Петр Ильич Чайковский – один из самых сентиментальных и лиричных композиторов, овеянный всемирной славой, целиком отдававший себя миру вдохновения и создавший такие гениальные творения, что они во всем мире в нынешнее время являются самыми исполняемыми произведениями. Очаровывающий мелодизм, блестящее владение композиторской техникой, а также умение видеть в любом трагизме светлое и гармоничное делает Петра Ильича величайшей творческой личностью во всей мировой музыкальной культуре. В сегодняшней нашей публикации собраны интереснейшие и малоизвестные факты из жизни великого композитора.
Служил юристом
С 1850 по 1859 годы Петр Ильич учился в Императорском училище правоведения. По окончании, в 19 лет, получил чин титулярного советника и отправился на службу в Министерство юстиции. Впервые за границей он побывал, будучи чиновником: сопровождал в качестве переводчика приятеля отца в деловой поездке.
Петербургскую консерваторию молодой юрист закончил лишь шесть лет спустя.
Александра Ассиер и Илья Чайковский
Отец композитора, Илья Петрович, к слову, служил в Департаменте горных и соляных дел, был генерал-майором и начальником Камско-Воткинского сталелитейного завода. Мать, Александра Андреевна Ассиер, была внучкой французского скульптора Мишеля-Виктора Асье: отец ее перебрался в Россию, принял русское подданство и учительствовал. Кроме Петра Ильича, у них было еще четыре сына и дочь.
П. Чайковский в мундире воспитанника Училища правоведения c «правоведской» треуголкой, 1859 г.
Тушил пожар
Про страшные пожары лета 1885 года Чехов писал в одном из писем: «Обливаемся потом. В воздухе стоял дым от пожара в Клину; теперь дымно от горящего где-то торфа». Чайковский, поселившийся к тому времени как раз в Клину, был очевидцем пожара, уничтожившего 24 июня полторы сотни домов и торговые ряды. Ротозеев и зевак в таких историях, как правило, хватает, - однако не таков был знаменитый композитор: сохранились свидетельства, что он не просто наблюдал, а помогал жителям в тушении пожара!
Петр Чайковский, начало 1860-х г.
Украл книгу из библиотеки Палаццо Дожей в Венеции
В библиотеке композитора, согласно посмертной описи имущества, составленной клинским судебным приставом, значилось 1239 книг и нотных изданий. Среди книг – и Библия на французском, изданная в 1736 году, и труд Д. Лаббока «Муравьи, пчелы, осы. Наблюдения над нравами общежительных перепончатокрылых», и «Звездный атлас для небесных наблюдений», и популярный справочник о разновидностях грибов.
На итальянском томе сочинений Еврипида рукой Чайковского написано: «Украдена из библиотеки Палаццо Дожей в Венеции 3-го декабря 1877 года Петром Ч., надворным советником и профессором консерватории».
Уничтожил две оперы
30 января 1869 года в Большом театре состоялась премьера оперы Чайковского «Воевода». Либретто создал композитор по пьесе Александра Островского «Сон на Волге». Однако несколько лет спустя, в 70-х, Петр Ильич уничтожил оперу, сохранив только небольшую часть материала.
Петр Чайковский, конец 1860-х г.
В том же 1869 году композитор закончил работу над оперой «Ундина». Она не ставилась и была уничтожена автором в 1873 году: сохранилось лишь несколько номеров, вошедших впоследствии в другие сочинения.
Всего Чайковским было создано 10 опер. Восемь остальных, к счастью, сохранились.
Планировал оперу с Чеховым
Антон Павлович посвятил Петру Ильичу свой сборник рассказов «Хмурые люди». Осенью 1889 года, после дружеского визита композитора, Чехов написал Суворину: «Вчера был у меня П. Чайковский, что мне очень польстило: во-первых, большой человек, во-вторых, я ужасно люблю его музыку, особенно «Онегина». Хотим писать либретто».
Чайковский, кстати, курил и забыл у Чехова свой портсигар. Антон Павлович портсигар честно вернул. Однако предполагавшаяся работа над новой оперой не случилась. Драматург вскоре уехал на Сахалин, а композитор четыре года спустя внезапно скончался.
Открывал Карнеги-холл
Весной 1891 года на открытие Карнеги-холла – одного из самых знаменитых концертных залов Америки – был приглашен великий русский композитор. Под управлением Чайковского в течение нескольких дней на симфонических концертах были исполнены его произведения: Торжественный коронационный марш, Третья сюита, хоры «Отче наш» и «Легенда», Первый концерт для фортепиано с оркестром.
Кроме Нью-Йорка, Петр Ильич дирижировал своими сочинениями в Балтиморе и Филадельфии. Из письма, отправленного приятелю в те дни: «Меня принимали там восторженно; успех был огромный… Но теперь мне приятно обо всем этом вспоминать; находясь же там, я все время страшно тосковал по России и всей душой стремился домой».
П. И. Чайковский, 1893г
Подрабатывал журналистом
Несколько лет Чайковский был штатным музыкальным обозревателем в газетах «Современная летопись» и «Русские ведомости». Писал, как говорят, «безукоризненным слогом, ясно и живо излагал свои мысли». Однако скрывал свое авторство, подписывая рецензии инициалами «Б. Л.».
В 1898 году его музыкально-критические статьи были изданы под общим названием «Фельетоны».
Скончался от стакана воды
16 октября 1893 года в Петербурге Чайковский дирижировал первым исполнением своей Шестой симфонии. Вечером 20 октября в полном здравии Чайковский заглянул в элитный ресторан Лейнера на углу Невского проспекта и набережной Мойки, где пробыл часов до двух ночи. Там-то композитор попросил холодной воды – но вода в стакане оказалась некипяченой. Утром 21-го ему стало плохо, вызвали врача: диагноз – холера. В три часа ночи 25 октября (6 ноября) Петр Ильич скончался «неожиданно и безвременно» в квартире своего брата Модеста, в доме 13 на Малой Морской улице.
Могила композитора на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге
Помог получить «Оскара»
В роли Чайковского снимались Олег Стриженов («Третья молодость», 1965 г.), Иннокентий Смоктуновский («Чайковский», 1969 г.) Ричард Чемберлен («Любители музыки», 1971 г.), Андрей Савостьянов («Апокриф: музыка для Петра и Павла», 2004 г.)
Олег Стриженов в роли Чайковского в фильме «Третья молодость»
Иннокентий Смоктуновский, кадр из фильма «Чайковский»
Ричард Чемберлен, кадр из фильма «Любители музыки»
Однако премия «Оскар» досталась не им, а Натали Портман, сыгравшей балерину, которая помешана на мечте станцевать главную партию в «Лебедином озере» («Черный лебедь», 2010). К слову, это не единственный фильм, в котором Натали Портман играла главную роль под музыку Чайковского: в фильме «V – значит вендетта» звучит его увертюра «1812 год».
Натали Портман в фильме «Черный лебедь»
Надо ли напоминать после этого о товарище Саахове, к которому под звуки «Лебединого озера» приходит возмездие в комедии Георгия Данелия «Кавказская пленница»?!