Перфекционист, отверженный влюбленный, аскет, математик… О самом Гауди создано столько же мифов, сколько о его знаменитых творениях.
Более 90 лет прошло со дня его смерти, но Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Корнет по-прежнему тревожит, не оставляя равнодушных. Причем оценки все так же варьируются от резкого неприятия до восхищения. «Даже не знаю, кому я сейчас вручаю диплом: гению или сумасшедшему», — сказал Гауди директор школы архитектуры. Оба эти определения, то поочередно, а то и вместе, Антонио слышал в свой адрес всю жизнь.
Бедный мальчик
«Бедный, бедный мальчик», — вздохнул доктор после осмотра своего юного пациента Антонио. Впрочем, может тот доктор вовсе и не был сердобольным, а вполне обыденно сообщил родителям Гауди, что у их сына ревматизм. Носиться по улицам с другими детьми ему нельзя. Да он и не сможет: замучают боли. Антонио Гауди вместо резвых шалостей часами лежал на траве и смотрел в небо. И «часами» в этой фразе не преувеличение. Будущий архитектор всматривался не только в облака. Кроны деревьев, травинки, камни, улитки… Природа завораживала его.
В городке Реус, где родился и провел свое детство Гауди, нет ни одного здания, им построенного. Даже дома, в котором он рос, не сохранилось. Есть табличка, гласящая: «На этом месте стоял дом, в котором провел свои детские и юношеские годы Антонио Гауди-и-Корнет». Но туристы все равно сюда приезжают. Хотят увидеть, какие именно виды вдохновляли гения?
Самый, самый, самый
Диплом архитектора Гауди получил в 1878 году в возрасте 26 лет. Он окончил Провинциальную школу архитектуры в Барселоне (Каталония была одной из провинций Испании, отсюда и название). Чтобы понять, насколько серьезным было такое образование, достаточно двух фактов. Первый: к поступлению в эту школу Гауди готовился пять лет. Второй: в 1872 году выпускниками заведения стали всего три человека.
Европа в те времена переживала расцвет неоготического стиля. Антонио приветствовал идеи теоретиков неоготики — французского архитектора и писателя Виолле-ле-Дюка (это крупнейший реставратор готических соборов, в том числе и Собора Парижской Богоматери) и английского искусствоведа Джона Рёскина. Их тезис «Декоративность — начало архитектуры» — совпадал с творческим кредо Гауди.
Мастер брался за все: оформление витрин, проектировку фонарей (на фото выше как раз фонари Гауди, которые до сих пор украшают Королевскую площадь в Барселоне), мебели, — но при этом мечтал построить дом. Но не просто дом, а самый, самый, самый. При взгляде на который все бы ахнули. А если ты не просто мечтаешь, но и не чураешься любой работы, то рано или поздно удача тебя найдет.
Семейный особняк Дом Винсенса (Casa Vicens). Первый дом, построенный Антонио Гауди
Дом Висенса — первый в творчестве Гауди. Он спроектировал и рассчитал абсолютно все: от самого здания до решетки на окнах. Архитектор вернул моду на мавританский стиль, щедро украсив свое детище орнаментами из керамической плитки. Заодно и продукцию своего заказчика прорекламировал — Висенс был владельцем завода по производству керамической плитки.
Этот дом, как и следующий — Эль Каприччо — уже демонстрируют зарождение нового, уникального стиля Гауди. Да, его творения относят к модерну, но архитектор, любивший эклектику, выходил за рамки любых стилей, кроме своего собственного.
Творчеством Гауди заинтересовался промышленник Эусеби Гуэль. Его впечатлила витрина из кованого железа, дерева и стекла, созданная Антонио для перчаточника.
Сотрудничество Гауди и Гуэля оказалось чрезвычайно плодотворным. Архитектор проектировал и строил павильоны усадьбы в Педральбес, винные погреба в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль и фантастические Парк и дворец Гуэля. Все из построенного теперь наследие ЮНЕСКО.
Галерея вдоль прогулочной дорожки в парке Гуэль
«Пряничные» домики в парке Гуэль
Эта площадь над «Залом 100 колонн» предназначалась для рынка
Колонны, которые по замыслу Гауди должны были создавать иллюзию деревьев
Скамья-змея в парке Гуэля
«Зал 100 колонн» в парке Гуэля. На самом деле колонн всего 86
Здания Гауди больше похожи на диковинных животных, чем на строения. Он придумал собственную безопорную систему перекрытий, чтобы пространство выглядело более воздушным. Точные расчеты такой конструкции люди научились проводить с помощью компьютера только через 100 лет. Безудержная фантазия Гауди сочеталась с тонким математическим расчетом — недаром его любимым школьным предметом была геометрия.
Каждый свой дом Гауди считал живым существом и верил, что его созданиям требуется свобода для роста. Порой целые помещения могли пойти под снос только потому, что архитектор видел новую возможность гармонии. Его решения не оспаривались. Антони Гауди стал самым модным и успешным архитектором Каталонии.
Фасад дома Casa Battlo (Дом с черепами)
Внутренний двор дома Casa Mila
Украшение крыши дома Casa Mila. Все детали символизируют подводный мир, море и пещеры
Фасад дома Casa Mila
Фасад дворца Гуэля
Денди или отшельник?
