В судьбе Чайковского лишь несколько женщин оставили свой след. Романтические отношения с оперной певицей Дезире Арто это, пожалуй, одна из самых ярких страниц в личной жизни великого композитора.
Чайковский был представлен Дезире Арто в 1868 году во время ее пребывания в Москве с концертами. Чайковского восхитила личность Арто и ее талант. Он увлекся певицей, но скорее - ее талантом и известностью, чем ее красотой и женственностью.
Петр Ильич Чайковский
«Я очень подружился с Арто и пользуюсь ее весьма заметным благорасположением; редко встречал я столь милую, умную и добрую женщину», - пишет он в письме к брату Анатолию в октябре 1868 года. А брату Модесту признается: «Еще никогда я не бывал под столь сильным обаянием артиста, как в сей раз. И как мне жаль, что ты не можешь ее слышать и видеть. Как бы ты восхищался ее жестами и грацией ее движений и поз!».
И очарованный талантом и обаянием Арто, Чайковский посвящает ей свой сочинение — Романс для фортепиано, который вскоре исполняет Николай Рубинштейн, а затем его часто будут играть (еще при жизни композитора) и другие не менее известные пианисты.
Романс не только пленяет искренностью вдохновенного чувства, но и заключает в себе те характерные черты творчества, которые делают музыку Чайковского абсолютно своеобразной и вместе с тем широко доступной.
Чайковский говорил об Арто: «Мне трудно понравиться, но эта женщина прямо с ума меня свела. Ей-богу, я никогда не представлял себе, что могу до такой степени увлечься. Когда она поет, я испытываю нечто совсем еще мне неведомое! Новое, чудное!.. А какая у нее рука!.. Я давно такой не видывал! Одна эта рука, с ее грацией во всяком движении, способна заставить меня позабыть все на свете».
Дезире Арто
Увлечение Чайковского певицей Арто стало очевидным в ноябре 1868 года. Об их романтических отношениях уже стало известно всем. А уже в начале декабря появились слухи о женитьбе Чайковского и Дезире Арто.
Приняв решение связать свою судьбу с Желанной (так звучит в переводе с французского имя Дезире), Петр Ильич пишет отцу, прося его совета:
«С Арто я познакомился еще прошлой весной, но был у ней всего один раз после ее бенефиса на ужине. По возращении ее нынешней осенью я в продолжение месяца ни разу у нее не был. Случайно встретились мы с ней на одном музыкальном вечере; она изъявила удивление, что я у ней не бываю; я обещал быть у нее, но не исполнил бы обещания (по свойственной мне тугости на знакомства), если б Антон Рубинштейн, проездом бывший в Москве, не потащил меня к ней. С тех пор я чуть не каждый день стал получать от нее пригласительные записочки и мало-помалу привык бывать у нее каждый вечер. Вскоре мы воспламенились друг к другу весьма нежными чувствами, и взаимные признания в оных немедленно за сим воспоследовали. Само собой разумеется, что тут же возник вопрос о законном браке, которого мы оба с ней весьма желаем и который должен совершиться летом, если ничто тому не помешает. Но в том-то и сила, что существуют некоторые препятствия. Во-первых, ее мать, которая постоянно находится при ней и имеет на свою дочь значительное влияние, противится этому браку, находя, что я слишком молод для дочери (Дезире была старше на пять лет) и, по всей вероятности, боясь, что я заставлю ее жить в России. Во-вторых, мои друзья, и в особенности Рубинштейн, употребляют самые энергические меры, дабы я не исполнил предполагаемый план жениться. Они говорят, что, сделавшись мужем знаменитой певицы, я буду играть весьма жалкую роль мужа моей жены, то есть буду ездить с ней по всем углам Европы, жить на ее счет, отвыкну и не буду иметь возможности работать, словом, что, когда моя любовь к ней немножко охладеет, останутся одни страдания самолюбия, отчаяние и погибель. Можно было бы предупредить возможность этого несчастья решением ее сойти со сцены и жить со мной в России; — но она говорит, что, несмотря на всю свою любовь ко мне, она не может решиться бросить сцену, к которой привыкла и которая доставляет и славу и деньги. В настоящее время она уехала уже петь в Варшаву, мы остановились на том, что летом я приеду в ее имение (близ Парижа) и там должна решиться наша судьба.
Подобно тому как она не может решиться бросить сцену, я с своей стороны колеблюсь пожертвовать для нее всей своей будущностью, ибо не подлежит сомнению, что я лишусь возможности идти вперед по своей дороге, если слепо последую за ней».
И помолвка состоялась. Арто попросила Чайковского дать ей время, чтобы ее мать «смягчилась». Это помогло, и отношения композитора с матерью Арто начали налаживаться. Свадьба была запланирована на лето.
Тем временем в начале 1869 года Дезире уехала с гастролями в Варшаву. А в январе Чайковского ждала неожиданная новость. Как оказалось, ветреная и пылкая Дезире Арто в январе 1869 года вышла замуж за испанского оперного певца из труппы Падиллу (Мариано Падилья-и-Рамос).
Мариано Падилья-и-Рамос
Жестокую новость принес композитору его друг Николай Рубинштейн, который когда-то отговаривал Чайковского от брака с оперной звездой: «Арто замуж вышла! И знаешь за кого? Падиллу! Ну, не прав ли я был, когда говорил тебе, что не ты ей нужен в мужья?! Вот ей настоящая партия, а ты нам, пойми, нам, России, нужен, а не в прислужники знаменитой иностранке». На это Петр Ильич (по воспоминаниям московского приятеля композитора де Лазари) не сказал ни слова, а только побледнел, для него это стало большим ударом. Хотя, как впоследствии утверждали очевидцы, уже через несколько дней композитор ходил как ни в чем не бывало - спокойный и занятый творчеством.
В октябре 1869 года, спустя много месяцев, Чайковский писал о предстоящей встрече с Арто брату Анатолию: «Эта женщина сделала мне много вреда, и я, когда увидимся, расскажу тебе, — каким образом, но, тем не менее, меня влечет к ней какая-то необъяснимая симпатия до такой степени, что я начинаю с лихорадочным нетерпением поджидать ее приезда. Увы! Это все-таки не любовь».
Через 6 лет Чайковский снова встретился с Дезире Арто. Это произошло в Москве в 1875 году. В декабре 1875 года Чайковский писал брату Анатолию: «Вчера здесь дебютировала Арто, которая потолстела до безобразия и почти потеряла голос, но талант взял свое». Они снова встретились уже в 1888 году. Чайковский написал для Арто 6 романсов. Их отношения так и остались дружескими.