«Выдающаяся роль, которую играли армяне в разных государствах, зависела не от их количества, а от их духовных качеств» (часть 3) - RadioVan.fm

Онлайн

«Выдающаяся роль, которую играли армяне в разных государствах, зависела не от их количества, а от их духовных качеств» (часть 3)

2020-11-19 21:37 , Минутка истории, 1458

«Выдающаяся роль, которую играли армяне в разных государствах, зависела не от их количества, а от их духовных качеств» (часть 3)

В конце ХIХ века немецкая журналистка Магда Нейман, используя современные на тот момент исследования по армянскому вопросу и руководствуясь теплом своего сердца издала серию важно значимых изданий, статей под общим заголовком «Армяне».

Ее издания получили широкую популярность среди армянских диаспор всего мира, и в 1899 году по просьбе представителей армянской диаспоры в России, в свет вышла первая книга «Армяне: Краткий очерк их истории и современного положения».

Продолжение

Одно из глубоких заблуждений, существующих в России относительно армян, это — общераспространенное мнение, что они народ «по преимуществу» коммерческий, притом обладающий будто бы особыми торговыми способностями... когда Г. А. Сазонов в 1896 г. на основании статистических данных показал в «Русской Мысли», что число занимающихся на Кавказе торговлей армян не превышает 5% всего тамошнего армянского населения это показалось иным ...невероятным... «Как, а ведь в Тифлисе мы только и видели, что купцов!» — говорили «знатоки» армян.

Вероятно, они бывали на Армянском базаре не реже, чем профессиональные фланеры Петербурга на Невском проспекте, но в рядах этого длинного базара они не приметили ни серебряных, ни золотых дел мастеров, ни портных, ни сапожников, ни шапочников, ни скорняков, ни оружейников, ни ткачей, ни токарей, ни войлочников, ни прочих ремесленников-армян... А если жившие в самом Тифлисе «знатоки» армян кроме каравансарая Тамамшева и армянских магазинов на Дворцовой улице ничего другого не видели и не помнят об армянах, то можно ли допустить (чтобы они вздумали поинтересоваться армянами в деревнях и селах, раскинутых в четырех обширных губерниях — Эриванской, Елисаветпольской, Тифлисской и Бакинской?

...английские офицеры и медики, состоящие при турецких войсках в Армении, по свидетельству бывшего французского консула в Эрзеруме г. Жильбера, усердно изучали армян, турок и курдов, снимали с них фотографии, записывали их песни, мотивы которых перелагали на ноты, присматривались к их танцам, делали антропометрические измерения, изучали их языки, покупали их оружие, одеяния, приглашали к себе армянских певцов-ашугов, слагавших длинные песни о подвигах русских генералов, и пр. и пр...

Армяне впервые пришли в Россию, с оружием в руках, в половине XI столетия, по приглашению великого князя киевского Александра, находившегося в войне с поляками. Он обратился тогда к помощи одного из армянских удельных князей, обещав его соратникам разные льготы. В 1060 году армяне приняли приглашение великого князя и, поселившись в Киеве и его окрестностях, оказали Киевскому княжеству значительные услуги как оружием, так и развитием разных ремесел. Из них вышло также немало искусных врачей, из которых об одном, известном враче Владимира Святого, упоминает летописец Нестор. Этими армянами особенно дорожили князья Изяслав и Феодор Дмитриевич. Видя приносимую ими пользу соседнему русскому княжеству, польский король Владислав IV более широкими привилегиями переманил многих армян в свое государство.

Как было сказано, армяне еще до христианского периода своей исторической жизни вступали в сношения с народами, жившими по сю и по ту сторону Каспийского моря. По утверждении христианства в Армении и его распространении отсюда в кавказской Албании и среди соседних ей гуннов, соприкасавшихся с албанами по своему местожительству в нынешней Дагестанской области, между армянами и гуннами был заключен в V столетии оборонительный и наступательный союз против персов-язычников. А в VI веке армяне массами переходили через Закавказье к гуннам, чтобы воевать в их лагере против персов. К этому именно времени относится учреждение торговыми армянами своих факторий по берегам Волги, как это доказывают находящиеся там памятники с армянскими надписями.

В XIII столетии, когда татары завоевали Армению, они выселили оттуда много народа, между прочим, в Сарай, Астрахань и Казань, где составили из них отдельные боевые отряды, а иным из них дали возможность подвизаться на мирных поприщах. Стремясь, однако, избавиться от этих варваров, армяне вошли в переговоры с генуэзцами, владевшими приморским городом Кейфе (нынешняя Феодосия) и другими пунктами Крымского полуострова. Генуэзцы помогли армянам освободиться от татар и переселиться в Крым. Тут армяне во всю ширь развернули свои колонизаторские способности, обратив пустынные пространства полуострова в цветущие деревни и покрыв его горы и поля множеством великолепных храмов, развалины которых существуют там и поныне. С 1475 г. Крымским полуостровом завладели турки и для обогащения тогдашней столицы оттоманов — Бруссы большую часть здешних армян переселили в область Худабендигяр, в нынешний Брусский вилайет, где потомки этих армян славятся и по настоящее время как лучшие во всей Турции земледельцы, шелководы и промышленники.

В этих же отраслях экономической жизни армяне приобрели известность и в Персии, куда их переселил Шах-Аббас I из Араратской области в начале XVII столетия. Да и вообще, где бы армяне ни поселялись — в Молдо-Валахии ли, Буковине, Трансильвании, Галиции или Венгрии, — прежде всего они являлись земледельцами, ремесленниками, общественными и государственными деятелями Некоторое исключение представляли переселившиеся из Персии, а именно, из Джульфы, в Индию армяне, числом не более 15.000 душ, занимавшиеся, главным образом, торговлей. Водворившись в Сурате, Мадрасе, Бомбее, Калькутте, Чичре и Сейда-бате, эти малочисленные гайканцы живо установили связь между разными частями обширной империи великого могола и Европой и дали сильный толчок торгово-промышленной деятельности страны. Они приобрели такое влияние во всем Индостане, что английская ост-индская компания действовала только через них, чтобы запустить прочные корни в стране. Но, утвердившись здесь, англичане вскоре парализовали торговое влияние армян, которым пришлось перенести свою деятельность на острова Индийского архипелага. Небольшая группа их поселилась на Яве, и среди них двое, Геворк Манукян и Овсеп Амирханян, сделались обладателями несметных богатств. К первому голландское правительство обращалось даже за займами, а второй оказал этому правительству большие услуги во время восстания туземцев в 1825 году.

Из всего сказанного о деятельности армян с древнейших времен до начала текущего столетия, видно, что, во-первых, торговля далеко набавлялась их главным занятием как на родине, так и вне её; во-вторых, те переселенцы, которые добровольно или по необходимости покидали родину, составляли лишь незначительную часть оставшегося в самой Армении коренного населения и, в-третьих, выдающаяся роль, которую играли армяне в разных государствах, зависела не от их количества, а от их духовных качеств.

Заглавная иллюстрация: армянский монастырь «Сурб Хач» на картине Константина Богаевского «Старый Крым» (1903)

Лента

Рекомендуем посмотреть