История одного шедевра: почему знаменитую фреску Микеланджело «Страшный суд» хотели уничтожить - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: почему знаменитую фреску Микеланджело «Страшный суд» хотели уничтожить

2020-02-18 21:56 , Минутка истории, 11492

История одного шедевра: почему знаменитую фреску Микеланджело «Страшный суд» хотели уничтожить

В 1500-е годы стояла грандиозная задача: визуализировать сцену Страшного Суда и, более того, сделать это в Сикстинской капелле, часовне папского двора, ныне являющейся выдающимся памятником Возрождения. Ни один художник в Италии XVI века не был лучше подготовлен к этой задаче, чем Микеланджело. И он создал шедевр...

История создания

В 1533 году Микеланджело работал во Флоренции над различными проектами в Сан Лоренцо для папы Климента VII. 22 сентября этого года художник отправился в Сан-Миниато, чтобы встретить папу. Возможно, именно тогда папа римский высказал желание, чтобы Микеланджело расписал стену за алтарём Сикстинской капеллы на тему «Страшного суда». Он завершил свою монументальную работу в 1512 году - и это закрепило его репутацию величайшего мастера изображения человеческой натуры.

Сикстинская капелла | Подготовительные рисунки

«Страшный суд» был одним из первых произведений искусства, которые Павел III заказал после своего избрания в папство в 1534 году. Павел III стремился устранить протестантскую реформацию и подтвердить легитимность католической церкви и ортодоксальность ее доктрин. Изобразительное искусство сыграло ключевую роль в реализации этих задач, включающую послание, которое он направил своему кругу, заказав изображение Страшного суда.

Декоративное изображение сюжета начинается с сотворения Богом мира и Его завета с народом Израиля (представленным в ветхозаветных сценах на потолке и южной стене) и продолжается земной жизнью Христа (на северной стене). Сцена Страшного Суда завершает повествование. Папский двор и представители церкви занимают центр между сценами с Христом и Его вторым пришествием. По всей фреске доминирует человеческая фигура, почти всегда представленная полностью обнаженной. Тела представлены с большой выразительностью и силой.

Главные фигуры и объекты фрески

Несмотря на плотность в компоновке фигур, художник четко организовал композицию в ярусы и квадранты с подгруппами и значимыми фигурами, которые помогают воспринять сложные сцены. Микеланджело использовал символику весов, используемых для взвешивания душ – по их подобию композиция поднимается слева и опускается справа.

1. Христос является опорной точкой этой сложной композиции. Будучи мощной, мускулистой фигурой, он шагает вперед в изгибающем жесте. Слева изображен «проклятый». Справа - «благословенный». Под его поднятой рукой, словно под надежной защитой, находится Дева Мария.

2. Непосредственно под Христом изображена группа бескрылых ангелов. Они с такой силой призывают мертвых восстать, что их щеки раздуваются от усилия. Кажется, что наблюдатели даже могут слышать издаваемые звуки. В это время двое других ангелов держат открытые книги с записями о делах воскресших. Ангел с книгой проклятых решительно наклоняет ее вниз, чтобы показать проклятым, что их печальная судьба справедливо основана на их проступках.

3. В левом нижнем углу композиции мертвые выходят из своих могил, отбрасывая свои погребальные одеяния. Некоторые поднимаются без усилий, притягиваемые невидимой силой, в то время как другим помогают ангелы. Эта деталь подтверждает доктрину, оспариваемую протестантами: молитва и добрые дела, а не только вера и божественная благодать, играют главенствующую роль в Страшном суде.

4. На правой стороне композиции (слева от Христа) демоны тянут проклятых в ад, а ангелы в схватке побеждают тех, кто пытается избежать своей горестной судьбы. Одну из фигур сражает ангел и тянет демон: мешок денег свисают с его груди. Его грех ясен - это алчность. Другая фигура - прообраз греха гордыни - осмеливается дать отпор, оспаривая божественное решение.

5. Харон – перевозчик душ умерших – гонит проклятых к берегам ада, а в правом нижнем углу стоит забитый Минос – легендарный царь «столицы» Древнего Крита — Кносса. Его собственная плотская греховность обозначена змеей. Он стоит на самом краю ада.

