История одного шедевра: картина «Поцелуй» Густава Климта, наполненная невероятной внутренней энергией, стала настоящим гимном любви - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: картина «Поцелуй» Густава Климта, наполненная невероятной внутренней энергией, стала настоящим гимном любви

2020-09-15 21:52 , История Одного Шедевра, 12408

История одного шедевра: картина «Поцелуй» Густава Климта, наполненная невероятной внутренней энергией, стала настоящим гимном любви

Не так уж много найдется картин, которые можно сравнить с «Поцелуем» по частоте цитирования и количеству копий на самых разных, порой даже совсем неожиданных носителях. Чашки, закладки для книг, календари и открытки, даже кухонная утварь и постельное белье. Любой человек, который хоть раз побывал в Вене, вряд ли устоял перед желанием увезти с собой сувенир с изображением одной из самых знаменитых в мире влюбленных пар.

Густав Климт крайне редко покидал Вену. Его поездки в Париж можно буквально пересчитать по пальцам. Что же касается остальной Европы, казалось, она вообще мало интересовала художника. Исключением оказалась лишь Италия, а точнее – Равенна, откуда Климт в 1903 году привез свое страстное увлечение византийскими мозаиками. Использование золота и разнообразные орнаментальные узоры в работах старых мастеров нашли отражение в самом продуктивном и ярком «Золотом периоде» творчества Климта, в зрелом периоде, подарившем миру самые известные из его картин, в том числе и «Поцелуй».

Густав Климт. Поцелуй, 1908г

Орнаменты, которые художник использует для изображения слившейся в любовном объятии пары, не случайны. На протяжении практически всего своего творческого пути Климт пытался донести до публики свое видение двойственности любви. Здесь он передает это ощущение, в частности, через разграничение мужского и женского. Одеяние героя картины расчерчено четкими квадратами и прямоугольниками, в то время как наряд его возлюбленной украшен орнаментом, в котором преобладают более мягкие и «женственные» круги и спирали.

Густав Климт. Поцелуй. Фрагмент

Модель для самой известной картины Густава Климта доподлинно неизвестна. Считают, что на ней в качестве мужской фигуры художник изобразил если не самого себя, то свои собственные переживания и эмоции. А вот женский образ, вполне возможно, принадлежит его самой верной музе Эмилии Флеге. Эта картина, наполненная невероятной внутренней энергией, стала настоящим гимном любви и собирает сегодня толпы паломников. Удивительно, но для Густава Климта, всю жизнь охотно рисовавшего обнаженную натуру, она стала и одной из самых целомудренных.

Интересны в «Поцелуе» и еще две детали. Во-первых, как и в большинстве других своих зрелых работ, художник не позволяет зрителю увидеть лицо героя (Климту часто пеняли на то, что ему интересны лишь женщины, в конце концов, он совсем перестал рисовать мужчин).

Густав Климт. Поцелуй. Фрагмент

И во-вторых, примечательно то, что Климт изобразил на полотне не сам поцелуй, а лишь его ожидание, предвкушение. По одной из версий, картину заказал ему некий граф. Он дал художнику медальон с изображением своей возлюбленной и попросил изобразить их вместе. Но во время работы над картиной Климт неожиданно для себя самого влюбился в девушку с медальона. И поэтому вместо графа изобразил рядом с ней самого себя, скрыв лицо. И поэтому же пара на полотне не сливается в поцелуе, а пребывает в страстном любовном томлении, в мучительном ожидании слияния.

P. S.

В 2013 году сирийский художник Таммам Аззам воспроизвел на разрушенном фасаде одного из зданий Дамаска картину Густава Климта «Поцелуй». Конечно, он сделал это не в реальной жизни, а с помощью Photoshop — Аззам нисколько не изменил художественную манеру Климта. Таким образом, он перенес один из главных шедевров живописи XX века в его первоначальном виде, сделав его способом выражения политического протеста и стремлением к миру.

В публикации использованы материалы artchive.

Лента

Рекомендуем посмотреть