Величайшая джазовая легенда XX века Элла Фицджеральд: непростая жизнь «Леди Джаз» - RadioVan.fm

Онлайн

Величайшая джазовая легенда XX века Элла Фицджеральд: непростая жизнь «Леди Джаз»  

2020-04-25 21:42 , Немного О..., 4898

Величайшая джазовая легенда XX века Элла Фицджеральд: непростая жизнь «Леди Джаз»

История жизни Эллы Фицджеральд как нельзя лучше показывает, что из любого начинания при достаточном упорстве непременно выйдет толк, даже если изначально все обстоятельства против тебя. Культовая певица смогла покорить всех своей простотой и музыкальным гением, с которым ей повезло родиться. Но без должного упорства ее судьба могла бы сложиться совсем по-другому. Отдав свою жизнь музыкальному искусству, с самого раннего детства она была увлечена всем, что происходило вокруг нее. Танцы, музыка, пение, спорт — всему этому Элла отдавалась без остатка, чтобы, в конечном итоге, осознать собственное предназначение. Выбрав свою судьбу, она смогла стать певицей, которую до сих пор считают величайшей джазовой легендой XX века.

Краткая биография

Элла Фицджеральд родилась в одном из тех маленьких американских городов, которые с трудом можно отыскать на карте — Ньюпорте Ньюсе. Это произошло 25 апреля 1917 года, в штате Вирджиния. Ее отец Уильям не горел желанием документально закрепить отношения с матерью девочки Темперанс, так что они жили без официального брака. Возможно, рождение ребенка повлияло на то, что он вскоре оставил семью.

Из-за сильных переживаний мать с дочкой покидают дом и перебираются в другой американский городок — Йонкерс, где Темперанс знакомится с мужчиной, который становится маленькой Элле отчимом. Вскоре, в 1923 году, у Эллы появляется сестра — Франсис. Будучи очень набожными, все они регулярно посещали церковь и постоянно изучали Библию.

Когда Элле исполнилось 14 лет, случилась страшная трагедия — ее любимая мать умерла от сердечного приступа. Вне себя от переживаний, девочка ссорится с отчимом и уезжает от него к родственнице — тете Вирджинии. Находясь абсолютно без присмотра, Элла бросает школу и устраивается работать прислугой в публичный дом, где начинает постепенно опускаться на дно общества. Постоянное общение с ворами и гангстерами различных мастей оказывало на девушку пагубное воздействие. Полиция, обнаружив бездомного подростка, определила ее в приют в Бронксе. В скором времени ее переводят в интернат для девушек, расположенный в Гудзоне, но надолго она в нем не задерживается, предпочтя бездомную жизнь строгим правилам.

В 1934 году Элла Фицджеральд захотела попробовать свои силы в танцах, выбрав для этого свободный конкурс Amateur Nights. Узнав про очень сильных соперников-танцоров, она изменила свое решение. Этот поступок в корне перевернул всю жизнь Эллы Фицджеральд. Вспомнив любимую исполнительницу детства — Конни Босуэлл, девушка решила спеть композицию «The Object of My Affection». Благожелательно настроенная публика позволила Элле исполнить две песни, хотя от сильного волнения она потеряла голос, и ей пришлось начать первую мелодию заново. По итогам зрительских симпатий, ей удалось обойти своих соперников. Этот момент можно считать ее становлением в качестве певицы, так как за победу она получила возможность выступлений в «Аполло» — культурном и музыкальном центре того времени.

В начале 1935 года происходит ключевое событие для Эллы, ее знакомят с Чиком Уэббом — талантливым основателем успешного биг-бенда. Критически отнесясь к Элле, как к исполнителю, он все-таки подписывает с ней договор, позволяющий девушке выступать с его оркестром. С этого момента Фицджеральд выступает вместе с коллективом Уэбба, а когда в 1936 году он умирает, певица занимает его место, сменив название оркестра на «Ella and Her Famous Orchestr» (Элла и ее Знаменитый Оркестр).

Взяв направление на популярную музыку, коллектив выступал до 1942 года. Играя только лишь попсовую музыку на потребу публике, они не смогли вырасти во что-то серьезное, так что распад коллектива был вполне предсказуем.

С этого момента молодая певица решает попробовать свои силы в сольной карьере и ей удается заключить выгодный контракт с компанией «Decca Records». Это сотрудничество принесло миру несколько величайших произведений, исполненных Эллой, среди которых «Flying Home» и «Oh, Lady Be Good!».

