25 июня 1852 года в Каталонии родился Антонио Гауди, которому было суждено стать великим архитектором и определить облик Барселоны на долгие годы. «Даже не знаю, кому я сейчас вручаю диплом: гению или сумасшедшему», — сказал Гауди директор школы архитектуры. Оба эти определения, то поочередно, а то и вместе, Антонио слышал в свой адрес всю жизнь.
Антонио Гауди в 1910г
Гауди был затворником, жил скромно, у него не было семьи. Его занимала только работа: он создавал уличные фонари и скамейки, усадьбы для испанских магнатов и школы при монастырях, парки и часовни, а его самое великое произведение, Саграда Фамилия, до сих пор не закончено. В день рождения архитектора рассказываем о пяти его главных шедеврах.
Дом Висенс
Дом Висенс – первый крупный проект Гауди в Барселоне и еще один пример его раннего стиля, для которого было характерно обращение к арабской архитектуре. Это летняя резиденция фабриканта Мануэля Висенса. Особенность дома в том, что фасад декорирован цветными керамическими плитками – так Гауди отдал дань профессии Висенса. который зарабатывал тем, что продавал плитку. Сегодня здесь также находится музей, а сам дом внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дом Бальо или «Дом Костей»
Те, кто хоть раз были в Барселоне и видели дом Бальо своими глазами, точно его не забудут. «Волнистый», вообще без прямых линий фасад; крыша, напоминающая блестящую чешую дракона, колонны и балконы в виде костей – в какой-то степени дом Бальо квинтэссенция фантасмагоричного стиля Гауди. Раньше это был доходный дом текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса, а в 1904 году Гауди по просьбе магната реконструировал здание и полностью переделал его интерьер. Внутри дома, кстати, даже удивительнее, чем снаружи: причудливая мебель и скульптуры, созданные художником, ну а самое невероятное – плитка, которой украшены стены. За счет разных ее оттенков здесь волшебный свет в любое время суток.
В 2005 году «Дом костей» включили в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Несколько последних десятилетий им владеет семья Бернат, здесь проводят экскурсии и концерты.
Парк Гуэль
120 лет назад, когда этот проект задумывался, он должен был стать модным городом-садом – что-то вроде загородного клуба для богатых жителей Барселоны.
Но удаленная от центра города местность тогда не привлекала людей, и в итоге в роскошных особняках на территории парка, которые никто не купил, жили сам Гауди, и его меценат Гуэль. Уже в 1920-х годах наследники Гуэля продали это место мэрии Барселоны, и с тех пор это парк, где может побывать любой турист и местный житель.
При строительстве парка Гауди вдохновлялся природой и старался максимально естественно вписать его архитектуру в природный холмистый ландшафт.
В парке много удивительного – пряничные домики при входе, рассыпанные по территории фигуры животных, пещеры и террасы, но самое «инстаграмное» место, бесспорно – изогнутая скамейка, декорированная тысячей мелких плиток, собранной Гауди и его учениками из строительного мусора.
Скамья-змея в парке Гуэля
Саламандра Гауди стоит прямо при входе в парк Гуэль и стала символом творчества великого архитектора, а также символом Барселоны
Эль-Каприччо
Эта вилла находится в Кантабрии, на северном побережье Испании – редкий случай, когда Гауди построил что-то за пределами Каталонии. Особняк построен в 1883-1885 годах на заказ родственника Эусеби Гуэля – того самого мецената, с которым спустя 15 лет Гауди возьмется за создание парка Гуэля. Эль Каприччо – разноцветный причудливый дворец, в котором сочетается каталонская архитектура и мавританский стиль.
Его интересно увидеть, потому что это ранний образец творчества Гауди. Сегодня вход открыт для всех желающих, а в саду спрятана скульптура самого Гауди.
Саграда Фамилия
Храм Святого Семейства – один из самых известных в мире долгостроев: работа над ним началась в 1882 году и не закончена до сих пор, так как по решению авторов проекта, строительство должно осуществляться только за счет частных пожертвований. Первый камень был заложен в 1882 году и тогда над проектом работал другой архитектор, но он быстро выбыл из проекта и за дело взялся Гауди.
Тот полностью изменил первоначальный план и решил строить храм своей мечты. Идея Гауди – отсутствие в храме прямых линий и углов и максимальная его приближенность к природе (в его основе – геометрическая фигура гиперболоид с мягкими формами). Гауди говорил, что ищет вдохновение в книгах о природе – и именно поэтому нам, смотрящим на Саграду Фамилия спустя 140 лет, храм так напоминает то ли дерево с пышной кроной, то ли причудливое животное.
Архитектор хотел, чтобы храм выглядел изнутри, как «лес древовидных колонн», через витражи сочился бы теплый свет, а при взгляде вверх прихожане видели звездное небо. Кстати, звезды, точнее, созвездия, стоили серьезных разборок с местным епископом. Дело в том, что Гауди вписал в ансамбль знаки зодиака.
— Сын мой, какие знаки зодиака? Это храм господень! — примерно такими словами его увещевал святой отец.
— Отче, они должны быть там. Это концепция, — твердил упрямый Гауди, который при этом был еще и ревностным католиком.
— Ты знаешь, что такое отлучение от Церкви? Подумай над этим, — наставлял его святой отец.
Знаки зодиака остались. А в 2010 году папа Римский освятил собор.
Теоретически храм смогут закончить к 2026 году. Тогда он станет самым высоким в мире религиозным сооружением. Каждый год Саграду Фамилия посещают 2,6 миллионов туристов (по крайней мере, так было до пандемии).