Культовая композиция «Summertime», пожалуй, известна каждому поклоннику джаза благодаря прекрасному исполнению Луи Армстронга и Эллы Фицджеральд. Это колыбельная Клары из первого действия оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс». Спектакль целиком построен на джазовых композициях, здесь присутствуют блюзовые интонации, негритянские гимны и псалмы, спиричуэлы. Кроме того, в нем представлено море импровизации, как же без этого, ведь речь идет не просто о классической опере, а о джазовой. Именно поэтому она отличается от привычных нам образцов. После премьеры критики назвали ее образцом первой национальной оперы США.
Первая постановка народной оперы была осуществлена в Бостоне под руководством армянина Рубена Мамуляна, уроженца Тбилиси, получившего образование в Москве. Дирижером был Александр Смоленский, а художником – Сергей Судейкин, да и сам Джордж Гершвин – сын эмигранта из России.
Краткое содержание
Рыбацкий посёлок Кэтфиш-Роу, расположенный близ Чарльстона. Здесь дружно живут и работают бедные афроамериканцы. Тёплый летний вечер. На улицу с младенцем выходит Клара - жена рыбака Джейка, и поёт своему сынишке красивую песню. Женщина с ребёнком направляется к находящемуся между домами большому двору, где любит собираться местное население, чтобы после трудового дня немного развлечься и поиграть в кости. Спустя некоторое время там появляется нищий калека Порги. Местные жители относятся к нему с уважением, но подшучивают над беднягой, так как знают, что ему нравиться красавица Бесс - девушка Крауна, пользующегося дурной репутацией портового грузчика. Решив развлечься, в этот двор приходят Краун и Бесс. Они навеселе от спиртного, но, помимо этого, принимают «порошок счастья», которым их обеспечил приезжий торговец Спортинг Лайф. Краун начинает играть в кости, однако находясь под воздействием дурманящего вещества, становится агрессивным. Он затеял спор, перешедший в драку, закончившуюся смертельным исходом. Краун убил местного жителя Роббинсона и сразу сбежал. Страшась приближающейся полиции, собравшиеся во дворе люди, прячутся в своих комнатах. Бесс остаётся одна. Спортинг-Лайф, давно положивший взгляд на красавицу, уговаривает девушку уехать с ним в Нью-Йорк, но Бесс категорически отказывается. Затем, ища убежища, она стучится в двери жилищ поселян, но везде встречает отказ. Только втайне влюблённый в девушку бедолага Порги, приходит ей на помощь.
Спустя некоторое время жители посёлка собрались в комнате Сирины – вдовы убитого Роббинсона. Они пришли проститься с покойным, пропеть над телом усопшего обрядовые песнопения и собрать хоть немного денег на погребение. Появляются полицейские, которые в грубой форме объявляют, что похороны должны состояться на следующий день иначе труп отдадут на опыты студентам – медикам. Помимо этого, не проведя следствия, они забирают с собой продавца мёда Питера, которого бездоказательно обвинили в убийстве. Вслед за блюстителями закона в комнату заходит похоронный агент. Узнав, что собранных денег не хватает на погребение, он, сжалившись, обещает оказать свою помощь.
Прошли недели. Бесс и Порги теперь вместе. Несчастный и угрюмый человек полностью изменился, и он превратился в добродушного весельчака. Порги счастлив, потому что рядом с ним его любимая Бесс. Соседи радуются таким счастливым переменам в жизни бедняги. Впрочем, в Кэтфиш-Роу вновь явился Спортинг Лайф, который, встретив Бесс, вновь пытается уговорить девушку уехать вместе с ним. Однако Порги, заметив притязания надоедливого ухажёра к его возлюбленной, устроил Лафту солидную взбучку.
Вскоре соседи, полюбившие Бесс, уговаривают её съездить на пикник, устраиваемый церковной общиной. Девушка не хочет оставлять Порги одного, но влюблённый мужчина, желая сделать ей приятное, отпускает Бесс. Весёлый праздник проходит на небольшом островке. Народ от души веселится до тех пор, пока капитан парохода не даёт сигнал подготовки к отплытию. Все собрались на палубе, но там нет Бесс. Её в лесу задержал Краун, который прятался на этом острове. Через два дня девушка вернулась и сразу слегла с бредовой горячкой. Придя в сознание Бесс призналась, что любит Порги, но боится, что Краун не оставит её в покое.
С улицы доносится тревожный колокольный звон, оповещающий о надвигающейся стихии. Жители дома в страхе от разбушевавшегося урагана собрались в комнате Сирины, туда же приходит и Краун, который ищет Бесс. Вдруг Клара, взглянув в окно, увидела на берегу разбившийся баркас своего мужа Джейка, который накануне вышёл на промысел в море. Женщина, передав ребёнка Бесс, бросается на улицу, навстречу ужасной буре. Только Краун выскакивает, чтобы помочь ей, но не успевает, Клара погибает.
Когда разрушительный ветер стих, жители посёлка начинают оплакивать погибших моряков, а Бесс поёт колыбельную осиротевшей малютке Клары и Джейка. В это время Краун вновь намеревается вернуть свою женщину, но в потасовке с изловчившимся калекой, погибает. Некоторое время спустя появляется детектив, и, чтобы установить убийцу грузчика, уводит с собой Порги для допроса. Этой ситуацией воспользовался Спортинг-Лайф. Он убеждает Бесс, что Порги посадят в тюрьму, а ей просто необходимо уехать в Нью-Йорк. Обезумев от горя, девушка наконец-то соглашается. Спустя неделю Порги возвращается домой. Узнав от соседей, что его любимая поддалась на уговоры Спортинг-Лайфа, он отправляется в далёкий город, чтобы её разыскать.
