В них переплелись поэзия, живопись и сюжетная линия: пять главных кинематографических работ Сергея Параджанова - RadioVan.fm

Онлайн

В них переплелись поэзия, живопись и сюжетная линия: пять главных кинематографических работ Сергея Параджанова

2021-01-09 22:33 , Минутка истории, 1951

В них переплелись поэзия, живопись и сюжетная линия: пять главных кинематографических работ Сергея Параджанова

Сегодня, 9 января, исполняется 97 лет со дня рождения советского кинорежиссера и сценариста, Народного артиста Армении и Украины Сергея Параджанова.

Сергей Иосифович Параджанов (Саркис Овсепович Параджанян) родился 9 января 1924 года в Тбилиси (на тот момент – Тифлис), в армянской семье. Сергей Параджанов еще в детстве увлекся театром и искусством. В 1942 году Сергей Параджанов поступил на строительный факультет Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта. Однако вскоре он оставил этот вуз и в 1943 году поступил на вокальный факультет Тбилисской консерватории.

В 1945 году – уже после войны – Сергей Параджанов перевёлся в Московскую государственную консерваторию, где учился вокалу. Но его привлек кинематограф, и в 1946 году он поступает на режиссёрский факультет ВГИКа, где учится в мастерской И. А. Савченко. Его дипломной работой была короткометражная лента «Андриеш» (так звали пастушка из молдавской сказки). (Спустя четыре года Параджанов вместе с режиссером Яковом Базеляном снимает на кино­студии имени А. П. Довженко полнометражный вариант того же сюжета с тем же названием).

Сегодня имя Сергея Параджанова известно во всем мире. Он сумел создать новый поэтический вид кинематографа, в котором переплелись поэзия, живопись и сюжетная линия. Несмотря на то, что в его фильмографии всего 18 картин, лучшим из которых — психоделическим полотнам, похожим на ожившие картины или коллажи, нет аналогов ни в советском, ни в мировом кино. И сегодня по случаю дня рождения великого мастера мы вспоминаем пять его главных кинематографических работ.

«Цветок на камне», 1962г

Один из первых известных фильмов Параджанова, который при этом называют неудачным и «непараджановским». Отчасти из-за социальной нарочитости сюжета: действие картины разворачивается в разрастающемся шахтерском городке, который с энтузиазмом строят комсомольцы. Бригадир Григорий влюблен в Люду, но природная стеснительность не позволяет ему открыто выражать свои чувства, на людях он подшучивает над девушкой, а наедине — робеет. Вторая история связана с девушкой Христиной, попавшей под влияние религиозной секты — спастись ей помогают все те же Григорий и Люда, а также влюбленный в нее комсомолец Арсен.

Изначально режиссером фильма под рабочим названием «Так никто не любил» был Анатолий Слесаренко, однако после того, как на съемках погибла исполнительница роли Христины – актриса Инна Бурдученко, он был привлечен к уголовной ответственности и осужден — Параджанов завершил работу над лентой. В сравнении с более поздними картинами, и тема, и даже черно-белое изображение, столь чуждое такому мастеру цвета, как Параджанов, кажутся не вписывающимися в режиссерскую стилистику. В то же время, происходящее на экране выглядит «по-параджановски» неправдоподобным, нереальным, условным, а то и вовсе абсурдным и психоделическим — как сектантские обряды с песнопениями и воздетыми к небу руками, которые проводят религиозные фанатики в декорациях типичного советского шахтерского города.

«Тени забытых предков», 1964г

Снятая по одноименной повести украинского писателя Михаила Коцюбинского, картина завоевала не одну награду - она стала сенсацией на многих международных кинофестивалях и за два года проката удостоилась 28 премий, наград и дипломов (например, премия Британской киноакадемии в 1966 году). 5 марта 2010 года на пресс-конференции в Ереване всемирно известный сербский кинорежиссёр Эмир Кустурица назвал Сергея Параджанова гениальным режиссёром, а его фильм «Тени забытых предков» — лучшей картиной в мире, снятой до сих пор.

