В 1880-е гг. в среде московской богемы имя Софьи Кувшинниковой было широко известным – она была хозяйкой литературно-артистического салона, который посещали И. Репин, А. Чехов, М. Ермолова, В. Гиляровский, А. Южин и многие другие известные артисты, художники и писатели. Однажды «на каланчу» (квартира располагалась под крышей пожарной каланчи) привели молодого художника Исаака Левитана. Несмотря на более чем десятилетнюю разницу в возрасте, у хозяйки салона завязались с ним романтические отношения. В первой части публикации мы узнали, как все начиналось, а сегодня узнаем, чем все закончилось.
…Довольно быстро обнаружилось, что помимо вспыхнувших чувств и пейзажей, у Левитана и Кувшинниковой есть еще одна общая страсть — охота! Левитан мог по три дня без еды бродить по лесам с ружьём и собакой Вестой. Решительная и ловкая Кувшинникова стреляла не хуже него, никогда не жаловалась на физическую усталость и еще ей, великолепно сложенной, очень шёл охотничий костюм.
Софья Кувшинникова в охотничьем костюме. 1871-1872 гг
Совпадения всех этих факторов оказалось достаточно, чтобы Софья Петровна сделалась «главной женщиной» в жизни Исаака Левитана. Их отношения продлятся неправдоподобно долго для адюльтера и для короткой жизни Левитана — восемь лет.
Исаак Левитан на охоте с собакой Вестой
Параллельные романы
Конечно, тайной ни для кого из окружающих роман Левитана и Кувшинниковой не стал. Муж Софьи, любя её, закрывал глаза на отношения жены с художником и, игнорируя ширящиеся по Москве слухи, продолжал оберегать её и поддерживать, а Левитана — принимать у себя дома. Их гости вспоминали, как Дмитрий Павлович, не участвовавший в шумных посиделках людей искусства, по-прежнему в 9 вечера щедрым жестом приглашал всех к столу.
Но и учёба Кувшинниковой у Левитана не была лишь банальным прикрытием адюльтера. Софья Петровна, похоже, искренне верила в облагораживающую силу искусства. Пейзажи она писала увлечённо и даже довольно технично. Несколько ее работ купил Третьяков, некоторые после смерти Левитана его предприимчивые родственники выдали за левитановские, большинство — можно посмотреть в музее Плёса, города на Волге, «открытого» Левитаном и Кувшинниковой во время речных путешествий.
Софья Кувшинникова. Ручей в лесу
В продолжение восьми лет Кувшинникова будет помогать Левитану во всем — в охоте, в поисках натуры для пейзажей и настроения для них же. Это с нею, блуждая с ружьем по лесу, он выйдет на заброшенный тракт — будущую знаменитую «Владимирку», и Софья будет помогать ему каждый день носить за несколько километров тяжелый подрамник, чтобы иметь возможность работать на пленэре. Это она нашла потрясающий вид на озере Удомля и, пока Левитан писал «Над вечным покоем», играла ему на рояле Героическую симфонию Бетховена, чтобы создать нужный патетический настрой. Это она будет создавать для Левитана уют в бесконечных съемных домиках во время их кочевий.
Исаак Левитан. Над вечным покоем, 1894г
Английский биограф Чехова Рейнфилд прямо пишет, что Кувшинникова вряд ли продержалась бы рядом с сердцеедом Левитаном так долго, если бы не закрывала глаза на его параллельные романы. И вправду, в том же Плёсе в Левитана влюбилась красивая купеческая жена Анна Грошева, которая, бросив семью старообрядцев, последовала за художником и Кувшинниковой в Москву. Скандал! Однако Софья Петровна умела найти для себя приемлемое объяснение: просто они с Левитаном, просвещенные люди искусства, помогают еще одному «интересному человеку» вырваться из-под патриархального гнёта.
Исаак Левитан. Портрет А.А.Грошевой
Но Кувшинникова не сможет объяснить себе, почему вдруг под Тверью, куда они приехали на этюды, Левитан стал уходить на охоту без нее и возвращаться с пустым ягдташем. Ей будет уже 47, а ее счастливой (и тоже «глубоко замужней») сопернице Анне Турчаниновой, к которой все-таки уйдёт художник, лишь 39 — как Кувшинниковой в их первую встречу с Левитаном.
Анна Турчанинова
Уехав от Левитана в последний раз, чтобы больше никогда с ним не встретиться, Софья Петровна, как и все эти годы, вернулась домой, под пожарную каланчу. Биографы говорят, что добрейший Дмитрий Павлович встретил её словами: «Софочка, тебя заждался твой журавль…».
«После разрыва с Левитаном Софья Петровна как-то вся словно потухла, — рассказывает переводчица и драматург Татьяна Щепкина-Куперник, — По-прежнему в ее русской столовой собирались друзья за скромными ужинами, по-прежнему какие-то художники писали с ней этюды летом; были у нее и романы — но все это было уже не то… Воспоминание о Левитане навсегда осталось для нее самым дорогим в жизни, и написанные ею после его смерти страницы о нем — необыкновенно трогательны и прекрасны: она не дала никакой личной обиде вкрасться в свои воспоминания о нем».
Кувшинникова переживёт и мужа, и Левитана и скоропостижно умрёт в 70 лет, заразившись дизентерией на этюдах. В 2014 и 2016 г. г. в журналах «Левитановские чтения» и «Москва» появятся сенсационные публикации о том, что в самом начале романа с Левитаном Софья Петровна родила дочь, тоже Софью, которую отдала на воспитание и чьей жизнью полтора десятилетия совершенно не интересовалась. Впрочем, это уже другая история…
По материалам arthive.