История одного шедевра: «Давид» Микеланджело – каторжный труд и совершенная красота - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: «Давид» Микеланджело – каторжный труд и совершенная красота

2020-09-08 21:51 , История Одного Шедевра, 19779

История одного шедевра: «Давид» Микеланджело – каторжный труд и совершенная красота

8 сентября 1504 года очам изумлённой флорентийской публики на площади Синьории впервые предстал Давид – мраморная скульптура библейского юноши-героя работы Микеланджело. Перевозкой гигантской статуи на место установки, выбранное ее создателем, руководил сам Леонардо да Винчи.

Сегодня статуя Давида – общепризнанный символ эпохи Возрождения и, вероятно, самая известная скульптура в мире. Джорджо Вазари утверждал, что она «отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». За прошедшие со времени создания Давида пять столетий положение вещей не сильно переменилось: микеланджеловский Давид по-прежнему воспринимается как эталон прекрасного тела и сильного духа.

С чего все началось

В первой половине XV в. едва ли не все культурные и финансовые силы Флоренции были брошены на завершение строительства и создание интерьеров собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Заказчиком внутреннего убранства грандиозного храма была гильдия торговцев шерстью.

Учитывая, что именно флорентийские методы отделки шерсти стали базой для неимоверного богатства города, нетрудно догадаться, что над собором работали лучшие мастера того времени.

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции

По окончании основных работ по строительству и созданию интерьеров храма в гильдии решили, что несравненная красота собора станет еще неотразимей, если украсить его 12-ю огромными скульптурами ветхозаветных пророков.

Однако этот скульптурный ансамбль так и остался в планах. Как осталась под открытым небом во дворе собора и огромная глыба каррарского мрамора, прозванная горожанами «Гигантом» и изначально предназначенная для статуи Давида.

К 1464 году было готово только два изваяния, одно из которых выполнил Донателло, а другое — его подмастерье Агостино ди Дуччо.

Давид Донателло

С 1464 по 1501 гг. неоднократно предпринимались попытки создания статуи, и каждый раз безуспешно. За дело брались то знаменитый Агостино ди Дуччо, то безвестный Бартоломмео ди Пьеро. Ни тот, ни другой по каким-то причинам не смогли закончить работу. Позднее сделать что-то путное из этого же мрамора предлагали и многих другим скульпторам, даже Леонардо да Винчи, тоже уроженцу Флоренции. Но он, по легенде, отказался, сославшись на то, что мрамор уже обточен предшественниками и не годится для шедевра. И именно поэтому Микеланджело согласился: он испытывал к Леонардо, которого считал высокомерным, неприязнь и очень хотел его превзойти. В определенном смысле Микеланджело это удалось – ведь подпорченный мрамор в итоге превратился в великую скульптуру.

Леонардо Да Винчи. Статуя Микеланджело Давид

Каторжный труд

16 августа 1501 года Микеланджело подписал контракт стоимостью 200 флоринов со старшинами собора: статуя Давида во Флоренции должна была появиться через два года. Чтобы скрыть процесс создания статуи от любопытных взглядов – и особенно от Леонардо, Микеланджело обнес место работы высоким забором.

Работа продлилась два года и еще четыре месяца ушло на окончательную отделку и полировку. Микеланджело, по сути, держал самый сложный экзамен в своей жизни, для любого деятеля искусств того времени было важно, признает ли Флоренция его мастерство.

Микеланджело Буонарроти. Эскиз к «Давиду»

Помощников не было, и мастер трудился один, передвигаясь вокруг гигантской глыбы по строительным лесам. Глыба имела массу повреждений, и разметка статуи должна была быть максимально точной: что-либо переделать было бы невозможно. Именно поэтому работа началась с создания левой руки Давида, согнутой в локте – сделать по-другому не позволила бы большая выбоина в глыбе.

Стоя на шатких лесах, Микеланджело пришлось изрядно потрудиться над теми частями глыбы, к которым нельзя было прикасаться резцом, чтобы не нарушить пропорции будущего Давида. Эти части можно было обработать только полировкой.

