Шарль Гуно: всю свою жизнь композитор искал благословения, обретая его в каждом звуке, закованном в нотном стане рабочей партитуры - RadioVan.fm

Онлайн

Шарль Гуно: всю свою жизнь композитор искал благословения, обретая его в каждом звуке, закованном в нотном стане рабочей партитуры  

2020-06-17 21:43 , Немного О..., 3958

Шарль Гуно: всю свою жизнь композитор искал благословения, обретая его в каждом звуке, закованном в нотном стане рабочей партитуры

Среди многих известных композиторов, чьи имена увековечили их бессмертные произведения, есть те, что стали ассоциироваться с целой эпохой или конкретным направлением в искусстве. Однако существует и отдельная категория наделенных особым даром личностей, которые со временем будто бы спрятались в тени выдающихся современников и последователей. Музыка таких авторов задаёт тон, создаёт первостепенный контекст, укрепляет связи между новаторством и классикой. Таковым был Шарль Франсуа Гуно. Камиль Сен-Санс сравнил его творения с рассветом, который озаряет людские души божественным внутренним светом, ослепляет, очаровывает и, в конечном счёте, покоряет.

Краткая биография

Шарль Гуно родился 17 июня 1818 года в семье, где и отец, и мать обладали творческими способностями. Они реализовывали их в различных сферах. Глава семейства занимался живописью, его супруга играла на пианино. Именно она была изначальным «проводником» для своего сына в мир классической музыки, первой учительницей и наставницей. Навыки публичных выступлений и исполнения инструментальной музыки оказались определяющими в выборе будущей профессии.

Дальнейшее обучение Шарль проходил в Парижской консерватории под руководством знаменитых педагогов. Одним из них был Пьер Циммерман. Знакомство состоялось в 1836 году и во многом повлияло на формирование уникального выразительного «почерка» композитора. Впоследствии дочь Пьера Анна стала законной супругой Гуно и родила ему двух детей, сына и дочку.

В 1839 году Гуно удостоился выдающейся награды в сфере искусства за свою кантату «Фернан». Римская премия дала возможность выехать за рубеж и продолжить учёбу в наиболее привлекательном направлении.

Талантливый музыкант покидает Францию и устремляется в Италию. Переезд, а также путешествия в Австрию и Германию были связаны с горячим желанием Гуно глубинно изучить историю католической церковной музыки на основе работ итальянских композиторов XVI столетия. Именно в поездках по европейским странам, на берегах живописных озёр, Гуно озаботился мыслью посвятить дальнейшую жизнь органной, духовной музыке и служить церкви. Однако этот замысел не воплотился: интуитивно композитор чувствовал, что его творческий потенциал гораздо шире, он может быть воплощён в произведениях «светского» характера, предназначенных для благодарных слушателей не только в пределах католических приходов.

Некоторое время после возвращения на родину Гуно удавалось совмещать интерес к религии и страсть к музыке. Он занял должность органиста в одном из соборов. Начало 40-х годов — период, когда Шарль вплотную занялся созданием собственной музыки и углубился в преподавание. В это время из-под его пера появляются мессы, песнопения, оперы, оратории, вокальные и инструментальные произведения. В 50-х годах Шарль Гуно уже полностью утвердился в статусе талантливого композитора, основоположника лирического направления во французской опере. В этом жанре наибольшую популярность обрели его творения «Сафо», «Фауст» и «Ромео и Джульетта».

На закате жизненного пути Гуно посетил Англию. Покинуть французские земли его подвигло печальное событие, начавшаяся Франко-Прусская война. Там, на землях Туманного Альбиона, он продолжал писать музыку, уделяя практически равное внимание и светской, и духовной форме. Дом, в котором жил композитор, сейчас отмечен памятной табличкой. Деятельность в Королевском Хоровом обществе в качестве дирижёра оказала влияние на специфику сочинений того периода. Гуно увлёкся созданием вокальных произведений. В общей сложности в Британии Шарль прожил около 4 лет и в 1874 году покинул острова.

Последние годы творческого пути были отмечены появлением двух грандиозных ораторий «La redemption» и «Mors et Vita», а также многочисленными литературными трудами, в которых Гуно проявил себя как обстоятельный и компетентный критик в мире искусства. «Смерть и жизнь» исполнялась в концертном зале Лондона в 1886 г. Альберт-Холл явился площадкой для воспроизведения оратории по желанию самой королевы Виктории, проникнувшейся её завораживающим звучанием.