Начиная с 1945 года Фицджеральд решает расти еще выше в карьерном плане. Она расстается с «Decca Records» и начинает записываться под новым брендом — «Verve Records», созданным менеджером Норманом Гранцем специально для нее. Это время становится для нее по-настоящему золотым. Фицджеральд импровизирует в разных стилях: джаз, би-боп, поп, привнося в свое пение технику скэта, получающегося у нее поистине виртуозно. Певица приобрела невероятную популярность, с которой мало кто мог соперничать, давая десятки концертов по всей Америке.

В 1972 году певица начинает сотрудничать с лейблом «Pablo Records», так как старый — «Verve Records», был выкуплен фирмой «MGM». Многие композиции, записанные в это время, считаются лучшими в творчестве Фицджеральд.

Начиная с 1993 года, Элла перестает выступать и проводит все свое время в доме на Беверли-Хилс: из-за последствий диабета врачи ампутировали Фицджеральд обе ноги ниже колен. Прикованная к инвалидной коляске, она до самого последнего дня радовалась жизни. В 1996 году Элла Фицджеральд покинула наш мир.

Непростая личная жизнь «Леди Джаз»

Как у многих талантливых людей, личная жизнь певицы складывалась довольно непросто. Суровое детство и юношество привели к тому, что своих партнеров Фицджеральд выбирала среди неблагополучных элементов общества. Так, первым человеком, с кем она официально связала свою жизнь, был Бенни Корнегей — уличный продавец запрещенных наркотических средств, подрабатывающий в порту. Пара расписалась в 1941 году, но не прожила вместе даже двух лет.

Следующая попытка замужества состоялась в 1947 году, и Элла подошла к выбору второй половины гораздо более осмотрительно. Познакомившись в 1946 году с контрабасистом Реем Брауном и повстречавшись меньше года, пара решила официально расписаться. Вдобавок, они усыновили сына сводной сестры Эллы, назвав его Рэй Браун-младший. Прожив в браке шесть лет, Элла развелась с мужем, так как постоянная загруженность совершенно не оставляла времени на совместное сопровождение. Они расстались по обоюдному согласию и продолжали сотрудничество даже после развода.

Третий брак ориентировочно датируется 1957 годом. О нем практически ничего не известно, за исключением того, что мужем Фицджеральд был норвежец по имени Тор Ларсен. Через некоторое время он совершил кражу, поэтому брак был моментально аннулирован, так как такая новость могла негативно отразиться на карьере певицы. Любые упоминания о нем тут же удалялись менеджером Эллы Норманом Гранцем.

Будучи довольно замкнутой, скромной и застенчивой, Элла Фицджеральд никогда не распространялась о своей личной жизни. Лишь сын Рэй и его дочь Элис находились рядом с Фицджеральд в последние мгновения ее жизни.

Музыкальное творчество

Удивительно, но Элла Фицджеральд так бы и осталась талантливой, но никому не известной певицей, если бы не ее воля и стремление к изменениям. Начав работать в оркестре Чика Уэбба, первоначальна она была всего лишь поп-певицей. Да, она любила джаз, но не исполняла его, а ее песни представляли собой скучные попсовые произведения.

Все изменилось благодаря ее менеджеру Норману Гранцу. Именно он заставлял Эллу светиться на любых музыкальных мероприятиях и фестивалях, посвященных джазу, таких как «Jazz at the Philharmonic», чтобы публика запомнила ее голос. В это время происходит серьезное разделение джаза на два лагеря: старый консервативный джаз и его новое направление — бибоп. Усмотрев в этом возможность для покорения новых вершин, Элла моментально становится чуть ли не самой популярной исполнительницей нового стиля, достигнув впечатляющих результатов. Все места для выступлений были заняты исполнителями бибопа, а классический джаз находился в некотором забвении.

С 1956 года Элла Фицджеральд работает над очень смелым проектом. Выбирая произведения поэтов и композиторов, входивших в «Великий Американский Песенник» и представляющих собой классику XX века, Элла записала 8 пластинок, принесших ей мировую известность и немалые деньги. Каждая пластинка была посвящена творчеству одного человека, а вся коллекция в целом была очень высоко оценена критиками.

Элла начинает смелые эксперименты со стилем и формой — пробует себя в различных музыкальных направлениях, используя при этом и обычное, классическое пение. Записывая новые альбомы, Элла имеет бешеный успех, концертируя при этом по многим городам Америки и Европы.