6. Очень интересна символика автопортрета самого Микеланджело на фреске. В центре фрески изображен Святой Варфоломей, который держит в руках содранную человеческую кожу. Существует гипотеза, что Микеланджело изобразил тот момент Страшного суда, когда Христос решает судьбу самого художника (у расположенного в центре Христа взгляд направлен в точности на изображение Микеланджело). В христианской традиции Святой Варфоломей и при жизни, и после смерти был связан с чудесами изменения массы. Известная легенда о нем гласит: однажды его тело было брошено в море и вынесено на берег. Тогда местный епископ велел мужчинам принести тело. Но оно оказалось слишком тяжелым. И тогда епископ велел детям принести тело, которые легко справились с задачей. То, что безгрешные дети смогли поднять тело, символизирует то, что подлинная тяжесть – у грехов. Неспроста современники окрестили Микеланджело «божественным» за его способность соперничать с самим Богом в придании формы идеальному телу. Несмотря на свою славу, художник часто оплакивал свою юношескую гордость, которая заставила его сосредоточиться на красоте искусства, а не на спасении души. И здесь в своей самой монументальной работе Микеланджело признает свой грех и выражает надежду, что Христос помилует его и примет в рай.

7. Слева: Иоанн Креститель, справа: Святой Петр. Фреска Микеланджело в первую очередь о торжестве Христа. Царство небесное доминирует над темными сторонами. Избранные и верующие окружают Христа. Они вырисовываются большими фигурами на переднем плане и простираются далеко в глубину картины. Особенно значительны образы Иоанна Крестителя и Св. Петра, которые окружают Христа слева и справа. Иоанна можно узнать по верблюжьей шкуре, а Святого Петра можно определить по ключам, которые он возвращает Христу. Его роль хранителя ключей от Царства Небесного завершена.

Оценка общества

Подобно Данте в своем великом эпическом произведении «Божественная комедия», Микеланджело стремился создать эпическую картину, достойную величия сюжета. Он использовал метафору и аллюзию для декорации потолка капеллы. Слухи о создании шедевра быстро распространились повсюду и привели ко множественным дебатам о достоинствах и злоупотреблениях религиозного искусства.

1. Одни благоприятно восприняли фреску как вершину художественного достижения. Большинство оценило эту работу как шедевр. Они увидели особый фигуральный стиль Микеланджело с его сложными позами, экстремальным ракурсом и мощной мускулатурой.

2. Другие посчитали это воплощением антирелигиозного и призывали к ее уничтожению. Эта сторона была буквально шокирована - прежде всего обнаженной натурой (хотя это часть сюжета, потому что воскресшие попадут на небеса нагими, как созданы Богом). Критики также возражали против искаженных поз, разрывам с изобразительной традицией Библии (безбородый Христос, бескрылые ангелы) и появлению мифологии (фигуры Харона и Миноса). Все ангелы, трубящие в трубы, находятся в одной группе, тогда как в Книге Откровения они были посланы в «четыре угла земли». Христос не восседает на престоле, как указано в Писании. Такие драпировки, которые расписывал Микеланджело, изображались как обдуваемые ветром. Но согласно священным писаниям, погода не имеет места быть в Судный день. Критики видели в этих деталях отвлечение от духовного послания фрески. Микеланджело обвиняли в том, что он не чувствовал должного приличия в отношении наготы и других аспектов работы, а также в достижении художественного эффекта, абсолютно не следуя библейскому описанию события. Была даже организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. Церемониймейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн».

При всем негодовании особо консервативной части общества, репутация и статус Микеланджело позволили художнику сохранить свой шедевр неизмененным. Споры продолжались в течение многих лет, вплоть до 1564 года. Однако, в конце концов, компромисс был достигнут. Вскоре после смерти художника в 1564 году в капеллу был вызван Даниеле да Вольтерра. Его задача была понятной – покрыть непристойные части фигур кусками драпировки. Это было важно, чтобы облагородить знаменитую фреску и исключить любые споры о религиозности изображения.

«Страшный суд» Микеланджело является одним из самых монументальных и поразительных представлений этого сюжета в истории христианского искусства. Более 300 мускулистых фигур в бесконечном разнообразии динамических поз заполняют стену до краев. Ежедневно «Страшный суд» в Сикстинской капелле посещают 25 000 человек! Несмотря на изменения во фреске после смерти художника, картина не потеряла своей выразительной силы.

Источник – kulturologia.

Лента

Рекомендуем посмотреть