История одного шедевра: секрет бессмертия оперы «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: секрет бессмертия оперы «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно  

2020-07-03 21:27 , История Одного Шедевра, 4533

История одного шедевра: секрет бессмертия оперы «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно

«Время действия – десять лет назад, весна 1919 года. Место действия – провинциальный город. Я только что вернулся с Великой Войны, как теперь называют это мрачное, бесконечное, отвратительное чередование героизма и скуки. Я пишу статьи и рецензии для местной газеты по гинее за колонку. На одной из главных улиц я неожиданно встречаю старого однополчанина, и мы с ним тут же обмываем встречу; потом он весьма приблизительно определяет выпитое каждым из нас как «четверть пинты». Попутно выясняется, что на этой неделе он работает в Бичемской оперной труппе. Я вспоминаю, что он постоянно подвизался в местных театрах. Я сам видел его в ролях восточного слуги, полицейского, присяжного, лесничего и в роли епископа в «Ричарде Третьем». Поистине жалкой бывала неделя в нашем театре «Ройял», если он не появлялся на сцене в качестве того или иного лица без речей. Сегодня он с пятью приятелями занят в «Ромео и Джульетте» Гуно. Я не самый большой поклонник этой оперы. Слушать ее у меня нет особого желания, но выступить в «Ромео и Джульетте» я бы не отказался и даже выражаю готовность – так нетерпеливы, так опрометчивы мы, любители – отдать плату за вечер (целых два шиллинга шесть пенсов) человеку, чье место я займу». Джон Бойнтон Пристли, «Мой дебют в опере»

Трагедия Уильяма Шекспира о любви, вспыхнувшей ярким пламенем в тёмном мареве клановой вражды, во все времена притягивала к себе внимание людей, посвятивших жизнь искусству — композиторов, критиков, режиссеров и сценаристов, театральных постановщиков. Однако прочтение, которое подарил этому сочинению Шарль Гуно, позволяет взглянуть на известную историю с иного ракурса, более глубинного, интимного, затрагивающего самые сентиментальные струны души. Опера «Ромео и Джульетта» явилась одним из самых успешных произведений французского композитора в соответствующем жанре и по сей день регулярно становится частью репертуара многих знаменитых театров.

История создания

Гуно начал писать оперу в 1865 году, обосновавшись на средиземноморском побережье, в маленьком городе Сен-Рафаэль во Франции. Наброски и черновики партитур были готовы в невероятно сжатые сроки: автор трудился с раннего утра до позднего вечера, не ощущая усталости. Вдохновению и энтузиазму сопутствовал невероятно живописный окружающий пейзаж. Чистовые варианты партитур были завершены уже в Париже. Репетиции начались в середине августа.

Польский тенор Жан (Ян) де Решке в роли Ромео (Париж, 1888г)

Либретто написано Мишелем Карре и Жюлем Барбье. Эти же драматурги работали над либретто для «Фауста». Взявшись за написание стихотворного текста для новой оперы Гуно, они осознанно стремились повторить успех, и это излишнее рвение сыграло с произведением злую шутку. В «Фаусте» скрупулезно прописанные второстепенные персонажи весьма удачно «уравновешивают» яркие, харизматичные образы главных действующих лиц. Применив аналогичный приём в «Ромео и Джульетте», либреттисты в итоге получили обратный результат: хоровые партии и реплики слуг стали восприниматься как нечто назойливое, чересчур искусственное и пафосное, то, что отвлекает от настоящей драмы двух влюблённых.

Сцена с балконом (действие второе) Аделина Патти и Марио. Лондон, 1867г

Опера «Ромео и Джульетта» не добилась большей популярности, не превзошла «Фауста», хотя и получила высокие оценки критиков и признание публики.

Произведение имеет мощный драматический посыл. Основные номера — 2 арии и 4 дуэта, «разбросанные» по пяти актам. Таким образом, структура сопоставима с жанровой принадлежностью к эклоге — внимание слушателей приковано к непрестанным любовным разговорам между двумя главными героями, происходящим на фоне драматической действительности.

Оперы «Ромео и Джульетта» и «Фауст», помимо удачной «сценической» судьбы, объединяет то, что в основе лежит подлинная трагедия, возникшая в контексте искренней любви. Последовательность событий в обоих случаях — путь от первой встречи до роковой кульминации. По мере развития сюжета слушатель превращается в наблюдателя, которому становится очевидным, как меняются чувства персонажей в ответ на окружающую их реальность. Здесь находится место и целомудрию, и дерзости, и отчаянию. Способность выразить подобную эмоциональную «эволюцию» с помощью вокальных партий и хореографических номеров — одна их главных удивительных заслуг Шарля Гуно как основоположника лирического драматизма во французской опере.