Инструменты Микеланджело выковывал себе сам, но резцы быстро затуплялись от интенсивной работы – и он снова раздувал кузнечный горн. Это был поистине каторжный труд!

По одной из легенд, закончив работу, он водрузил на голову Давида лавровый венок из начищенной меди. Это было не просто украшение – таким образом, Микеланджело подчеркнул духовную связь своей статуи с античными традициями скульптуры, согласно которым лавровый венок, позолота и даже разукрашивание статуй было в порядке вещей.

(До «Давида» Микеланджело уже успел прославиться благодаря скульптуре «Римская Пьета». Однако звания мастера он удостоился лишь после того, как изваял «Давида». На тот момент ему было 29 лет. Через четыре года, в 1508 году, мастер начнет работу над величайшим творением в области живописи всех времен — фресками Сикстинской капеллы).

Совершенная красота

Микеланджело Буонарроти. Давид, 1504г

25 января 1504 года у Собора Санта-Мария-дель-Фьоре собрались лучшие из лучших мастеров Флоренции: художники Леонардо, Боттичелли, Перуджино, Филиппино Липпи, архитекторы Антонио и Джулиано Сангалло, скульпторы Андреа делла Роббиа и Андреа Сансовино.

Им предстояло принять важное решение: достойно ли справился Микеланджело со своей задачей – создать чуть ли не из бросовой глыбы мрамора более-менее приличную статую прославленного иудейского царя.

Пятиметровый Давид сразу же сразил всех. Не было больше места ни ревности, ни соперничеству – статуя была превосходна. Обычно произведение искусства требует времени для его осмысления и признания. Но впечатление, которое произвела статуя Давида во Флоренции, едва разобрали окружавший ее забор, было подобно удару молнии. Ничего более совершенного современникам Микеланджело видеть еще не приходилось. Полвека спустя Вазари писал: «Когда видишь эту статую, бессмысленно искать что-то более совершенное – как в прошлом, так и в современности».

Руки Давида судорожно сжимают камень и пращу перед решительным усилием – через секунду он рванет пращу, и камень со свистом полетит в Голиафа. Брови героя грозно нахмурены, ноздри расширены, глаза горят, напряжены мышцы шеи. Давид весь сосредоточенность и отвага. Это его узнаваемое выражение принято называть La terribilita.

В оригинале, Давид — юноша. У Микеланджело же он показан сильным мужчиной, будущим царем иудейским (кем, согласно тем же ветхозаветным описаниям, он вскоре действительно станет). Герой представлен во всем блеске красоты своего совершенного тела. Поза уверенного в своей силе человека.

(Правитель Флоренции посчитал, что у Давида слишком большой нос. Об этом случае в своих «Жизнеописаниях» рассказал ученик и последователь Микеланджело Джорджо Вазари. Тогдашний пожизненный гонфалоньер Флоренции Педро Содерини пришёл посмотреть на результат двухлетних трудов Микеланджело. «Статуя ему очень понравилась, — свидетельствует Вазари, — но когда он ее с разных сторон осмотрел, то сказал: «Нос у него, кажется мне, великоват». Приметив, что гонфалоньер стоит внизу гиганта и что зрение не позволяет ему увидать по-настоящему, Микеланджело поднялся на мостки, устроенные на высоте плеч статуи, и, быстро схватив в левую руку резец и щепотку мраморной пыли, рассыпанной на досках мостков, стал, легонько взмахивая резцом, понемногу сбрасывать пыль, оставив нос в прежнем виде. Потом, взглянув вниз на гонфалоньера, стоявшего и глядевшего, сказал: «Посмотрите-ка теперь». — «Теперь мне больше нравится, — ответил гонфалоньер, — вы придали больше жизни»).

Синьория незамедлительно приняла решение о том, что Давид Микеланджело, как символ победы разума над силой, должен стать и символом обновленной Флорентийской республики.