Фильм называют историей гуцульских Ромео и Джульетты — Ивана и Марички, чьи семьи враждуют на протяжении многих лет. Несмотря на сильное и чистое чувство, зародившееся между героями, вопреки ненависти отцов, вместе им быть не суждено. Девушка тонет в реке, а юноша, хоть и женится на красавице Палагне, но так и не может забыть свою Маричку. Съемки картины проходили в Ивано-Франковской области — там, где было написано произведение и где и сейчас живут гуцулы, а костюмы, музыка и декорации максимально точно передают все особенности быта этого немногочисленного, но сохранившего древние традиции народа.

Красочное убранство домов и элементы национальной одежды — все это, в том числе и стараниями оператора Юрия Ильенко, чья камера снимает героев в движении, словно не поспевая за ними, взмывает вверх или выхватывает крупные планы, превращает ленту в красочное, будто сказочное и не совсем реальное действие. Кульминацией фильма и своего рода «первым кадром» будущих работ Параджанова можно считать финал, в котором умирающий Иван в видениях воссоединяется, наконец, с любимой Маричкой — под звуки пастушьих песен он видит ее в отражении воды в реке, ищет ее в выжженном лесу и берет за руку.

«Цвет граната», 1968г

С одной стороны — биографическая лента, посвященная жизни и творчеству Саят-Новы, армянского поэта XVIII века, с другой — поэтическое, бессюжетное и в каком-то смысле даже немое кино, в кадрах которого оживают описанные в лирике Саят-Новы образы, а история его жизни показана в нескольких метафорических миниатюрах.

В этой работе Параджанов — скорее художник, нежели кинорежиссер — создает почти гипнотическое действо, тягучее и лишь условно разделенное на главы цитатами из произведений самого Саят-Новы. Актеры замирают, изображая персонажей с древних фресок на стенах храмов и героев стихотворений, угол съемки и монтаж создают оптические иллюзии, почти в каждом кадре — красный цвет, то в одежде, то в музыкальных инструментах, то в элементах интерьера, как связующее звено этого непрерывного ассоциативного ряда. Софико Чиаурели в роли музы — одновременно и первой возлюбленной поэта, и жены, и той, которой были посвящены многочисленные любовные поэмы.

Отыскать в фильме можно и историю непростых отношений писателя с властью и церковью, а звучащая за кадром музыка указывает на его музыкальные способности — сам поэт, как известно, сочинял песни и играл на нескольких музыкальных инструментах.

«Легенда о Сурамской крепости», 1984г

Софико Чиаурели снялась у Параджанова и в роли гадалки в экранизации грузинской легенды о юноше, добровольно принесшем себя в жертву ради спасения своей страны. Предсказание гласило, что стена строящейся крепости не обрушится, если в нее будет замурован самый прекрасный юноша — только после того, как герой вызвался исполнить предначертанное, жители города смогли достроить защитное сооружение и остановить нашествие иноземных захватчиков.

Здесь, как и в «Цвете граната», многие сцены напоминают живописные произведения, фантастические и нереальные, другие — воспроизводят древние обряды, с музыкой, танцами и диковинными костюмами. Фильм был снят Параджановым в соавторстве с Давидом Абашидзе, который сам сыграл в картине одну из ролей.

«Ашик-Кериб», 1988г

С ним же Параджанов работал над еще одним фильмом — экранизацией сказки Лермонтова «Ашик-Кериб». Бедный музыкант полюбил дочь богача и поклялся странствовать семь лет, чтобы заработать денег и стать ей достойным женихом.

Отправившись в путь, он попадает во дворец султана, которому поет о своей любви и своих злоключениях, а правитель за это одаривает его золотом — семь лет Ашик-Кериб живет во дворце в роскоши. Тем временем в родном селе его считают утонувшим: мать — в главной женской роли вновь Софико Чиаурели — от горя теряет зрение, а возлюбленная готовится к свадьбе с другим. Встретив незнакомца на белом коне, Ашик-Кериб получает от него волшебное средство, благодаря которому переносится в свою деревню, где исцеляет мать и возвращает свою любимую.

Этот фильм Параджанова долго не выходил в широкий прокат — удостоверение картине было выдано лишь после того, как он был показан на нескольких международных кинофестивалях — в том числе на Венецианском, жюри которого даже обращалось в Американскую киноакадемию с просьбой выдвинуть «Ашик-Кериб» на «Оскар». Картина стала последней, которую Параджанову удалось закончить при жизни — он посвятил ее памяти Андрея Тарковского.

Лента

Рекомендуем посмотреть