Тициан Вечеллио прожил почти целое столетие в удивительную эпоху Возрождения, давшую миру величайших художников. Ведь именно в эти годы рождались, творили и умирали Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. А к концу этой легендарной эпохи «царствовал» один Тициан – гениальный мастер кисти, «сумевший сотворить чуть не столько же, сколько все великие итальянцы его времени, вместе взятые».
Тициан Вечеллио. Автопортрет
«Это был высокий статный горец с гордой осанкой и орлиным профилем». «По натуре Тициан был молчалив, как истинный горец»… В обширной литературе о творчестве и жизни Тициана Вечеллио его нередко зовут «горец». Не потому, что, как могли бы пошутить нынешние киноманы, Тициан бессмертен (хотя, разумеется, бессмертен, наравне с великими современниками Леонардо, Микеланджело, Рафаэлем; только великих итальянцы звали просто по имени, опуская фамилию). И не потому, что дожил до возраста патриархов – умер не то в 96, не то в 99 лет (о точной дате его рождения до сих пор ведутся ожесточённые споры). Всё проще: горцем Тициан был по месту рождения – городу-крепости Пьеве ди Кадоре в северноитальянских Доломитовых Альпах, местности с суровым климатом и суровыми нравами.
Ни в роду Вечеллио, ни во всём Пьеве ди Кадоре, городе кузнецов, ткачей и лесорубов, художников не водилось. Считалось, заниматься в жизни нужно тем, что будет тебя кормить. Мальчики наравне с взрослыми проводили время в кузнечной мастерской или на рубке леса, девочки приносили из лесной чащи собранные ягоды и травы, из них потом готовили красители для домотканого полотна. Воскресные утра были отданы церкви. Однажды, вернувшись с мессы, Тициан, младший сын Грегорио и Лючии Вечеллио, воспользовался красками из домашней красильни и изобразил на беленой стене дома Деву Марию, в которой все без труда узнали прекрасные черты его матери. И хотя отец, военный и государственный муж, предпочел бы видеть сына нотариусом, Лючия настояла: отправим Тициана и его старшего брата Франческо в Венецию, пусть учатся живописи, а вдруг будет толк.
Сначала братья Вечеллио набираются опыта в мастерской мозаичиста Бастиано Дзуккато. Потом переходят к Джентиле Беллини, чьи картины высоко ценились даже в Османской империи, это способствовало укреплению её связей с Венецией. Джентиле знакомит братьев с секретами композиции, но недоволен рисунком Тициана и уверяет: ему никогда не стать художником! Тогда гордый Тициан уходит учиться к младшему брату Джентиле, Джамбеллино – так венецианцы ласково звали своего любимца Джованни Беллини. Большое влияние на становление Тициана оказал бывавший в Венеции немец Альбрехт Дюрер. И не только в мастерстве рисунка.
Благодаря Дюреру Тициан понял, как нужно продвигать картины, чтобы о них узнало, как можно больше людей: живописный оригинал увидят единицы, а вот гравюры – тысячи. Поэтому какое-то время Тициан сам увлекался техникой гравировки, а позднее всегда старался, чтобы его картины копировались грамотными граверами.
А еще Тициана всю его жизнь преследовала тень Джорджоне. Они были знакомы, но вряд ли дружили – слишком разный психологический склад. Джорджоне был настоящим харизматиком и любимцем венецианских интеллектуалов, весельчаком, музыкантом и бражником. Тициан отличался сдержанностью, был изысканно вежлив в обращении, немного флегматичен. Вместе они расписали фресками Немецкое подворье, но из-за соперничества отношения разладились
Тициан Вечеллио. Аллегория бренности, 1516г
В 1510-м году в Венецию пришла страшная чума, умерло более 40 тысяч. Люди боялись выходить из дома, чтобы не заразиться. Целыми днями по каналам плыли гондолы, груженные трупами. Тициан работал в своей мастерской, когда в дом к нему ворвался друг с ужасной вестью – чума убила Джорджоне! Ни минуты не медля, Тициан помчался к дому Джорджоне. Там уже жгли личные вещи покойного: считалось, только так можно защититься от чумы. Обжигаясь, Тициан выхватил из огня несколько полотен. Так удалось спасти «Спящую Венеру». Друзья Джорджоне потом попросят Тициана переписать некоторые из сильно пострадавших картин Джорджоне. Это сыграет злую шутку с Тицианом: некоторые его картины несправедливо будут приписываться кисти Джорджоне.
Джорджоне. Спящая Венера, 1510г
В отличие от ветреника Джорджоне, Тициан был натурой очень основательной, много читал и размышлял, злые языки даже звали его «тугодумом». Из этого вытекала особенность его творческой манеры – он очень медленно писал. Если работа над картиной «не шла», Тициан разворачивал полотно к стене до лучших времён. Это то и дело приводило к скандалам. Заказчики буквально осаждали Тициана напоминаниями о том, что все сроки уже истекли. В 1538-м году, после многочисленных напоминаний о батальной картине, которая была оплачена из городской казны, но так и не написана Тицианом, его даже лишили почётного звания официального художника Венеции, передав его художнику Порденоне.