Нет достоверных сведений о личной жизни мастера. Говорят, что в молодости он одевался, как денди и был гурманом. Еще в родном Реусе влюбился и ухаживал за дочкой одного знатного горожанина. Отец девушки пресек эти отношения, потому что искал для своей дочурки лучшей пассии. Говорят, что именно поэтому Гауди ничего не построил в своем родном городе — обиделся.
Была и еще одна любовь в жизни архитектора. Учительница Жозефе Моро. Гауди тогда уже исполнилось 34 года, но разбогатеть и прославиться он все еще не успел. Женщина отвергла его ухаживания. А уже через четыре года мастер закончил свой первый дом, и к нему пришла слава вместе с хорошими заработками. Кстати, чем больше доходов приносила любимая работа, тем равнодушнее к деньгам становился Гауди. Со временем выяснилось, что необязательно покупать самую модную и дорогую одежду. Да и гурманские изыски приелись. Можно питаться просто хлебом и пить воду. Под конец жизни Гауди стал настоящим аскетом. Его полностью захватила единственная страсть — его работа.
Саламандра Гауди стоит прямо при входе в парк Гуэль и стала символом творчества великого архитектора, а также символом Барселоны
Другие свидетельствуют, что неуспех у женщин никак не был связан с доходами и славой. Его отвергали, потому что он был неприятен в общении: строптив, высокомерен, заносчив.
Такого же мнения придерживались многие рабочие на стройках. Тяжело работать с перфекционистом, который приезжает с утра на объект и заставляет строителей часами висеть на стене, прикладывая плитку то под одним углом, то под другим. Так он выбирал лучший узор. Или высаживал рабочих на еще не застывшую глину, чтобы определить лучшее место для сидения.
Род Гауди прервался со смертью архитектора.
На фото выше – чертежи Гауди. Тех, кто работал с архитектором, поражало, что мастер иногда «на глаз» делал то, что требовало точных расчетов. И что поразительно – всегда оказывался прав.
Саграда Фамилия
Главным своим творением Гауди считал Искупительный храм Святого семейства в Барселоне — Саграда Фамилия. В Каталонии популярна легенда, что существует документ — предложение, присланное японцами, где они просят продать им храм в честь Святого семейства. Мол, они сами, по кирпичику, перевезут это чудо Гауди к себе в Японию, где наконец-то достроят, учитывая все проекты и пожелания мастера. В документе оставлено пустое место, куда можно вписать любую сумму, в которую оценивается такая сделка. Каталаны любят эту историю, и многие верят в ее правдивость, ведь Саграда Фамилия строил, в том числе, и японский архитектор Эцуро Сотоо, который влюбился в творение Гауди, принял католичество, выучил каталонский и поселился в Барселоне.
Если Саграда Фамилия когда-нибудь достроят, то это будет самый высокий собор в мире — 170 метров: Гауди планировал создать храм всего на метр ниже самой высокой горы в Барселоне. Почему обязательно ниже? Искусство искусством, а на божественный замысел замахиваться нельзя, посчитал великий архитектор.
Интерьер собора Саграда Фамилия
Он хотел, чтобы храм выглядел изнутри, как «лес древовидных колонн», через витражи сочился бы теплый свет, а при взгляде вверх прихожане видели звездное небо. Кстати, звезды, точнее, созвездия, стоили серьезных разборок с местным епископом. Дело в том, что Гауди вписал в ансамбль знаки зодиака.
— Сын мой, какие знаки зодиака? Это храм господень! — примерно такими словами его увещевал святой отец.
— Отче, они должны быть там. Это концепция, — твердил упрямый Гауди, который при этом был еще и ревностным католиком.
— Ты знаешь, что такое отлучение от Церкви? Подумай над этим, — наставлял его святой отец.
Знаки зодиака остались. А в 2010 году папа Римский освятил собор.
«С каждым случится то, что предначертано Господом»
7 июня 1926 года в половине шестого вечера Гауди собрался идти в храм на службу. Отпустил своего помощника, сказав на прощание: «Завтра приходи пораньше, Висенс — нам предстоит сделать много красивых вещей!». До храма архитектор не дошел. 73-летнего мастера сбил трамвай. Сбежавшиеся прохожие попытались вызвать такси, чтобы отвезти жертву аварии в больницу. Ни один таксист не согласился везти старика без сознания, который больше напоминал бездомного, чем прославленного и модного архитектора. С трудом Гауди доставили в больницу Святого Креста. Это была, скорее, богадельня: за пациентами ухаживали не медсестры, а монахини. Гауди лежал в общей палате, на койке № 9. Его личность установили только на следующий день. Естественно, предложили перебраться в лучшую клинику города. Но архитектор, уже пришедший в сознание, отказался.
Похороны Антони Гауди
«С каждым случится то, что предначертано Господом, — сказал он, — мне лучше этого ожидать, оставаясь с народом».
В последующие дни толпы почитателей гения Гауди все шли и шли в больницу. В холле стоял специальный столик с бумагой, чтобы каждый мог оставить свои пожелания здоровья мастеру. Телеграмму с расспросами о его самочувствии прислал из Мадрида и сам король.
10 июня 1926 года Антонио Гауди не стало. В 2013 году день смерти Гауди было решено отмечать, как Всемирный День модерна.
Святой Гауди
Существует группа особенных поклонников творчества Гауди. Они желают возведения Антони в ранг святых. Один из аргументов — тогда бы и у архитекторов появился свой покровитель. Тем не менее с беатификацией папа Римский пока не торопится.
По материалам artchive.