Всемирную известность британскому писателю и философу Олдосу Хаксли принес роман-антиутопия «О дивный новый мир». Эта книга, в которой рассказывается история «дикаря» (обычного человека), попавшего в автоматизированный мир общества потребления — «капиталистический рай «Эры Форда»», считается одним из самых популярных произведений английской литературы XX века.
Другим знаковым сочинением автора стало эссе «Двери восприятия». В нем Хаксли описал воздействие психотропных веществ на сознание человека. Именно это произведение в далеких 60-х вдохновило молодых американских музыкантов назвать свою группу «The Doors».
Олдос Хаксли начинал карьеру как гуманист и сатирик, противник войны, с возрастом заинтересовался мистицизмом и прочими духовными вопросами. В свое время считался выдающимся интеллектуалом, был целых семь раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
Олдос Хаксли родился 26 июля 1894 года в городе Годалминг, Великобритания. Оба родителя Хаксли принадлежат к культурной элите. Отец Олдоса, Леонард Хаксли, тоже был писателем, а дед по отцовской линии – знаменитым зоологом, популяризатором науки и защитником эволюционной теории Чарльза Дарвина.
Олдос Хаксли в детстве
Предки Олдоса Хаксли со стороны матери также оставили след в истории. Прадед писателя Томас Арнольд был педагогом, специалистом по античности и реформатором образовательной системы, а двоюродный дед был поэтом и литературоведом. Братья Олдоса Хаксли, Джулиан и Эндрю, были знаменитыми биологами.
Олдос потерял мать в возрасте тринадцати лет. Через пару лет юноша «подцепил» некую болезнь глаз, из-за которой у него сильно упало зрение. Это несчастье обернулось светлой стороной, когда по состоянию здоровья Хаксли освободили от военной службы как раз в тот период, когда шла Первая мировая война.
Значительно позже, в 1943 году, писатель выпустил брошюру «Как исправить зрение», где делился собственным опытом коррекции зрения.
Первый роман Олдос написал еще в юном возрасте — в 17 лет, но это произведение не было опубликовано. Образование Хаксли получил в Оксфорде, где изучал литературу в Баллиол-колледже. Окончательное решение стать профессиональным писателем пришло к нему в двадцать лет.
Любимый жанр Олдоса Хаксли — антиутопия. В своих произведениях автор описывает, как общество, захваченное технологическим прогрессом, со временем теряет остатки человечности. В романе «О дивный новый мир» описывается Лондон будущего. Все страны Земли соединены в одно государство. Потребление превратилось в культ, а Генри Форд, первый производитель дешевых общедоступных автомобилей, — в нового бога общества потребления.
Люди в мире, который описывает Хаксли, искусственно разделены на касты. Естественное размножение прекращено, и новые граждане «дивного мира» выращиваются в пробирках. Способности детей низших каст угнетаются еще на этапе эмбриона.
Граждан с ранних лет готовят к тому, чтобы те послушно заняли отведенное им место в кастовой системе. Они «обрабатывают» гипнозом, их настраивают на коллективизм, потребление и безусловное принятие ценностей общества.
Еще одна знаменитая книга Хаксли — «Обезьяна и сущность», написана в жанре постапокалиптической антиутопии. Произведение представляет собой «роман в романе», поскольку начинается с того, как два приятеля находят некий сценарий под названием «Обезьяна и сущность», который отвергла кинокомпания.
Герои узнают, что автор сценария недавно умер, а также некоторые факты из его ничем не примечательной биографии. Остальная часть романа — текст этого вымышленного сценария.
По мотивам романа «О дивный новый мир» в 1998 году был снят фильм с Леонардом Нимоем и Питером Галлахером. Еще одна экранизация была сделана в 1980 году режиссером Бертом Бринкерхоффом.
Художник Стюарт Макмиллен в мае 2009 года создал комикс, где сравнил романы Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» и «1984» Джорджа Оруэлла, и то, насколько наш реальный современный мир похож на изображенное обоими писателями общество. В результате сравнения выяснилось, что наше общество движется скорее по пути, предложенному Хаксли.
Олдос Хаксли написал также около двух десятков рассказов и новелл, среди которых «Кинфия», «Юный Архимед», «Монашка к завтраку» и другие.
Большая часть рукописей Олдоса Хаксли погибла во время пожара в его доме незадолго до смерти самого писателя. Часть уцелевших рукописей хранится в библиотеке Стэнфордского университета, а часть — в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.
По случаю дня рождения писателя мы отобрали 10 цитат из его книг:
◆ Человек в толпе ведет себя так, словно принял огромную дозу сильнодействующего наркотика. Он становится жертвой того, что я называю стадным ядом. «Возвращение в дивный новый мир»
◆ Затяжное самогрызение, по согласному мнению всех моралистов, является самым нежелательным. Поступив скверно, раскайся, загладь, насколько сможешь, вину и нацель себя на то, чтобы в следующий раз поступить лучше. Ни в коем случае не предавайся нескончаемой скорби над своим грехом. Барахтанье в дерьме — не лучший способ очищения. «О дивный новый мир»
◆ Циником быть не так уж плохо, надо только знать, где остановиться. «Через много лет»
◆ Кого Бог хочет погубить, того он лишает разума. Или, наоборот, делает слишком умным. «Остров»
◆ Вся беда литературы в том, что в ней слишком много смысла. В реальной жизни никакого смысла нет. «Гений и богиня»
◆ В натуральном виде счастье всегда выглядит убого рядом с цветистыми прикрасами несчастья. И, разумеется, стабильность куда менее колоритна, чем нестабильность. А удовлетворенность совершенно лишена романтики сражений со злым роком, нет здесь красочной борьбы с соблазном, нет ореола гибельных сомнений и страстей. Счастье лишено грандиозных эффектов. «О дивный новый мир»
◆ Путь всякого интеллектуала, если он следует по этому пути достаточно долго и неуклонно, приводит его к той самой очевидности, от которой человек неинтеллектуальный никуда и не уходил. «Контрапункт»
◆ Бегство в книги и университеты похоже на бегство в кабаки. Люди хотят забыть о том, как трудно жить по-человечески в уродливом современном мире, они хотят забыть о том, какие они бездарные творцы жизни. Одни топят свою боль в алкоголе, другие (и их гораздо больше) — в книгах и художественном дилетантизме. «Контрапункт»
◆ Самые свирепые войны люди затевали не по материальным причинам; это были войны из-за чепухи, из-за болтовни красноречивых идеалистов, — короче говоря, религиозные войны. «Гений и богиня»
◆ Откуда вы знаете, что Земля не служит адом для какой-нибудь другой планеты? «Контрапункт»