История создания и похищения уникального шедевра, оказавшего огромное влияние на произведения Высокого Возрождения: Мона Лиза Да Винчи (часть 2) - RadioVan.fm

Онлайн

История создания и похищения уникального шедевра, оказавшего огромное влияние на произведения Высокого Возрождения: Мона Лиза Да Винчи (часть 2)

2020-08-22 18:55 , История Одного Шедевра, 283

История создания и похищения уникального шедевра, оказавшего огромное влияние на произведения Высокого Возрождения: Мона Лиза Да Винчи (часть 2)

Продолжение

О том, что Джоконда украдена, стало известно 22 августа 1911 года, утром, когда художник Луи Беру, который хотел сделать с нее копию, обнаружил, что ее нет на привычном месте. Это его ничуть не обеспокоило, он даже пошутил с охранником в зале: «Когда женщины не находятся рядом с влюбленными в них мужчинами, значит, они в этот момент позируют фотографам». Но вернувшись к 11 часам, Беру обнаружил, что «Джоконды» все еще нет на месте. Он послал охранника к луврскому фотографу узнать, когда тот закончит съемку, но фотограф заявил, что не брал картину. Воцарилась паника. Украли «Джоконду»! Прибыл префект полиции Лепин, сопровождаемый главой службы безопасности Арнаром и шестьюдесятью инспекторами. Целую неделю эта бригада буквально по миллиметру прочесывала музей. Но найти «Джоконду» так и не удалось.

1911 год. Пустая стена, где висела «Мона Лиза»

Сначала подозрение пало на работников музея, в том числе на директора, утверждавшего в недавнем интервью, что украсть «Мону Лизу» так же нереально, как похитить колокола собора Парижской богоматери. Шутники язвили: «Теперь на очереди Эйфелева башня!».

А газеты запестрели заголовками: «Утрата «Джоконды» — это национальное бедствие», «Воскресное утро превратилось в настоящий кошмар», «Нужно опасаться, что вор, в страхе быть пойманным, может уничтожить это хрупкое произведение». Согласитесь, трудно было поверить, что подобная картина может быть так просто украдена средь бела дня.

Единственной уликой стал отпечаток пальца, оставленный на недавно установленном защитном стекле. Вызвали одного из известных французских сыщиков Альфонса Бертильона, чтобы он мог сравнить оставленный отпечаток с отпечатками 257 сотрудников Лувра. Совпадений не обнаружено. Никому и в голову не приходит подозревать мастера, который устанавливал стекло. Из-за скандала директор Лувра уходит в отставку. Пресса еще больше неистовствует, выдвигая тысячи версий. Крайне правые усматривают в краже призрак еврейского заговора. Одна газета высказывает мысль, что за всем этим стоит германский император. «Сообщество друзей Лувра» назначает премию в 25 000 франков тому, кто разыщет картину. Газета «Иллюстрация» удваивает сумму. Напрасно. Расследование заходит в тупик.

Поиск подозреваемых стал делом чести едва не каждого гражданина Франции. Некоторое время в организации похищения обвиняли американского миллионера Джона Моргана. Также среди подозреваемых был кайзер Германии Вильгельм II, который якобы украл картину, чтобы показать слабость Франции.

Неожиданно появляется новость, как гром среди ясного неба: 7 сентября полиция производит обыск в камере у поэта Гийома Аполлинера, который сидит в тюрьме «Санте». Неужели же он – похититель «Джоконды?». Ведь Аполлинер известен своими провокационными заявлениями о музее, — однажды он и вовсе грозился его сжечь.

Гийом Аполлинер

Полиция посчитала, что Аполлинер не мог действовать самостоятельно: поэт входил в близкий круг Пикассо и был участником авангардного движения «Дикие звери», наделавшего много шума в Париже еще за пару лет до инцидента. Спустя много часов допросов Аполлинер то ли в шутку, то ли от безысходности указал на Пикассо, как на возможного похитителя. Художника тоже взяли под стражу, однако парижской полиции так и не удалось выбить у него признание в краже. И Пикассо, и Аполлинера вскоре отпустили, но еще несколько раз вызывали на допросы. Ходили слухи о том, что полиция так быстро отпустила их из-под стражи благодаря вмешательству Гертруды Стайн.

