Картина «Пикник на берегу Куры» Степаноса Нерсисяна (1816–1884) — большой пейзаж с жанровой сценой. По традиции, укоренившейся в искусствознании, с неё начинают «отсчёт» развития бытового жанра в армянской живописи. Достаточно условный отсчёт, ведь полотно Нерсисяна не имеет в жанровой живописи второй половины XIX века прямых аналогий, но подход к задаче, который использовал Степанос Нерсисян, оказался родственным более поздним исканиям.
Степанос Нерсисян
Отличительная черта картины «Пикник на берегу Куры» заключается в том, что жанровая сцена помещена в обширный, грандиозный пейзаж, занимающий три четверти холста. Охват ландшафта очень широк: на заднем плане располагаются пустынные горы и холмы, панорамой обрисован Тифлис, склоны более близких холмов усеяны домиками. Кура, протекающая по ущелью, широкой дугой объединяет планы.
Степанос Нерсисян. «Пикник на берегу Куры», 1860-е годы. Национальная галерея Армении
Эту видовую точку на Тифлис также можно увидеть в альбомах рисунков Григория Гагарина, она близка известной картине Михаила Лермонтова «Вид Тифлиса».
Михаил Лермонтов. «Вид Тифлиса», 1837. Государственный литературный музей
Увлечённость красотой ландшафта, живописность, с которой Нерсисян сочетает вечернее небо с тонкой дымкой, окутавшей далёкие горы, сочную зелень со светлыми переливчатыми атласными платьями танцующих женщин, отвлекают зрителя от изображённого события в его чисто бытовой рассказанности — зритель целиком подчинён неожиданно открывшейся ему красотой мира. Конечно, можно «прочесть» и сюжетную коллизию: праздник устроен в честь чиновника, которого спаивают купцы, заводя с ним деловые связи, но очевидно, что содержание картины не в сюжетных перипетиях. Оно в соединении банального события человеческой жизни — званого обеда на лоне природы — с самой этой природой, в которой не только закат, ущелье, скалы, но и город Тифлис становятся ключом к раскрытию замысла. Интересно, что в этой картине Нерсисяна Тифлис предстал не «изнутри», как это свойственно уроженцам города, а с птичьего полета, как видение, которое являет глазу чужеземца появившийся на горизонте людской муравейник.
Первая по времени жанровая картина в армянской живописи была соединением бытовой сцены и пейзажа. Поэтический смысл действия был заключён в природном окружении и панораме города, трактовка события была в ландшафте.
Стоит отметить, что Степанос Нерсисян был по преимуществу портретистом. Его портреты, знаменуя собой следующий по сравнению с портретами Акопа Овнатаняна этап в развитии живописного портрета, родственны официальной струе в русской портретной живописи середины века.
Степанос Нерсесян. Портрет князя Василия Бебутова, 1857г
Несколько портретов Нерсесяна, которые дошли до нас, не отличаются многогранностью в обрисовке характера, но зато ведущая черта в облике и характере модели выявляется очень ярко. Художник подчёркивает, доводит до гротеска всё, что кажется ему самым главным в данном человеке: таковы, например, портреты Мелик-Адамяна, князя Аргутинского, генерала Бебутова.
Степанос Нерсесян. Портрет Мелик-Адамяна, 1840–1850. Национальная галерея Армении