За более чем 70 лет творческого труда Тициану приходилось писать венецианских дожей и римских пап, герцогов и королей, но даже знатность заказчика никак не помогала ускорить работу. Известно раздражённое письмо герцога Альфонсо д`Эсте, переданное Тициану по дипломатическим каналам: «Художник Тициан вовсе не считается с нами! Он играет скверную игру. Это для него плохо кончится!» Впрочем, когда герцог получил заказанную им аллегорию «Вакханалия» и оценил её совершенство, он пришёл в неистовый восторг.
Тициан Вечеллио. Андрийские вакханалии (Вакханалия), 1526г
А почетное звание официального художника Тициану вернули – после того, как он всё-таки завершил батальную «Битву при Кадоре» (картина не сохранилась - погибла при пожаре).
Тициан был натурой могучей и цельной. Его дух и тело существовали в согласии, без всякой раздвоенности. Лишь к концу жизни художника, когда Высокое Возрождение подойдёт к своему закату, обнаружив трагические противоречия между миром и человеком, а Тициан разуверится в наступлении «золотого века», о котором столько писали гуманисты, его позднее искусство приобретёт тревожное звучание.
Внешне Тициан был необычайно крепок, высок и хорош собой. На его долю выпало несокрушимое здоровье и немало любовных историй. В большинстве это были романы с натурщицами, а позировать Тициану считали за честь женщины самых разных сословий: от графинь и маркиз (Тициан, например, писал знаменитую Лукрецию Борджиа и соперничавшую с ней в красоте и знатности Лауру Дианти – одна была неверной супругой правителя Феррары и Модены герцога д`Эсте, вторая его любовницей) до куртизанок, коих в обожаемой Тицианом Венеции только официально насчитывалось 11 тысяч.
Когда же Тициан писал портрет императора Священной Римской империи Карла V, он случайно обронил кисть, и император не посчитал зазорным встать и подать ее художнику, сказав при этом: «Услужить Тициану почётно даже императору».
Тициан Вечеллио. Портрет Карла V
Скандальный привкус имела история любви Тициана к красавице Виоланте. Она была дочерью товарища Тициана, художника Пальмы Старшего, и роман дочери с тем, кто годится ей в отцы, вызывал у Пальмы бурное негодование. Виоланта не отличалась строгостью нрава, охотно соглашалась позировать – причем не только Тициану. Её красота в Венеции превратилась в легенду, а её черты можно видеть в самых известных работах Тициана – «Флора», «Вакханалии», «Любовь небесная и любовь земная». В картине «Юдифь с головою Олоферна» божественно прекрасная Виоланта держит на руках блюдо с отрезанной головой, в которой легко узнается профиль Тициана.
Тициан Вечеллио. Флора, 1517г
В 1510-х годах, гостя у родни в Кадоре, Тициан увидел Чечилию Сольдано, прислуживавшую его матери. Пышущая здоровой деревенской красотой, скромная и работящая Чечилия потрясла Тициана: она так отличалась от легкомысленных венецианок и праздных красавиц Феррары и Падуи. Тициан уехал, но впечатление не забывалось. Тогда брат Франческо сделал ему сюрприз: уговорил родителей Чечилии отпустить девушку в Венецию. Вести домашнее хозяйство братьев Вечеллио – чем не заработок? Тициан оценил заботу брата, но еще долго не решался подступиться к Чечилии. Она заботилась о нём с материнской нежностью, густо краснела, когда он читал вслух любимых эротических поэтов Катулла и Овидия и, казалось, не претендовала на большее. Страсть к Чечилии настолько ослепила Тициана, что его перестали возбуждать другие натурщицы, и в конце концов, эта крепость пала, но об официальном венчании речи еще долго не шло, много лет они оставались любовниками. Лишь в 1525-м году Тициан наконец женится на Чечилии. К этому времени его верная подруга успеет родить художнику двух сыновей – Помпонио и Орацио, а через 5 лет Чечилия умрёт, подарив жизнь их с Тицианом дочери Лавинии (взрослой её мы можем видеть на картине «Девушка с корзиной фруктов»).
Тициан Вечеллио. Девушка с корзиной фруктов (Дочь художника Лавиния), 1558г
Сам художник проживет долгую, счастливую и насыщенную жизнь, получив славу величайшего колориста всех времён и прозвище «Тициан Божественный». Но чума, унёсшая когда-то жизнь Джорджоне, настигнет почти перед столетним юбилеем и его: заразившись от сына, но до последнего не желая оставлять любимое дело, Тициан умрёт в собственной мастерской, по одной из версий, зажав в руках кисть, по другой – собственное полотно «Кающаяся Мария Магдалина».
Тициан Вечеллио. Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е
Гениальный живописец нашел свое последнее пристанище в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари. Через 200 лет на могиле живописца создали грандиозный памятник и высекли слова: «Здесь лежит великий Тициан Вечеллио — соперник Зевсов и Апеллесов».
В публикации использованы материалы arthive.