Премьерная постановка состоялась на сцене парижского театра Лирик. Событие произошло 27 апреля 1867 г.

Действие третье, картина вторая. Париж, Théâtre Lyrique, апрель, 1867г

В том же году летом опера была представлена в Лондоне, а уже осенью спектакль прошёл на сцене Музыкальной академии в Нью-Йорке. В ХХ веке в Советском Союзе опера была поставлена в 1919 году (Петроград, Театр оперы и балета), в 1941 и 1945 гг — на сцене Большого Театра (роль Ромео исполнял Сергей Лемешев).

Интересные факты

◆ Французский искусствовед и композитор Альфред Брюно отметил чрезвычайную смелость Шарля Гуно, проявленную им в работе над оперой. Она заключается в том, что автор не побоялся откровенно говорить о любви с людьми так называемого высшего общества, где царят насмешки, интриги, саркастические замечания. Когда Гуно лишь начинал свой творческий путь, такая публика встречала его произведения с высокомерным вызовом, критикой и даже презрением.

◆ Поль Дюка (французский критик, преподаватель и композитор) отмечал: Гуно создавал отнюдь не характеры, с помощью музыки он старался отобразить эхо искренних чувств, с которыми сталкивается каждый человек. Автор предпочел сосредоточиться на выражении с помощью музыкальных средств сентиментальной стороны взаимоотношений героев, при этом сохранил точное следование литературной основе. Возможно, именно поэтому опера обрела отклик и вошла в историю как самое популярное произведение в оперном жанре по мотивам трагедии Шекспира, той самой повести, которой нет печальнее на свете.

◆ Как отмечают многие европейские постановщики, опера Гуно выгодно отличается от творения Беллини «I Capuleti e i Montecchi». Французский композитор не позволял себе вольности в отношении сюжета, старался максимально точно придерживаться изначального текста английского классика. При этом Гуно, несмотря на общее настроение сюжетной канвы, сумел написать музыку, отличающуюся в определенных моментах невероятной жёсткостью и драматизмом. Именно эти черты улавливаются и в самой шекспировской пьесе.

◆ Сложность в постановке оперы заключается в том, что исполнители главных ролей должны быть влюблены друг друга или хотя бы балансировать на грани. Гуно создал такую музыку, при которой малейшая фальшь в голосах певцов порождает недоверие и может испортить общее впечатление. Даже искусные артисты рискуют попасть в эту ловушку, мастерски созданную французским композитором.

◆ Шарль Гуно «обрисовал» свою Джульетту, образ которой отличается от всех, что были созданы ранее или позднее. Возможно, автор максимально приблизился к тому видению, которым обладал сам Шекспир, прописывая личность юной наследницы могущественного клана. Джульетта в опере Гуно — невероятно сложная и яркая натура. Ей всего 14, в первом акте она предстаёт в качестве юной девушки, даже не задумывающейся о замужестве, она легка, наивна, невесома. Вот наступает 2-ое действие, и зритель видит, что чувства, возникшие в душе подростка, гораздо сильнее, чем те, что возникают в более сознательном возрасте. Исполнительница партий Джульетты изначально сталкивается со сложной задачей. Ей необходимо передать и восторженное настроение, свойственное беззаботной поре ранней юности, и сердечные переживания, способные накрыть непримиримой лавиной все доводы рассудка.

◆ Премьера оперы была украшена присутствием на сцене певицы Мари Каролины Миолан-Кавальо. Она же исполняла партии Джульетты и в 1873 году, когда самой вокалистке было уже 45 лет. В постановках 80-х годов XIX столетия принимала участия иная дива — Аделина Патти. Ведущая роль в опере помогла знаменитой итальянке раскрыть глубокий талант к воплощению трагедии. Певица доказала, что способна не только вживаться в комедийные образы, но и представать в ином амплуа.

P. S.

По произведениям Уильяма Шекспира было создано огромное количество опер, по мотивам «Ромео и Джульетты» было написано около 20 либретто для различных спектаклей. Однако среди всех постановок лишь опера Шарля Гуно появляется на театральных сценах с завидным постоянством. Секрет бессмертия этого произведения лаконично и ёмко описал Жюль Массне: «Создаётся впечатление, что влюблённые поют только для себя, а публика при этом чувствует себя в роли случайных очевидцев, которым представилась возможность стать свидетелями чужой сокровенной тайны». Шарль Гуно сумел облачить историю в музыку, наделил каждый вздох, каждый взгляд особым лирическим звучанием, проникновенным и пронзительным, способным отозваться эмоцией в сердце каждого неравнодушного слушателя.

Заглавная иллюстрацияФредерик Лейтон. Примирение Монтекки и Капулетти, 1854г

По материалам soundtimes.

Лента

Рекомендуем посмотреть