В конце ХIХ века немецкая журналистка Магда Нейман, используя современные на тот момент исследования по армянскому вопросу и руководствуясь теплом своего сердца издала серию важно значимых изданий, статей под общим заголовком «Армяне».
Ее издания получили широкую популярность среди армянских диаспор всего мира, и в 1899 году по просьбе представителей армянской диаспоры в России, в свет вышла первая книга «Армяне: Краткий очерк их истории и современного положения».
В 1787 г., как уже было сказано, карабахские мелики послали Императрице Екатерине II верноподданнический адрес с просьбой прислать войско для изгнания утвердившихся в Карабахской области персов. Приняв армян в свое подданство, Императрица не могла, однако, оказать им ожидаемой помощи. Вследствие этого персы вскипели сильной злобой против меликов и принялись изводить их то ядом, то оружием, то интригами. Первой жертвой персидский мести пал гандзасарский католикос, приведший меликов к присяге в верности русскому престолу: он был отравлен сыном известного своими злодеяниями Фанах-хана, Ибрагим-ханом. Разъединенные коварной политикой персов, мелики не могли дружно действовать против врага, и некоторые из них вынуждены были удалиться со своими подданными из Карабахской области...
Вдобавок к персидским насилиям, в Карабахской области около того же времени стала свирепствовать чума. В таком гористом и лесистом крае, как Закавказье, передвижения на небольшие расстояния служат уже предохранением от заразы: горы и леса в таких случаях являются естественным карантином. Поэтому часть спасавшихся от чумы армян укрылась в соседней Грузии, рассеявшись в нынешнем Тифлисском (Елисаветпольской губернии), Борчалинском, Сигнахском и Телавском уездах Тифлисской губернии. Препятствия со стороны грузин к переселению к ним армян не могло быть, в силу постоянных братских отношений между этими двумя народами... как и ввиду испытанной полезности армян для культуры земли.
Как прирожденные земледельцы, армяне и тут принялись за свои обычные занятия: землепашество, садоводство, пчеловодство и т. д., в городах же занялись ремеслами и той ничтожной торговлей, какая могла существовать тогда при постоянных нашествиях лезгин и угрозах персов. По истечении, однако, некоторого времени армяне в Кахетии и Карталинии почувствовали, что не имеют достаточного простора для своей деятельности, вследствие существовавшего в Грузии крепостного права, о котором они не имели понятия в своем родном крае. К тому же Ширванский хан Мустафа, узнав о переселенческом движении среди карабахских армян, послал к ним своих агентов с целью заманить их к себе и обещал им земельные наделы и широкие льготы. Тогда из Грузии, как и из Карабаха, многие перешли в Ширванское ханство, основав здесь армянские села... Кроме этих мест, партия армян подвинулась к северному Кавказу и поселилась в Кизляре и Моздоке, частью также в Дербенте и Астрахани...
Одним из главных занятий этих выходцев стало виноградарство... персидские ханы, ввиду изобилия шелка у здешних армян, а также у сохранивших христианство удин, не довольствуясь взиманием усиленной подати с них деньгами и натурой, облагали их еще особой податью шелком за дарование им права исповедовать свою веру. Такая добавочная подать носила название «динь-ипе-ки», что значит «шелк за религию» ...
У армянского народа испокон века существует предание, что первая виноградная лоза была посажена праотцом Ноем у подошвы Арарата в старинном селении, называвшемся Аркури (в буквальном переводе с армянского — посадил лозу. Большое село Аркури погибло 20 июня 1840 г., в 6 час. вечера, под обвалом с Арарата, потрясенного извержением из потухшего кратера этой горы. 5.000 душ сделались жертвами этого обвала; уцелели лишь два-три пастуха, загнавшие стадо далеко от села).
Это предание хорошо известно почти всякому армянскому простолюдину. Он с наивной верой повторяет, что центр Армении, подошва Арарата, служила колыбелью виноделия для всего земного шара; потому-то, памятуя о Ное, а также о завете церкви, в которой принимает Святые дары в виде хлеба и вина, армянин с особенной заботливостью ухаживает за лозой и тщательно избегает всякой фальсификации вина, как бы боясь совершить кощунство с символом крови Христа. Поэтому, несмотря на привычку городской публики к вину искусственного приготовления, армянские виноделы на местах упорно держатся самого простого способа его изготовления, не желая в этом отношении перенимать никаких новшеств из Европы. А если является злоупотребление по отношению к таким чистым и гарантированным от всякой подделки винам, то уж — благодаря скупщикам.
Итак, из всего вышеизложенного мы видим, что настоящей сферой деятельности армян была и остается не торговля, а земледелие, в разнообразных его отраслях, ремесла, искусства и промышленность. На торговлю армянский народ смотрел всегда как на ненадежное, полное превратностей и искушений занятие, а потому в городах армянин всегда давал предпочтение ремеслам. «Деньги — что грязь на руке, смоешь и сойдет, а ремесло — верный кусок хлеба», — говорится у армян. Уважение к ремеслам до того было развито, что всякий армянин считал за честь носить фамилию по ремеслу деда или отца; даже занимавшиеся торговлей армяне имели обычай хотя бы на время учить детей ремеслу, чтобы тем приобрести почет среди народа. Притом они сами, хорошо зная шаткость коммерческих предприятий, особенно в магометанских государствах, хотели обеспечить будущность детей знанием какого-либо ремесла...
Влияние земледелия на армян было таково, что главные черты их характера — оседлость, консерватизм, любовь к родине, трудолюбие, медленность в мышлении, как и крепкий их организм выработались в течение веков этим именно занятием. В России, Турции и Персии не менее 85% армянского населения — земледельцы. Остальные — рабочие, ремесленники, купцы, фабрично-заводские промышленники, люди со свободной профессией, чиновники и пр. Кроме бакинских и грозненских керосинозаводчиков армян, из 53 шелкомотальных фабрик в Елисаветпольской губернии большая часть принадлежит армянам. Затем, они в Тифлисе имеют чугунолитейной, маслобойный, мыловаренный, кожевенный, кишечный (для струн), фанерочный заводы и бумагопрядильную, красильную и войлочную фабрики, как и завод для железных изделий.
В 1837 г. Император Николай Павлович посетил Эчмиадзинский монастырь. Государю очень понравилось вино, поданное на царский стол в Вагарша-пате. Расспросив подробно о состоянии виноделия у армян, Он соизволил выразить желание, чтобы армянские вина нашли распространение внутри России и в столице, где тогда употреблялись одни заграничные вина, находившиеся в откупе у правительства. Притом царь разрешил армянам беспатентную продажу вина наравне с графом М. С. Воронцовым, который один пользовался правом сбыта внутри государства изготовляемых в его крымских имениях вин.
Царская воля открыла кавказским винам дорогу в Россию, но дальнее расстояние обеих столиц от южной окраины и отсутствие железной дороги являлись непреодолимым препятствием для вывоза этих вин. Тем не менее эчмиадзинский монастырь с разрешения царя аккуратно снабжал дворец отборными винами армянского производства, чтобы приучить к ним высшие круги в столице. А Император, отдавая всегда предпочтение превосходному производству своих подданных, тем самым поощрял развитие отечественной промышленности и торговли.