Свой очередной блестящий альбом 1972 года «Nice Work If You Can Get It» она посвящает Д. Гершвину. Затем она создает очередной памятную запись «Ella Loves Cole», на этот раз посвященную Коулу Портеру. Последняя пластинка — «Back on the Block», была записана певицей в 1989 году.

Продолжая выступать, несмотря на все более угасающее здоровье, Элла Фицджеральд до последнего не выпускала микрофон из рук. Перенеся несколько операций и имея серьезные проблемы со зрением из-за катаракты, она последний раз выступает в Сан-Франциско в 1993 году, всего за три года до своей смерти.

Работа с легендами джаза

Элла Фицджеральд, будучи очень талантливой и востребованной звездой сцены, за свою жизнь сходилась со многими талантливыми людьми. Благодаря личному обаянию, харизме и выдающимся вокальным данным, совместная запись с ней была мечтой для любого музыканта. Легенды джазовой музыки, короли джаза и свинга — все они записывали с Эллой совместные композиции.

Элла Фицджеральд и Луи Армстронг

Вместе с Эллой Фицджеральд на звукозаписывающей студии «Verve» они записали три альбома и несколько сольных произведений. Они очень высоко оценивали мастерство друг друга, поэтому дуэт профессионалов замечательно сработался. Они выпустили прекрасный образчик каноничной джазовой музыки — «Ella and Louis», а спустя год — такую же блистательную пластинку «Ella and Louis Again». В третий альбом входили известные оперные арии, сочиненные Джорджом Гершвиным для «Порги и Бесс», но аранжированные в новой, оригинальной обработке.

Элла Фицджеральд и Дюк Эллингтон

Элла начала совместное сотрудничество с коллективом Дюка в 1966 году, а результатом этого плодотворного сотрудничества можно считать два отличных альбома: «The Stockholm Concert» и «Ella and Duke at the Cote D’Azur». Композиции, спетые певицей, получили признание по всему миру, а также навсегда стали неумирающей классикой джазовой музыки. Сам Эллингтон написал несколько аранжировок для этих альбомов, дирижировал оркестром, а в некоторых записях даже лично аккомпанировал Элле на фортепиано. Все произведения были записаны во Франции и Швеции, всего за несколько дней, с 26 по 29 июля.

Оркестр Каунта Бэйси

Сотрудничая с этим коллективом, Элла Фицджеральд приобрела наибольшую популярность. Начиная с 1957 года и вплоть до 1979 года, они вели непрерывную концертную деятельность и записали целых 6 альбомов. Прекрасные аранжировки, тщательно подобранный состав биг-бенда и великолепный голос Эллы — все это обеспечило неимоверную популярность певицы.

Группа The Ink Spots

Будучи очень успешными исполнителями, этот чернокожий квартет имел огромную популярность и признание у публики. В то время, когда Фицджеральд только пробовала петь в театре «Аполло», в надежде победить, эти исполнители уже имели признание, выступая в этом же самом месте. Благодаря таланту, многие песни этих ребят занимали верхние строчки хит-парадов и очень долго их не покидали. Поэтому неудивительно, что когда Фицджеральд записала с ними несколько песен (а произошло это аж спустя 9 лет после начала профессиональной карьеры певицы), они моментально заняли вершины хит-парадов. Всего была записано 7 совместных песен, а 4 из них прочно обосновались на всех радиостанциях на несколько недель.

***

В истории джазового исполнительства найдется весьма немного женщин, которые оставили бы после себя столь богатое наследие, как Элла Фицджеральд. Как негаснущая комета, она ворвалась в музыкальный мир, и этот след не погас до сих пор. Будь скромным гением — и успех будет твоим. Вот простой путь, которого придерживалась певица. Живя ради музыки, она не переставала искать новые способы выражения своего внутреннего мира. Сгорая без остатка, она отдавала слушателям свою любовь, зачастую не оставляя времени на устройство собственной жизни. Но она не ждала сочувствия, наоборот, она жила только лишь ради песен, ради сцены, и ради любви зрителей. До самых последних дней она оставалась звездой — и именно такой ее запомнили все.

Ее очаровательный голос по праву считается одним из самых ярких и живых за все время существования джаза. Кроме того, поистине неоценим вклад певицы в развитие и продвижение джазовых стандартов в мировую культуру. Посвятив многие из своих альбомов творчеству выдающихся музыкантов, она мастерски доказала, что джаз, исполняемый с душой, — это тоже великая музыка, и он может быть не менее прекрасным и завораживающим, чем самые известные классические произведения.

По материалам soundtimes.

Лента

Рекомендуем посмотреть