Не шла в ногу со временем, она обгоняла его: Гертруда Стайн – один из символов в истории искусства, «мать» потерянного поколения - RadioVan.fm

Онлайн

Не шла в ногу со временем, она обгоняла его: Гертруда Стайн – один из символов в истории искусства, «мать» потерянного поколения

2020-02-03 20:01 , Немного О..., 5084

Не шла в ногу со временем, она обгоняла его: Гертруда Стайн – один из символов в истории искусства, «мать» потерянного поколения

Монументальная и консервативная женщина, которая стала одним из символов в истории искусства. В начале прошлого века ее называли крестной матерью авангарда. Ее благословения добивались самые известные писатели, поэты и художники, в ее дом в Париже всегда стремились Пикассо, Матисс и Сезан, а Хемингуэй и называл ее «братом». Сама же она любила искусство и… женщину. Героиня нашей сегодняшней публикации – яркая и противоречивая Гертруда Стайн, со дня рождения которой сегодня исполняется 146 лет.

Гертруда родилась в Пенсильвании в 1874 году, в состоятельной еврейской семье. Родители девочки были интеллигентной парой выходцев из Германии. Своим детям они дали разностороннее образование. Дети были очень дружны между собой, особенно, Герта и Лео, который был старше сестры на два года. Эту привязанность они сохранят на долгие годы. Гертруда училась в Кембридже на факультете психологии, затем – на медицинском в Балтиморском Университете.

Гертруда Стайн с братьями Майклом и Лео

Когда Герте было 29 лет, умер ее отец, оставив очень солидное наследство, что дало возможность его детям заниматься любимым делом. Так и не получив медицинского образования, она отправляется в Париж, к своему любимому брату Лео. Стайны отлично разбираются в искусстве, а капитал отца помогает начать новое дело и коллекционировать картины. Вместе они открывают у себя в доме художественно-литературный салон., в котором собираются непризнанные в то время поэты и писатели, а также экспонируются картины художников, имена которых вскоре будут известны во всем мире. А пока первыми ценителями и критиками становятся Лео и Гертруда.

Тогда же она и начинает свою писательскую деятельность, проникшись духом новых, почти революционных течений в искусстве. Хотя надо отметить, что ее творчество того периода принято считать спорным. Даже брат относился к писательству Гертруды очень неоднозначно и старался держать при себе критические замечания.

Что касается парижского бомонда, то он относился к Стайнам с долей иронии. Брат и сестра выходили на прогулки в странных одеяниях. Он был высоким, худым очкариком с рыжими усами, а она – мощной женщиной с пытливыми темными глазами и головой римского императора, - чертами, словно высеченными из мрамора. Но, тем не менее, всем не терпелось попасть в салон Лео и Герты, чтобы увидеть необыкновенную выставку смелых новинок. По сути, это был первый музей современного искусства.

Гертруда Стайн в своем парижском салоне, на фоне своего портрета кисти Пикассо

Но, даже несмотря на то, что Стайнов считали семьей с причудами, их салон вскоре приобрел большую популярность и далеко за пределами Франции. Особняк на улице Флерюс стал излюбленным местом встреч художников, поэтов, писателей, критиков, а также коллекционеров и меценатов. Гертруда продолжала пополнять коллекцию картин. У нее было природное чутье на шедевры. Из сотен экспонатов она интуитивно выбирала тот самый, которая вскоре становился предметом мирового признания.

Пабло Пикассо. Портрет Гертруды Стайн, 1906г

Герта могла одной точной репликой создать репутацию писателю или художнику, или же отправить его творение в небытие. Большому количеству творческих людей она дала путевку в жизнь, стала советчиком, учителем, верным другом и покровителем. Стайн была в товарищеских отношениях с Пикассо, Матиссом, Хемингуэем, Фицджеральдом. Вокруг нее всегда собирались юные таланты, дорогу коим она пробивала с упорством матери. Знакомиться с людьми – стало страстью для нее. Она всегда говорила: «Дайте мне новые лица».

Феликс Валотон. Портрет Гертруды Стайн, 1907г

В 1907 году Стайн познакомилась с американской писательницей Алисой Токлас, которая в последствии стала ее возлюбленной, другом, личным секретарем, редактором, издателем и переводчиком. Гертруда сравнивала эту встречу со вспышкой, - она влюбилась с первого взгляда. Позже Алиса расскажет, что, когда впервые увидела Герту, у нее в голове зазвенели колокольчики. Женщины не скрывали своей привязанности друг к другу даже на публике. Их объединяла не только физическая близость, но и духовная. Они прожили вместе 40 лет в гармонии и счастье, и были похоронены в одной могиле.

Гертруда Стайн и Алиса Токлас

Тем временем между братом и сестрой возникли разногласия. В 1913 году их отношения накалились настолько, что Лео Стайн покинул их общую квартиру и уехал в Италию. Женщины остались жить на Флерюс, 27, где Алиса Токлас взяла под свой контроль ведение домашнего хозяйства, предоставив своей любимой возможность заниматься только творчеством.

Еще до того, как Гертруда сошлась с Токлас, у брата и сестры наметились расхождения художественных вкусов. Лео не поддерживал увлечение сестры Пикассо, дадаизмом, кубизмом, а также низко оценивал её собственные литературные опыты. Стайн в свою очередь очень негативно отнеслась к любовному увлечению брата, который связал свою жизнь с Юджинией Озиас, известной также как Нина с Монпарнаса — натурщицей, известной своим легким поведением. Илья Басс в книге «Жизнь и время Гертруды Стайн» приводит фрагмент из письма Лео Стайна: «Появление Элис явилось божьей благодатью, поскольку оно способствовало происшедшему [разделению] без апокалипсиса. По мере взросления мы обнаружили, что практически нет ничего в этом мире, в чём бы наши взгляды совпадали или хотя бы были похожими». С тех пор прежняя привязанность так не возобновилась.

Авангардистская направленность поэзии и прозы Стайн долго не находила отклика в сердцах читателей. Вероятно, в начальный период творчества Гертруда направляла свои силы не в то русло, отшлифовывая таланты других. Признание к писательнице пришло на склоне лет, только в 1933 году, кода она опубликовала «Автобиографию Алисы Б. Токлас». Эта книга была сотворена от лица ее возлюбленной, остроумно и динамично.

Стайн и Толлас на отдыхе

Очерк имел огромный успех, много раз переиздавался и был переведен на иностранные языки. Позже и стихотворения Гертруды Стайн были положены на работы американских и немецких композиторов, а ее волевое лицо украсило полотна Пабло Пикассо и Павла Челищева. Эта женщина стала прообразом героинь произведений Эрнеста Хемингуэя и Уолтера Саттертуэйта. Ей посвящены фильмы Вуди Алена «Полночь в Париже» и Алана Рудольфа «Модернисты». А в Нью-Йорке поставлен монумент писательнице.

Гертруда Стайн не шла в ногу со временем, она обгоняла его. Даже в наши дни ее размышления прогрессивны и актуальны. Особенно, знаменитое высказывание, адресованное когда-то Эрнесту Хемингуэю: «Вся молодежь, побывавшая на войне, – потерянное поколение».

Гертруда Стайн с сыном Эрнеста Хемингуэя Джеком, 1924г

Лента

Рекомендуем посмотреть