Шарль Гуно умер в 1893 году в западном пригороде французской столицы Сен-Клу. Последней его работой стал реквием для фортепьяно (Le Grand Requiem), хора и солирующего голоса. На похоронах почтенного композитора в церкви Святой Марии Магдалины на органе играл Сен-Санс, а дирижером выступил Габриель Форе. Согласно последней воле усопшего, во время скорбной церемонии звучали исключительно вокальные произведения. Последний приют Гуно обрёл в границах небольшого, но знаменитого некрополя Отой во Франции.

Творчество Шарля Гуно

«Messe Solennelle» была написана в 1854 г. Именно после издания этого произведения Гуно оказался под пристальным вниманием критиков и обзавёлся поклонниками, учениками. «Месса Святой Цецилии» обусловила рост популярности, известности французского творца. Он сполна получил свою заслуженную «порцию» славы и общественного признания. На волне успеха практически сразу были изданы 2 симфонии. Одна из них (D-dur) вдохновила ученика Гуно Жоржа Бизе, которому на тот момент было всего 17 лет, на создание своего произведения для симфонического оркестра (Symphony in C).

В 1859 году Гуно написал мотет «Ave Maria», основой для которого послужила прелюдия И.С. Баха. Гуно невероятно почтительно относился к творчеству немецкого органиста и композитора, считал его работы для клавира истинным учебным пособием, неким незыблемым каноном, образцом, бесспорным ориентиром в процессе сочинительства музыкальных произведений для клавишных инструментов. В работе над «Ave Maria» Шарль использовал в качестве канвы прелюдию в тональности До-мажор из сборника «Хорошо темперированный клавир».

Мотет, когда был окончательно оформлен в завершенное произведение для сопрано, оркестра, органа и клавира, имел невероятный успех. Он вызывал благоговение и трепет. Это несомненно подтверждало мастерство и новаторский талант французского композитора, сумевшего виртуозно соединить собственные наработки и безупречную классику, наследие непревзойдённого мастера.

Авторству Гуно принадлежат 12 завершённых опер. Композитор любил этот жанр, считал его наиболее подходящим для создания выразительной, лирической, вдохновенной музыки. «Сафо» была представлена в 1851 году и стала дебютом Гуно в этом направлении. Однако постановка фурора не произвела, была встречена довольно прохладно, если не сказать — равнодушно.

Успех на оперной сцене настиг композитора лишь спустя 8 лет, когда слушатели получили возможность оценить «Фауста», созданного по сюжету инфернального литературного творения Гёте с аналогичным названием. Премьера оперы не была отмечена ажиотажем, ценителям жанра потребовалось немного времени, чтобы рассмотреть и осознать, насколько гениальной оказалась интерпретация автора. «Фауст» и сейчас является знаковой оперой Гуно, постановки проходят во многих именитых театрах. К 1975 году на сцене Парижской Оперы произведение было воссоздано более 2000 раз.

Опера «Мирей» впервые была исполнена в 1864 г. Её высоко оценили критики, однако широкой аудитории произведение не пришлось по душе. Успешной оказалась опера по мотивам трагедии английского классика. «Ромео и Джульетта» была завершена в 1867 году. Постановка была восторженно встречена публикой, но превзойти «Фауста» в коммерческом успехе не смогла.

«Marche Pontificale» был создан в 1869 году и знаменовал возвращение автора к истокам, то есть, некое отстранение от светскости и очередное обращение к духовной музыке. Через 80 лет католическая цитадель Ватикан в лице Папы Пия XII выбрала этот марш в качестве своего официального государственного гимна.

Интересные факты

◆ Отец Шарля так же, как и его сын, был лауреатом Римской премии. Он получил награду в 1783 году за свои художественные работы. Возможно, его влияние на наследника оказалось бы гораздо масштабнее, если бы родитель не умер, когда мальчику исполнилось 4 года. Художественный талант юноши всё же был замечен во время его обучения в Риме.

◆ Гуно питал особое пристрастие к старинной музыке, это увлечение он пронёс сквозь годы. Композитор эпохи Возрождения Джованни Палестрина оказал значительное влияние на творческие предпочтения Гуно.

◆ Музой для работы над оперой «Сафо» явилась Полина Виардо, та самая, что стала смыслом жизни и объектом преклонения для выдающегося русского писателя И. Тургенева. Певица была верной подругой Шарля, соединяли их крепкие узы взаимной симпатии и музыка, в которой оба нашли предназначение.