(На момент создания скульптуры Флоренция была могущественной республикой, которая независимо от папского Рима вела свои дела. Политическая самостоятельность подкреплялась финансовой стабильностью. Экспорт шелка, торговля, банковское дело — обороты капитала были колоссальные. Однако у республики не было постоянной армией, а расходы росли — Возрождение было фактически полностью смонтировано Флоренцией. К тому же Риму не нравилось свободолюбивое поведение Флоренции, да и Франция так и норовила вмешаться в итальянские дела. Плюс внутри самой Флоренции не прекращались споры за власть. В итоге через 30 лет после создания столько мощного символа независимости Флоренции — статуи Давида — от самой независимости ничего не осталось. В начале 1530-х имперские войска вошли в город, подавив сопротивлявшихся. Флоренцию ждали репрессии, расправы и казни. Демократическая конституция была отменена, вместо нее провозгласили наследственную монархию).

Установить Давида решили на площади Синьории, перед главным входом в Палаццо Веккьо, вместо «Юдифи» Донателло, бывшей символом флорентийской свободы до момента появления шедевра Микеланджело.

Открытие статуи «Давид» Микеланджело. Литография

Перевозка статуи от собора до площади производилась с величайшей осторожностью и заняла четыре дня. Вся Флоренция стала свидетелем удивительного зрелища. Несколько завистников Микеланджело попытались закидать скульптуру камнями, за что попали в тюрьму.

Более чем 500 лет истории

В 1527 году, во время восстания во Флоренции, в результате которого Медичи в очередной раз вернулись к власти, защитники республики, укрывшись в Палаццо Веккьо, оборонялись от нападавших всем, что попадется под руку.

Одна из тяжелых лавок, выброшенная из окна, угодила в статую Давида. Результат был плачевен: левая рука гиганта была разбита вдребезги. Собрать осколки удалось только спустя три дня, и собрал их тогда еще совсем юный Вазари вместе с другом, будущим известным художником Чеккино Сальвиати.

Но восстановить статую Вазари удалось только через 16 лет, в 1543 году, по распоряжению Козимо I Медичи, пожелавшего задобрить свободолюбивых флорентийцев милосердным жестом по отношению к символу ненавистной республики.

Дожди, зной, пыль веками изнуряли статую. В XIX веке было проведено две крайне неудачных реставрации: в результате первой статуя Давида Микеланджело была покрыта воском, во время второй – воск смыли вместе со старинной патиной, защищавшей мрамор от разрушения.

В 1873 году власти города приняли решение о ее переносе в Галерею Академии, несколько позже пристроив для нее и других шедевров Микеланджело специальное крыло – круглую Трибуну.

Вместо оригинала у входа в Палаццо Веккьо установили отличную копию.

Во время Второй мировой войны из-за опасения, что во время бомбежек Флоренция утратит свой символ, над статуей надстроили дополнительный саркофаг. После войны он был разобран, и доступ к Давиду снова был открыт. В 1991 году на статую набросился вандал с молотком, который, прежде чем его скрутили охранники, успел отколоть несколько кусков мрамора от пальцев левой ноги.

Работа над копией статуи, 1928г

Сегодня существует множество копий скульптуры «Давида», которые находятся в разных странах мира. Одну из них Флоренция хотела подарить Иерусалиму, но дар не был принят: фигуру Давида посчитали слишком откровенной, к тому же юноша был не обрезан, что противоречит религиозным традициям иудеев.

P. S.

Сегодня статуя Давида Микеланджело по-прежнему находится в Галерее Академии, в самом центре Трибуны.

Статуя Давида в Галерее Академии

Никто не мог предположить, что скульптура, которую планировалось выполнить в религиозном духе, однажды станет для флорентинцев (и не только) символом могущества и освобождения от деспотии. Выразительный силуэт, идеальные анатомические формы и отсутствие противоречивых элементов в скульптурной моделировке служат максимально точному выражению образа защитника и освободителя.

Вазари не ошибался, когда утверждал, что после Давида бессмысленно искать что-то более совершенное. Скульптурный шедевр действительно несет в себе гениальность великого Микеланджело, и даже через полтысячелетия можно лишь удивляться тому, как удалось мастеру создать подобное из куска мрамора своими собственными руками.

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Лента

Рекомендуем посмотреть