агаджанян. Портреты отца и матери художника, 1900. Национальная галерея Армении
«Энергетика этих портретов так велика, что они притягивают внимание сразу. Отец, сильный, мужественный, с огрубевшими от постоянного труда руками, воплощает в себе лучшие черты карабахцев. Он из тех, кто не позволяет стихийным чувствам выходить из повиновения. Милая улыбка и сама поза матери, изображенной на фоне интерьера с коврами, говорят о добром характере женщины. Тёмный колорит привносит элемент драматизма в оба портрета, придавая им трагическое звучание» [Нора Кананова. Мир Степана Агаджаняна].
Спустя несколько лет Степан Агаджанян принял решение переехать в Москву, а затем во Францию. Но по дороге тяжело заболела его жена Анна. Они были вынуждены остаться в Ростове-на-Дону.
Продолжение следует…