История создания
Либретто спектакля было написано Дюбозом Хейвардом и Айрой Гершвиным по пьесе Дороти и Дюбоза Хейвард «Порги». Авторы смогли сохранить в тексте оперы народный язык первоисточника, а также смесь наивности, суеверия и необычайного темперамента. Когда композитор впервые познакомился с произведением Дюбоза Хейварда в 1926 году, то был настолько впечатлен, что сразу же написал ему письмо с предложением о сотрудничестве.
Джордж и Айра Гершвин с Дюбозе Хэйвордом
У него сразу же родилась мысль о написании оперы. Спустя время они смогли приступить к работе. В 1933 году был подписан контракт с нью-йоркской «Театральной гильдией».
Сохранились сведения, что поначалу между авторами пьесы и композитором шли долгие споры, так как Хейворды настаивали на включении разговорных эпизодов (без музыкального сопровождения). Естественно, Гершвин, как композитор, был иного мнения и отдавал предпочтение именно музыкальной части. Это не удивительно, ведь он создавал первую национальную американскую оперу с богатым колоритом.
Сам Гершвин называл свою оперу «народной драмой», подчеркивая тем самым, что главным персонажем является именно народ. По этой же причине, большая роль отводится хоровым номерам, которые искусно вплетаются в сольные.
Постановки
Премьера спектакля с огромным успехом прошла 30 сентября 1935 года в Бостоне, в «Колониэл-театре». Музыкальные и театральные критики были восхищены произведением. Дирижером выступил Александр Смолленс.
Премьера в Нью-Йорке прошла менее успешно, (постановщик Рубен Мамулян), несмотря на это всего за 1,5 года спектакль выдержал 124 представления.
На европейских сценах опера оказалась в 1945 году – в Дании и Швейцарии, силами местных артистов. Однако подлинный успех спектакль обрел лишь тогда, когда его исполнила американская негритянская труппа.
Опера была экранизирована в 1958 году режиссером Отто Преминджером. Впоследствии, именно этот фильм получил «Оскар» в номинации за «Лучший саундтрек».
Интересные факты
◆ Это образец первой национальной оперы США, так ее окрестили критики после премьеры. 14 июля 1993 года почтовая служба США признала культурную значимость оперы, издав юбилейную 29 центов почтовую марку. В 2001 году «Порги и Бесс» была провозглашена официальной оперой штата Южная Каролина.
◆ Интересно, что сам автор в своем завещании пожелал, чтобы народная опера исполнялась обязательно темнокожими артистами, именно поэтому он в свое время отказался от заманчивого контракта с Метрополитен-опера, где присутствуют только белые певцы. Это не удивительно, ведь не каждому под силу передать афроамериканскую культуру и богатый колорит произведения.
◆ «Порги и Бесс» стала первой оперой американских композиторов поставленная в знаменитом итальянском оперном театре «Ла Скала».
◆ Специалисты называли это произведение народной оперой, которая занимала промежуточное место между бродвейским мюзиклом и оперой.
◆ Во время создания опера называлась «Порги», и лишь потом добавили «и Бесс», чтобы избежать путаницы с романом Дюбоза Хейуорда.
◆ Работая над этой оперой, Гершвин специально провел несколько месяцев в Чарльстоне, чтобы как можно ближе познакомиться с культурой, бытом и особенностями пения народа.
◆ Большая часть словесного текста была написала Дюбозо Хейвардом, лишь некоторые номера принадлежат перу брата композитора.
◆ В 1957 году вышел альбом легендарных Эллы Фицджеральд и Луи Армстронга «Порги и Бесс», в который вошла ария Summertime. Именно он был занесен в 2001 году в Зал славы «Грэмми», а также признан самой лучшей обработкой оперы.
◆ Произведение было написано Гершвиным за двадцать месяцев. Однако различные правки и доработки композитор продолжал вносить в партитуру даже во время репетиций. Полностью завершена работа над музыкальным текстом была ровно за день до премьеры.
◆ Многие американские журналы и газеты после премьеры признали Гершвина «серьезным композитором».
◆ Любопытно, но на сегодняшний день насчитывается около 20 тысяч вариантов легендарного хита Summertime. Именно эта композиция вошла в мировой топ-10 самых лучших джазовых мелодий.
◆ По одной из версий, Гершвин создал свой шедевр, впечатлившись одной колыбельной. Существует мнение, что украинская песня «Ой ходить сон коло вiкон» легла в основу хита Summertime.
◆ Любопытно, что несколько раз возникали джазовые варианты этой оперы. Впервые – в 1957 году благодаря Элле Фицджеральд и Луи Армстронгу. Причем именно эта версия больше всего полюбилась почитателям музыки. Второй раз в 1958 году уже Майлз Дэвис сделал свой джазовый вариант.
◆ Во время первого тура по городам Америки в 1936 году, труппа потребовала разрешить присутствовать в театре всем зрителям, в том числе и темнокожим. Они выдвинули это предложение незадолго до выступления в Вашингтоне, и руководство театра пошло на встречу, согласившись с этим, чтобы не срывать долгожданную премьеру.
◆ Несмотря на большой успех во время премьеры, материальные затраты на постановку оперы не смогли окупиться, и братья Гершвины потеряли около 10 тысяч долларов.
По материалам soundtimes.