«Гандзак вновь будет армянским городом»: Левон Мелик-Шахназарян (часть 2) - RadioVan.fm

Онлайн

«Гандзак вновь будет армянским городом»: Левон Мелик-Шахназарян (часть 2)

2020-10-06 01:54 , Минутка истории, 688

«Гандзак вновь будет армянским городом»: Левон Мелик-Шахназарян (часть 2)

Продолжение

Выдержка из книги Левона Мелик-Шахназаряна «Неутраченный мир». Автор является очевидцем и участником описываемых событий, посвящена противостоянию в 1988 году населения древнего армянского города Гандзак.

Армянская Церковь

Строительство ее было начато в 1853 и завершено в 1869 году. В народе ее долгое время называли «новой». До тех пор, пока она не осталась единственной действующей апостольской церковью в Гандзаке. Великолепное здание, воздвигнутое на четырех колоннах, имело в длину 30,5м, ширина составляла 20м. Высокие и узкие окна, казалось, сами излучали свет. Перед дверьми были небольшие симпатичные паперти. Сама же церковь, вместе с прилегающими школой и двором, была окружена красивой стеной, не столько защищавшей церковь, сколько украшавшей ее общий вид. На куполе этого величественного строения можно было увидеть след от ядра, пущенного закавказскими татарами из пушки в 1905 году с левого берега реки. Ядро не смогло пробить розовый армянский туф, из которого была построена церковь.

Изнутри церковь была украшена великолепными образцами армянской настенной живописи на религиозные темы. Церковь имела как бы внутренний балкон, что придавало ей по-домашнему уютный вид.

Церковь святого Лусаворича играла в Гандзаке совершенно особую роль. Хотя в ней почти каждое воскресенье можно было увидеть обряд венчания, хотя армяне частенько приглашали священника крестить новорожденных, хотя редкие похороны в городе проводились без отпевания, — церковь несла на себе, в первую очередь, тяготы и хлопоты светской жизни.

Утренний звон церковных колоколов звучал как напоминание о продолжающейся жизни.

Церковный двор являлся местом встреч представителей гандзакского светского общества. Мамаши приводили сюда своих повзрослевших дочерей, матери потенциальных женихов с нарочито беспристрастным видом ходили вокруг юных дев. Здесь обменивались сплетнями, здесь заключались сделки, здесь… Словом, жизнь вокруг церкви кипела, церковь была центром армянского Гандзака.

У гандзакцев было еще два места, некогда связанных, с христианством, а потом ставших центром светской жизни. Это уже упоминавшийся Чолаг, куда, как правило, стайки молодежи ходили пешком в воскресные летние дни, и Панд — высокое лысое плато между Геташеном и Восканапатом. Зажечь свечку, совершить ритуальное жертвоприношение, а затем… кому не нравится молодежный пикник на природе? «Панди ореры» — два последних воскресенья августа.

И все же именно церковь была средоточием всего армянского в Гандзаке. Может потому, что туда ходили и зимой, и летом, благо от осадков всегда можно было укрыться в самой церкви, а от палящего солнца — под сенью деревьев во дворике. Да и ходить было близко всем.

Власти Гандзака, не имевшие возможности закрыть церковь, всячески пытались игнорировать ее. Дело доходило до абсурда. На туристской схеме Гандзака, например, изданной в 1984 г. в Москве (!), не удовлетворившись «ликвидацией» всех христианских храмов, составители убрали даже улицу Мясникяна, на которой находится церковь!

На туристской схеме, кстати, отсутствовали и другие памятники христианской архитектуры: уже упоминавшаяся нами армянская церковь св. Ованеса Мкртича (1633г.), русские православные церкви св. св. Кирилла и Мефодия (1872г.), св. Троицы (1905г.) и другие.

Ко всеми любимой церкви Григория Просветителя и вернулись отразившие нападение армянские мужчины. Нет, не гордость за одержанную победу светилась в их глазах, а озабоченность. Все прекрасно понимали, что это только начало. Начало того, чего они так не желали, чего так сильно старались избежать.

К вечеру у церкви появились первые раненые. Как правило, это были люди, бросившие рабочие места, поспешившие домой. Молниеносно распространились слухи о погибших. К несчастью, они подтвердились в районе железнодорожного вокзала был убит молодой армянин Аваков Миша. Азербайджанские вандалы отрезали ему голову. Умерла и одинокая женщина, Мелконян Роза, в дом к которой ворвались погромщики — не выдержало сердце.

В ночь на двадцать второе ноября к церкви стали стекаться беженцы из «азербайджанской части» города. Потрясенные и растерянные, зачастую жестоко избитые многолетними и, казалось, добрыми соседями, они неприкаянно толпились у церкви. Знакомые, родственники, да и просто жители ближайших домов забирали их к себе, устраивали как могли, утешали как могли.

Оборона города

А мужчины… Мужчины организовывались в отряды самообороны.

Уже в первую ночь, на 22 ноября, в армянских кварталах стали стихийно появляться посты самообороны. Собственно, глубоко эшелонированная оборона была не нужна и даже вредна, так как посты по всей длине улицы, имевшей лишь один возможный для противника въезд, раздробляли силы защитников, лишали их возможности отдыха. Но посты, пусть «неправильные», родились, а вместе с ними «родились» и командиры-лидеры. Им затем понадобится еще несколько дней, чтобы объединиться в комитет самообороны армянского населения Гандзака, фактически взявшего на себя все тяготы по управлению армянской частью города. Но и первые, еще не сорганизовавшиеся защитники, сполна справились со своей задачей.

Утром, 22 ноября, на армянские кварталы города пошли толпы азербайджанцев. Сказалось, наконец, и «политическое градостроительство», на протяжении почти четверти века проводимое «отцами города». Азербайджанцы наступали по нескольким направлениям. Невыспавшиеся, уставшие ребята не только отбили все нападения, но и пленили с десяток погромщиков. Началась, иного слова не подобрать, героическая эпопея обороны Гандзака.

Объединенные валы азербайджанских бандитов непрестанно повторяли набеги: сверху, снизу, с фланга, с фронта. Армяне стойко защищались. Руководители отрядов самообороны: Шахназарян Абуль, Матевосян Славик, Дашян Юрий, Захарян Дживан, Саркисян Абрам, Баяндурян Тигран, Шагинян Зармик, Чалабян Семен, Парсегян Владимир, Тонян Самвел, Вартанян Борис и многие-многие другие полностью контролировали армянскую часть города.

Продолжение следует…

Лента

Рекомендуем посмотреть