«Самый неприятный персонаж, из всех, о ком я когда-либо писал». Эндрю Ллойд Уэббер
Мюзикл «Эвита» стал третьей и последней совместной работой композитора Эндрю Ллойд-Уэббера и либреттиста Тима Райса, авторов рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» и мюзикла «Такие, как мы».
Тим Райс и Эндрю Ллойд Уэббер
В октябре 1973 года Тим Райс ехал в машине и случайно услышал окончание какой-то радиопередачи. Передача была об Эвите Перон (второй жене аргентинского диктатора Хуана Перона), и этот сюжет очень заинтересовал поэта.
Эвита Перон
Мария Эва Ибаргурен Дуарте родилась 7 мая 1919 года в бедной семье и была незаконнорожденным ребенком, но благодаря своей неукротимой энергии она сумела подняться к вершинам политической власти. Роли в театре, кино, выступления в различных радиопередачах, а также умение находить нужных друзей и заводить полезные знакомства сделали Эву Дуарте звездой. Решающей для ее карьеры стала встреча с полковником Хуаном Доминго Пероном, который после военного переворота 1943 года возглавил Министерство труда и социального благосостояния. В 1944 году их роман завершился браком.
Эва Дуарте и Хуан Перон в 1945 году
С помощью Эвиты Перон он завоевал любовь и поддержку аргентинских рабочих — так называемых «безрубашечников» — и в 1946 году был избран президентом Аргентины. Несмотря на популистскую политику четы Перонов и развал, к которому в результате этой политики пришла страна, народ боготворил Эвиту и называл ее святой.
Эвита была женщиной блестящей, умной, к тому же прожила короткую (она умерла от рака в возрасте тридцати трех лет), но яркую жизнь — то есть была как раз из тех личностей, которые всегда производили впечатление на Тима Райса. Поэт счел, что история жизни Эвы Перон вполне может стать темой для нового мюзикла, которую они искали. Его соавтор Ллойд-Уэббер отнесся к этой идее без энтузиазма — писать мюзикл о малоизвестной в Англии жене аргентинского диктатора, пробившейся к власти, перебираясь из постели одного своего любовника к другому? Подумал, подумал — и согласился...
Райс подробно изучил биографию главной героини своего будущего мюзикла, походив по лондонским библиотекам, кроме того, в феврале 1974 года он съездил в Аргентину, где и сочинил большую часть сюжетной линии.
Летом 1975 года авторы вплотную приступили к написанию «Эвиты». Работа шла по старой, отработанной схеме: сначала сюжет, подробная разработка драматической линии, затем музыка, и уже в самую последнюю очередь — тексты. Как и в большинстве произведений Ллойд-Уэббера, в «Эвите» сочетаются различные музыкальные стили, а поскольку действие разворачивается в Аргентине, композитор не мог не включить в партитуру латиноамериканские мотивы. Известная любовь Тима Райса вводить в свои мюзиклы рассказчика дала о себе знать и на этот раз. В «Эвите» «ведущим» было суждено стать некому Че, прототипом которого является легендарный революционер, родившийся в Аргентине — Эрнесто Че Гевара.
Рок-опера имеет кольцевую композицию и начинается «с конца» — прием, который Райс часто использует в своем творчестве. «Эвита» начинается с похорон главной героини и ими же и заканчивается. Аргентинский студент Че рассказывает нам о стремительном подъеме Эвы Дуарте по лестнице карьеры и успеха, популистской политике, принесшей ей любовь аргентинцев, взаимоотношениях героини с Пероном, ее болезни и смерти.
Летом 1976 года на первом фестивале в Сидмонтоне гостям были представлены демонстрационные записи нового мюзикла Эндрю Ллойд-Уэббера и Тима Райса. Вскоре на студии «Олимпик» началась запись альбома. Партию Эвиты исполнила актриса Жюли Ковингтон, Че стал молодой певец Колм Уилкинсон (ныне очень крупная звезда музыкального театра), в то время игравший Иуду в «Иисусе Христе — Суперзвезде».
