Имя Сергея Параджанова известно во всем мире. Он сумел создать новый поэтический вид кинематографа, в котором переплелись поэзия, живопись и сюжетная линия. Его фильм «Тени забытых предков» стал сенсацией на многих международных кинофестивалях и за два года проката удостоился 28 премий, наград и дипломов (например, премия Британской киноакадемии в 1966 году).
Коллаж изображает гуцула и гуцулку. Мизансцена для фильма «Тени забытых предков»
Но не менее интересны коллажи и рисунки неординарного Паражданова, на которых известный режиссер изображал то, что со временем появлялось на экране.
Первые коллажи незаурядный режиссер начал мастерить параллельно со съемками фильмов, превращая прорисованные сцены в аппликации. Рождались они самодостаточными произведениями искусства, наивного и праздничного, как сам автор.
Коллаж «Я продал дачу», 1985г
По воспоминаниям современников, жилище Сергея Иосифовича всегда напоминало особняк известного гоголевского персонажа-собирателя. С «плюшкинским» энтузиазмом Параджанов складировал безделушки и мишуру, которую использовал для своих мозаичных арт-объектов, которые бы сегодня назвали инсталляциями. Возможно, сказалось детство в семье антиквара. Параджанов провел жизнь в бесконечном круговороте столиков, ковров, икон и расшитых тканей. Он блестяще разбирался в антиквариате, азартно скупал его и перепродавал, обставлял друзьям квартиры.
Икона из осколков фарфора
После табу советской власти на киносъемки коллажи и ассамбляжи стали единственным способом выпустить творческий пар. Автор поэтического кино «монтировал» собственную реальность! О своих работах говорил:
«Никакого чуда не происходит. Я это ищу, это есть в природе. Это она помогает мне взять и зафиксировать, создать пластику и поклониться этому».
Он называл их «спрессованными» фильмами: в них всегда есть движение и особенная параджановская сверхнасыщенность кадра — каждый легко развернуть в уме до мизансцены из фильма. И наоборот — многие кадры из его фильмов, по сути, и являются красочными коллажами.
Вскоре мастерской и вовсе стала тюремная камера. Здесь, вслед за Дюшаном и Уорхоллом, тиражировавшими Мону Лизу, Параджанов дал жизнь новой Джоконде, увидев ее лик на спине у другого заключенного. Так появилось 13 его собственных версий героини Да Винчи — плачущих, кокетливых, и даже с фотопортретом самого автора.
Есть и Мерлин Монро, преломленная Параджановым — грустная тихая девушка в кружевах и перьях, есть и Юрий Гагарин, за которым стыдливо прячутся ангелы.
Вот таким Сергей Параджанов увидел космонавта Юрия Гагарина. «Юрий, Юрий» (1985−1986)
Хотя причудливый гений и называл коллажи своим хобби, однако предлагая их в дар, он обещал друзьям, что после его смерти они смогут продать работы и озолотиться. Но дело было вовсе не в деньгах: Параджанов мог подарить музейного уровня вещь и совершенно незнакомому человеку и притащить домой, нежно обнимая, ржавое велосипедное колесо — он любил, лелеял и обживал мир вещей совершенно бескорыстно.
Кукла к фильму «Цвет граната»
Все, чего бы ни касались его руки, надо вставить в раму, ибо все это — произведения искусства. Во время работы над фильмом «Цвет граната» (1968) советская власть постоянно ставила палки в колеса и не пропускала ни одного эпизода без существенного сокращения. Спасением и отдушиной для Параджанова и стали коллажи, в которых проявилась его неуемная фантазия, колорит его творческого видения и скрытые порой, и по сей день неразгаданные послания современникам и наследникам.
Очень точно сказал о Параджанове мультипликатор Юрий Норштейн:
«Параджанов материализовал дух. Вот ключ к пониманию работ художника».
Его приятель-оператор, назвавший «Цвет граната» идеальным комиссионным магазином, шутил лишь отчасти. Подготовку к съемкам нового фильма Параджанов начинал с того, что рисовал множество вариантов каждой отдельной сцены. После того как эскизы были готовы, он обклеивал их тканью и кусочками картона. С годами же режиссер начал использовать в своих коллажах самые разнообразные материалы: битое стекло и фарфор, ракушки, кружева, бусинки, нитки, перья, скорлупу.
«Мною всю жизнь движет зависть. Я завидовал красивым — и стал обаятельным, я завидовал умным — и стал неожиданным. Завидовал талантливым — и стал гениальным». Сергей Параджанов.
Материал подготовила: Тамара Хачатрян