Онлайн

«Фотограф не может быть «художником», его дело — гоняться за правдой»: Ара Гюлер – армянское «Око Стамбула»

2019-06-20 22:26 , Культура, Шоу бизнес, 1256

«Фотограф не может быть «художником», его дело — гоняться за правдой»: Ара Гюлер – армянское «Око Стамбула»

Ара Гюлер – известный турецкий фотограф армянского происхождения. Он родился и всю свою долгую жизнь прожил в Стамбуле, который не уставал запечатлевать в своих работах. За это он был награжден титулами «Око Стамбула» и «Стамбульский фотограф». Его работы давно признаны классикой мировой фотографии. А в 2000 году в Турции Ара Гюлер был назван «Фотографом века».

У хорошей фотографии всегда найдется что сказать. Когда фотография передает какую-то эмоцию или мысль — это настоящая фотография..

Родился Ара Гюлер в 1928 году. Отец его владел аптекой, а среди друзей отца было множество весьма интересных и творческих людей. Так, с самого детства мальчика окружало весьма богемное по тем временам общество. Ара с детства решил стать актером, и, еще учась в школе, он начал играть в театре и одновременно посещал курсы драматического искусства. Однако в последствии, несмотря на всю свою любовь к театру и кино, Ара отказался от актерства и выбрал в пользу журналистики, поступив в 1950 году на работу в редакцию газеты Yeni Istanbul в качестве фотожурналиста., параллельсно изучая экономику в Университете Стамбула. Позднее он перешел работать в газету Hürriyet.

Фотограф не может быть «художником». Его дело — гонятся за правдой.

В 1958-м американское издание Time–Life открыло свой филиал в Турции, и Гюлер стал его первым фотокорреспондентом на Ближнем Востоке. Очень скоро его имя стало достаточно известным, и он начал получать заказы и от других известных изданий, таких, как Paris Match, Stern и London Sunday Times. Отслужив в армии, Гюлер в 1961 году начал работать в турецком журнале Hayat в качестве главы фотографического отдела.

Фотография не является искусством. Это более чем искусство. Фотографы — это летописцы, записывающие визуальную историю современности. Посмотрите на фотографии XIX века. Они дают нам правдивое впечатление о том времени. Историки вкладывают в свои книги эмоции и фантазии, но фотографии рассказывают правду. Поэтому фотография больше чем искусство. Фотографии — это живая история. Искусство не рассказывает правды, оно имеет дело с выдумкой.

В начале 1960-х годов судьба его свела с легендарным французским фотографом Анри Картье-Брессоном и известным французским фотохудожником Марком Рибо, которые предложили ему присоединиться к знаменитому фотоагентству Magnum Photos.

В 1961 году британский Photography Yearbook («Фотографический ежегодник») охарактеризовал Гюлера как одного из лучших фотографов в мире. В том же году Ара Гюлер стал единственным фотографом Турции, попавшим в члены Американского общества фотожурналистов (American Society of Magazine Photographers, ASMP) (сегодня это Американское общество фотографов СМИ (American Society for Media Photographers)).

«Я всегда влюблен. Я могу влюбиться в дерево, в цвет, в улицу, луч света. В мире есть важная вещь — любовь. Человек не знает, когда должен влюбиться, когда любить... Жизнь — это случайность. Быть влюбленным — самая лучшая вещь в мире».

Вообще, в 1960-х фотографии Ара Гюлера были очень и очень востребованы. Они вошли во множество книг, а его выставки проходили по всему миру. В 1962-м Гюлер получил титул «Мастер Лейки» (Master of Leica).

В 1970-х Гюлер со своей камерой принял участие в интервью со множеством политиков и артистов, среди которых были Уинстон Черчилль, Индира Ганди, Мария Каллас, Альфред Хичкок, Марк Шагал, Сальвадор Дали,Пабло Пикассо и другие.

В одном интервью Гюлера спросили, сколько негативов хранится в его личном архиве. «Я полагаю около 800 тысяч», — ответил мастер, — но все сосчитать невозможно».

Выставки фотографий Гюлера проводились по всему миру, издавалось множество книг, два десятка персональных альбомов. Огромен и список наград, среди которых, орден Почета от Армянской патриархии к 70-летию и орден Почетного легиона.

Если человек сделал за свою жизнь сто фотографий, это действительно великий фотограф. Для фотографа оставить после себя сто фотографий — выдающееся достижение. То же самое касается писателя. Что осталось из произведений Гюго? Сервантес наверняка написал больше, чем один роман, но остался только «Дон Кихот». Если меня будут помнить по двадцати-тридцати фотографиям, я буду считать это отличным достижением.

В 2013 году, за пять лет до своей смерти, 85-летний Ара Гюлер приехал на родину своих предков. В Национальной галерее Армении состоялась выставка его работ под названием «Барев дзез» («Здравствуйте»).

На ней были представлены 130 фотографий, сделанные им в разные годы в различных уголках мира. Один из армянских журналистов в интервью поинтересовался у мастера: чувствует ли он себя по-настоящему счастливым, находясь на родине? Ара Гюлер ответил так:

«Несмотря на то, что я выбрал себе псевдоним Гюлер, я никогда не скрывал свою национальность. Было, конечно, время, когда я беспокоился за свою безопасность. Но эти страхи уже позади. Да и потом, не следует забывать, что самым коренным жителем Стамбула являюсь именно я. Сегодня в принадлежащем мне стамбульском «Ара кафе» очень часто собираются мои друзья-армяне, и мы коротаем здесь время.

Всю жизнь я искал это ощущение счастья. Перепробовал все и наконец понял, что счастье – это то, что можно увидеть, запечатлеть и передать последующему поколению, в века. Когда же я оказался в Армении, сердце мое наполнилось еще большим счастьем. У меня появилось желание фотографировать все то, что находит отзвук в моем сердце, наполненном неизвестной мне до сих пор тоской по родине».

Работы Ара Гюлера

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Лента

Рекомендуем посмотреть