◆ Динамичный «Похоронный марш марионетки» Гуно был выбран в качестве музыкальной заставки для телевизионного проекта Альфреда Хичкока. Мастеру кинематографического триллера подобное сопровождение было порекомендовано сотрудником его творческого объединения Бернардом Херманном. Изначально марш был частью сюиты, однако композитор так и не закончил эту работу.

◆ Одним из самых преданных поклонников Гуно был его подопечный Жорж Бизе. Ученик поистине обожал своего преподавателя и считал проявлением гениальности любое его сочинение. Когда Гуно поручили создать оперу по пьесе Ж. Мольера «Лекарь поневоле», и автор завершил работу, Бизе не помедлил написать письмо матери, исполненное невообразимого восторга и восхищения. «Если мир не воспримет музыку, подобную этой, к чёрту такой мир!» — такие строчки присутствовали в послании. Комедийное действо пришлось по нраву слушателям, однако большого успеха не возымело. Как покажет будущее, это был лишь «трамплин» к высочайшему прыжку сквозь поколения и времена, которым предстала написанная через год опера «Фауст». Бизе смог усмотреть новизну и нетривиальность в партитурах учителя за год до его всеобъемлющего триумфа и ни разу не усомнился в успехе комической музыкальной зарисовки. Впоследствии, Гуно, кстати, стал одним их немногих почтенных гостей, которому досталось авторское приглашение на оперу «Кармен», созданную его талантливым протеже.

◆ Однажды, вынашивая задумку о написании «Мессы в память о Жанне Д’Арк», Гуно поделился соображением о том, чтобы написать произведение, стоя на коленях на камне, у которого ярая католичка склоняла голову во время церемонии восхождения на французский престол короля Карла VII. Композитор бережно хранил свою веру и почитал традиции, необходимость чувствовать божественное присутствие и поддержку высших сил появлялась даже в процессе работы. Инструмент Шарля был декорирован выгравированным изображением лика Иисуса Христа.

◆ Джорджина Уэлдон появилась в жизни композитора, когда тот поселился в Лондоне. Она занималась финансовыми вопросами, связанными с выплатой гонораров и соблюдением обязательств в отношении многочисленных издательств. По некоторым источникам, с этой замужней дамой Шарля связывали платонические отношения, альтернативная версия повествует о серьёзном романе. Пикантность такой связи заключалась не в её сути, в том, как она прервалась. Гуно собрался обратно в Париж к любимой жене, когда ощутил физическое недомогание и сильную тоску по друзьям из некогда близкого круга. Он известил любовницу о прекращении взаимоотношений и попросил её вернуть ему его вещи и рабочие бумаги. Раздосадованная Джорджина отказалась и отослала лишь партитуру оперы «Полиевкт» с внесёнными «корректировками»: на каждом листе она размашисто начертала карандашом собственное имя.

◆ Личность композитора фигурировала и в громком судебном процессе. Миссис Уэлдон подала иск на Гуно, обвинив его в клевете. Будучи несколько стеснённым в средствах, Шарль принял решение не затягивать разбирательство (тяжба могла обернуться серьёзной статьёй расходов) и признал свою вину. Джорджина добилась того, что Шарлю был запрещен въезд на территорию Соединенного Королевства. Обиженная особа была бы несказанно рада, узнав, что Гуно арестовали на границе, однако тот не думал нарушать предписание даже ради возможности попасть на премьеру собственной оратории.

◆ Жизненный путь Гуно совпал с непростым историческим периодом Франции. Государство пережило несколько смен правителей, революцию, изменения режимов (от монархии до республики и империи). Шарль, будучи патриотом, не мог игнорировать перемены, хотя и довольно болезненно к ним относился. В 1852 году, на заре провозглашения Второй Империи, Гуно написал гимн «Vive l'Empereur!», который был признан составляющей официальной символики страны. Патриотические настроения, связанные с блокадой Парижа, выразились и в мотете «Галлия», который обрёл широкую известность.

P. S.

Шарль Гуно на протяжении всей жизни, как истинный пылкий католик, стремился к смирению и строгому исполнению долга, который уготовило для него Провидение. Однако, как и любой человек, живущий в обществе, он не был избавлен от искушения, однако сумел усмирить страсти и направить их в созидательное русло. Мессы, оратории, мотеты — в них угадывается не только влияние бескомпромиссного И.С. Баха. В этих произведениях обрели отражения личные переживания Гуно, чутко реагирующего на окружающий мир, ищущего благословения и обретающего его в каждом звуке, закованном в нотном стане рабочей партитуры.

По материалам soundtimes.

Лента

Рекомендуем посмотреть