Колм Уилкинсон
Перона испол нил Пол Джонс. На альбоме можно услышать и самих авторов — они среди прочих поют за офицеров и аргентинских аристократов, а Ллойд-Уэббер еще к тому же играет на клавишных. По признанию Тима Райса, запись 1976 года до сих пор является для них с Ллойд-Уэббером самой любимой.
Альбом имел бешеный успех. Уже через три месяца после его выхода в свет количество проданных копий составляло 500 тысяч, сингл «Не плачь по мне, Аргентина» расходился в четыре раза быстрее, и даже в Аргентине, где диск был запрещен, каждое уважающее себя семейство считало необходимым его приобрести.
Знаменитый режиссер Хал Принс начал работу над постановкой. Так как Жюли Ковингтон и Колм Уилкинсон по разным причинам отказались исполнить свои роли в театре, создателям мюзикла пришлось искать им замену. Новой Эвитой стала Элейн Пейдж, будущая королева британской сцены, а в то время — молодая и еще никому неизвестная актриса, игравшая в труппе «Иисуса Христа — Суперзвезды».
Элейн Пейдж
На роль Че пригласили знаменитого рок-певца Дэвида Эссекса, также имевшего опыт общения с музыкальным театром.
Премьера «Эвиты» на Вест-Энде состоялась 21 июня 1978 года. Сценическая версия несколько отличалась от версии на альбоме — была добавлена новая песня — «Искусство возможностей», а финальная сцена сильно сокращена.
Спектакль имел огромный успех и получил награду Уэст-Эндского Театрального Общества в номинации «Лучший мюзикл 1978 года». Награду получила и Элейн Пейдж — за лучшую актерскую работу в мюзикле. Диск с записью оригинального лондонского состава «Эвиты» стал золотым в первые недели после поступления в продажу. Постановка, в которой успели «отметиться» такие звезды как Марти Уэбб и Стефани Лоуренс, закрылась через семь лет после премьеры.
Восьмого мая 1979 года «Эвита» открылась в Лос-Анджелесе. Главные роли исполнили Патти Люпон (Эва Перон), Мэнди Патинкин (Че) и Боб Гантон (Хуан Перон).
Патти Люпон в роли Эвиты. Афиша
В аранжировки и тексты вновь были внесены некоторые изменения. Через четыре месяца после американской премьеры, 21 сентября 1979 года, тем же составом, спектакль был впервые сыгран на Бродвее. «Эвита» завоевала сердца публики и получила 7 премий «Тони».
После успеха на Бродвее мюзикл был поставлен в огромном количестве стран — в том числе в Австралии, Испании, Мексике, Австрии, Японии, Израиле, Корее, ЮАР, Венгрии. Практически везде постановка была максимально приближена к оригиналу. Единственным исключением стала Япония, где не принято показывать на сцене спальни и кровати. Целомудренные японцы отменили даже смертный одр, так что умирающая Эвита в финале просто стоит на сцене в луче света.
«Самый неприятный персонаж, из всех, о ком я когда-либо писал» — позже скажет Эндрю Ллойд-Уэббер об Эвите. Первой аргентинской актрисой, сыгравшей в мюзикле Эвиту, стала Валерия Линч, исполнившая главную роль в мексиканской постановке. После выхода в свет мюзикла «Эвита» в англоговорящем мире, в котором до этого имя Эвиты Перон было почти никому не знакомо, поднялась волна интереса к бывшей первой леди Аргентины, и о ней было написано огромное число книг.
