Династия Беллини (отец Якопо Беллини и его сыновья Джентиле и Джованни) заложила основы искусства Возрождения в Венеции. О семье Беллини вспоминают всегда, когда речь идет о венецианской школе живописи или о Раннем Возрождении. Это династия художников, каждый из которых развивался в своем собственном стиле, но всех их объединяет блестящий талант, тяга к прекрасному и желание отразить все это на холсте.
Якопо Беллини
Якопо Беллини (1400-1470) - один из старейших мастеров Венеции и блистательный рисовальщик, был учеником Джентиле да Фабриано, одного из ведущих художников начала XV века (в его честь Якопо назвал своего старшего сына, Джентиле). К тому же, Якопо был страстным путешественником, который брал с собой альбомы и запечатлевал красоты посещаемых мест, сохраняя эскизу и рисунки для будущих шедевров. Любимые сюжеты Якопо Беллини - животные, уникальные места, люди на городской площади, величественные лестницы и дворцы.
Ко всему прочему, Якопо Беллини был едва ли не самым значительным мастером, в творчестве которого средневековая манера изображения уступала новому взгляду на мир - и это было началом Возрождения.
Два его сына продолжили династию живописцев, вот как писал о Якопо Джорджо Вазари: «А для того, чтобы имя, которое он завоевал себе в живописи, не только сохранилось, но и возросло в его доме и в его потомстве, судьба наградила его двумя сыновьями, обладавшими величайшей склонностью к искусству и прекрасным и отменным дарованием. Одного из них звали Джованни, а другого Джентиле».
Когда Якопо отошел от работы, каждый из его сыновей порознь продолжал заниматься своим искусством. Третий ребенок Якопо - дочь Николосия - вышла замуж за представителя падуанской школы живописи Андреа Мантенью, который, в свою очередь, оказал влияние на братьей своей супруги. Якопо, Джованни и Джентиле своим талантом породили начало величайшего в мире золотого века венецианского искусства.
Джентиле Беллини
Джентиле Беллини. Автопортрет
Джентиле Беллини (1429-1507), старший сын Якопо Беллини, стал основоположником исторической венецианской живописи, наиболее известный своими портретами и сценами Венеции. Джентиле перенял от отца любовь к путешествиям, и в одной из своих творческих поездок ему удалось написать превосходный портрет турецкого султана. В 1479 году герцог Венеции отправил его в Константинополь в качестве художника при дворе султана Мехмеда II. Самым важным из написанных там сохранившихся произведений является Портрет Мухаммеда II.
Джентиле Беллини. Портрет Султана Мехмеда II, 1480г
У себя на родине он также проявлял свой талант портретной живописи, писал портреты венецианских именитых горожан, дожей и аристократов. Будучи прекрасным пейзажистом, он находил все новые и новые красивые оттенки Венеции и мастерски отображал ландшафт. Его художественному взору симпатичны маленькие церкви, сельские фермы и волнистые холмы. В своем портрете «Сидящий писарь» (1479–80) Джентиле использует плоский орнамент, похожий на стиль турецких миниатюр, которым он вдохновился во время поездки в Константинополь. Эта поездка повлияла и на более поздние работы («Портрет дожа Джованни Мочениго», «Портрет королевы Катерины Корнаро»).
Джентиле Беллини. Портрет дожа Джованни Мочениго
Особенно знаменательна работа Джентиле «Благовещение» (сцена, в которой Архангел Гавриил передает Марии святую новость). Художник уделил значительное внимание детальному описанию архитектуры, которая окружает две главные фигуры. Справа стоит в коленопреклоненном положении Мария, ее руки показаны в молитвенной позе. Она находится в просторном портике, украшенном снаружи декоративным антаблементом с растительным орнаментом, и тонкими колоннами.
Джентиле Беллини. Благовещение, 1475г
При жизни Джентиле был более известен и популярен своим живописным талантом, нежели его брат, Джованни. Однако, в современное время все изменилось. Одной из знаковых фигур венецианского искусства признан именно Джованни Беллини.
Джованни Беллини
Возможный автопортрет Джованни Беллини. Деталь картины «Принесение во храм» ок. 1460г
Джованни Беллини (1430 - 1516). Если его брат, Джентиле, развивал свой талант в сторону исторической живописи, то Джованни Беллини одним из первых вдохнул в свои картины жизнь и живость - он стремился не просто описать место, но и мастерски передать настроение и сопровождающие эмоции. Он жил и работал в Венеции всю свою жизнь, а его карьера художника длилась долгих 65 лет. Джованни известен своим новаторским изображением естественного света, нежными и грациозными портретами Богородицы и изящными алтарными фигурами. Неспроста Альбрехт Дюрер будучи в Венеции в 1506 г. писал, что Джованни «очень стар, и все же он лучший художник из всех», а ведущий британский искусствовед Джонатан Джонс даже назвал венецианского мастера соперником самого Леонардо да Винчи.
Джованни Беллини. Мадонна с младенцем, 1450-55гг
Ранние картины Джованни находились под влиянием изящной позднеготической манеры его отца Якопо и суровой падуанской школы зятя Адреа Мантеньи. Однако, работы Джованни на протяжении всей жизни демонстрируют ярко выраженную эволюцию от повествовательной религиозной тематики к передаче детальности, мироощущений каждого полотна.
Считается, что именно он произвел революцию в венецианской живописи, придав ей более чувственный и колористический стиль. Удачные эксперименты Беллини с маслом придали его работам нежность и сияние. С помощью масел он искал и совершенствовал самые тонкие градации цветов. Благодаря использованию прозрачных, медленно высыхающих масляных красок Джованни создал глубокие, насыщенные и детальные оттенки. Его роскошная палитра красок и плавные, атмосферные пейзажи оказали большое влияние на венецианскую школу живописи, особенно на работы его наиболее успешных учеников Джорджоне и Тициана.
Джованни Беллини. Св. Иероним проповедует льву, ок. 1450г
Сложные картины Джованни были мерилом для оценки картин других художников Венеции. И в художественном, и в мирском смыслах жизнь Беллини была в целом очень благополучной. Его долгая карьера началась со стилей кватроченто, но переросла в прогрессивные стили Позднего Ренессанса. Он дожил до того, чтобы увидеть собственную школу, намного превосходящую школы его коллег (например, Виварини из Мурано). Джованни с постоянным самосовершенствованием в живописи воплощал большую часть мирского великолепия Венеции своего времени, и он видел, как его влияние было распространено множеством учеников, двое из которых, Джорджоне и Тициан, даже превосходили своего учителя. Среди других учеников студии Беллини были Джироламо Галицци да Сантакроче, Витторе Беллиниано, Рокко Маркони, Андреа Превитали. Джованни Беллини стал самым известным живописцев из семьи Беллини.
Джованни Беллини. Преображение, ок. 1455г