В ходе обыска у Аполлинера и Пикассо, полиция не обнаружила никаких улик, свидетельствующих о краже «Джоконды». Столкнувшись с угрозой депортации из-за украденных из Лувра статуй, товарищи решились на радикальные меры: сунули две иберийские скульптуры в чемодан и принесли его к берегу Сены, но так и не воплотили задуманное. Впоследствии обоим были предъявлены обвинения в незаконном владении произведениями).

Расследование опять в тупике. Ощущение, что «Джоконда» просто испарилась. Следствие остановилось, новых зацепок в следователей не было. Но тему обсуждать не прекращали. Парижане приходили в Лувр в трауре и приносили к месту, где когда-то висела «Джоконда», цветы. В течение следующих двух лет никто и не подозревал, куда исчезла «Мона Лиза» и увидят ли ее когда-нибудь снова…

И вдруг, спустя два года, в декабре 1913, она всплывает… на родине Да Винчи – во Флоренции. Причем, также неожиданно, как и исчезла. Один продавец итальянского искусства получает письмо от некоего Винченцо Леонарда, который предлагает купить у него «Джоконду». Не поверив в это, он на всякий случай предупреждает директора Галереи Уффици во Флоренции и просит его сходить вместе с ним во флорентийский отель «Триполи», где Леонард назначил встречу. Они встречаются, Леонард демонстрирует картину и оказывается, что это именно Джоконда!

Оба мужчины тут же бегут в полицию, которая и арестовывает таинственного продавца. Он признается, что его настоящее имя Винченцо Перуджиа и что именно он устанавливал в 1911 году защитное стекло у «Джоконды». Перуджиа признается в краже и говорит, что «хотел возвратить прекрасную итальянку своей стране». Он считал, что оттуда «Джоконду» похитили французы, забыв, что Леонардо сам привёз картину во Францию.

Винченцо Перуджа. Лист из уголовного дела

Как все было на самом деле

В понедельник, 21 августа, в день, когда Лувр был закрыт, Перуджиа незаметно проходит в музей вместе с остальными работниками. Затем идет в зал «Каррэ», где висит картина, снимает ее и в укромном уголке вынимает из рамы. Никто не обращает на него никакого внимания, и он свободно передвигается по музею. Спрятав картину под откидной столик, на котором стекольщик режет свои стекла, он принимается за свою обычную работу. Когда кража будет обнаружена, его допросит инспектор, не подозревающий, что этот скромный работник и есть похититель. В течение целых двух лет Перуджиа молчит о «Джоконде», как рыба. Вплоть до своей неудачной попытки продать картину во Флоренции.

Стоит сказать, что «патриотические» мотивы вора вызвали резонанс в итальянском обществе. Поскольку Винченцо Перуджа вовсе не отрицал своей вины и признавался в том, что совершил кражу с единственной целью – восстановление исторической справедливости. Он хотел вернуть итальянцам то, что принадлежало им по праву. И поскольку суд проходил во Флоренции, его аргументы возымели силу: преступника приговаривают всего к одному году заключения. Но уже через несколько месяцев он выходит на свободу.

Эпилог

В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.

Возвращение «Джоконды» в Лувр, 1914г

В XX столетии знаменитая картина Леонардо да Винчи покидала Лувр лишь дважды: в 1963 году она побывала в США и в 1974 году в Японии. По пути из Японии во Францию картина была выставлена в музее им. А.С. Пушкина в Москве. Поездки вызывали настоящий фурор и только закрепили успех и славу картины.

«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом

«Джоконда! Это слово немедленно вызывает в памяти сфинкса красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо… Опасно попасть под обаяние этого призрака… Её улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична… Если бы Дон Жуан встретил Джоконду, он бы узнал в ней все три тысячи женщин из своего списка…» . Теофиль Готье

Заглавная иллюстрация: Луи Беру. «Мона Лиза» в Лувре

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Лента

Рекомендуем посмотреть