Разговоры об экранизации возникли сразу же после театральной премьеры мюзикла. Но съемкам каждый раз что-то мешало — их постоянно откладывали, предполагаемые режиссеры сменяли друг друга, равно как и актрисы, претендующие на главную роль. Поговаривали о том, что в роли Че будут снимать знаменитого поп-певца Элтона Джона. Так или иначе, к съемкам фильма приступили только через двадцать лет после того как «Эвита» впервые увидела свет. На этот раз режиссура была доверена Алану Паркеру, автору «Стены», «Птахи», «Сердца ангела» и других известных кинолент.
Паркер получил длинное и страстное письмо от певицы Мадонны, в котором она умоляла позволить ей сыграть Эву Перон, так как, по ее мнению, никто не сделал бы это лучше, чем она. Паркер ответил согласием, что вызвало огромный скандал в Аргентине, где для многих Эвита по-прежнему остается идолом.
Скандал, однако, только послужил дополнительной рекламой фильму. На роль Че пригласили прижившуюся в Голливуде звезду испанского кино Антонио Бандераса. Перона воплотил на экране британский актер Джонатан Прайс.
Из-за многочисленных протестов на родине Эвиты, фильм снимали в основном в Будапеште, но Касу Росаду и ее знаменитый балкон, с которого Эвита поет «Не плачь по мне, Аргентина», поехали снимать все же в Аргентину. Мадонне удалось уговорить аргентинского президента Менема позволить съемочной группе воспользоваться его дворцом. Всего съемки, начавшиеся 8 февраля 1996 года, продолжались восемьдесят четыре дня.
На протяжении фильма «Эвита» Мадонна меняет 85 нарядов, 39 шляпок и 42 причёски. Подобная череда киношной смены костюмов становится своеобразной изюминкой и театральных спектаклей. Более 400 часов ушло на запись песен к фильму. В целом, производство киноверсии мюзикла обошлось приблизительно в 60 миллионов долларов.
Несмотря на звездный актерский состав, результат оказался ниже режиссерских возможностей Паркера. Знаменитый создатель «Стены» на этот раз сделал выбор в пользу реализма, и мюзикл потерял свою «театральность». Кроме того, многочисленные изменения в сюжете и тексте привели к тому, что первоначальный замысел Ллойд-Уэббера и Райса затерялся на фоне впечатляющих массовых сцен, любовно срежиссированных Паркером.
Как это уже не раз случалось, в партитуру мюзикла также были внесены изменения. Специально для фильма была написана новая песня — «Ты должен любить меня», принесшая ее авторам «Оскар». В 1997 году фильм получил три «Золотых глобуса» — одна из этих наград досталась Мадонне («Лучшая актриса»).
21 июня 2006 года в Лондоне после серии предварительных показов состоялась премьера новой постановки мюзикла «Эвита» — первая за 20 лет, прошедшие после закрытия оригинальной постановки. Режиссером новой версии спектакля стал Майкл Грэндидж, а главные роли сыграли аргентинская актриса Элена Рожер (Эва Перон), Мэтт Роул (Че), Филип Куаст (Хуан Перон). Весной 2012 года «Эвита» вернулась на Бродвей. В роли Че выступил знаменитый пуэрториканский певец Рикки Мартин, а Эвиту снова сыграла Элена Рожер. За постановку отвечали создатели лондонской версии 2006 года Майкл Грэндэдж и хореограф Роб Эшфорд.
Рики Мартин в роли Че
И после выхода в свет альбома, и после премьеры спектакля, и после премьеры фильма, вызвавшего вторую волну интереса к мюзиклу «Эвита», Ллойд-Уэббера и Райса часто обвиняли в том, что в своем произведении они прославляют диктаторов и фашизм. Это суждение очень поверхностно. В своем мюзикле авторы стремились показать, насколько опасным является радикализм, к каким серьезным последствиям могут привести популистская политика и диктатура. Эндрю Ллойд-Уэббер и Тим Райс всегда считали, что «Эвита» — их лучшая совместная работа.
С их утверждением можно соглашаться или нет, но, так или иначе, «Эвита» занимает достойное место в истории музыкального театра.