Онлайн

История одного шедевра: рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» - произведение, наполненное глубоким философским смыслом  

2019-10-12 21:30 , История Одного Шедевра, 567

История одного шедевра: рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» - произведение, наполненное глубоким философским смыслом

Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» - это потрясающее произведение, наполненное глубоким философским смыслом. Музыка каждого из номеров невероятно красива и мелодична. Каждый сам решает, как воспринимать это музыкальное творение с религиозной точки зрения, но нельзя отрицать то, что авторам удалось создать настоящий шедевр в мире музыки.

Эндрю Ллойд Уэбберу было всего 22 года, а Тиму Райсу – 26, когда они создали это монументальное произведение. Этот грандиозный замысел возник летом 1969 года, хотя писатель и драматург Тим Райс уже давно вынашивал идею создания произведения на библейскую тему и поделился идеей со своим другом – композитором Эндрю Ллойдом Уэббером.

Тим Райс и Эндрю Ллойд Уэббер

Молодые авторы засели за работу сразу после создания мюзикла «Иосиф и его удивительный разноцветный плащ». Уэббер и Райс решили создать на библейский сюжет именно рок-оперу. Но тема была выбрана не сразу, известно, что изначально авторы планировали написать произведение о царе Давиде.

Как получилось так, что от царя Давида, постановка стала посвящена Иисусу Христу? Вдохновение пришло к Тиму Райсу, когда он слушал песню Боба Дилана «Бог на нашей стороне», и они решили написать рок-оперу. Менеджер Тима и Эндрю, правоверный еврей Дэвид Лэнд поначалу пришёл в ужас, но всё-таки в итоге дал добро. Авторы решили, что рок-опера должна повествовать о последней неделе жизни Иисуса.

В начальном варианте постановки рок-опера называлась просто «Иисус Христос», но Райс постоянно искал чего не хватает в названии. В итоге, однажды читая прессу, он увидел очень яркий заголовок «Tom Jonas – Supеrstar». Так, посоветовавшись с Уэббером, они приняли решение выбрать именно это название. Как говорят авторы, добавление слова суперзвезда позволяет сделать героя настоящим, живым человеком, который имеет право на выражение собственных чувств.

Часть музыкального материала знаменитой рок-оперы была создана еще заблаговременно, до начала работы над столь масштабным произведением. Так, будущая ария царя Ирода имела совершенно другой текст и была песней, представленной на Евровидении. Автор слов Тим Райс потом долго смеялся, говоря, что композиция не заняла первое место в столь почетном конкурсе, потому что не была примитивной.

Первой песней стала ария Иуды — Superstar, она вышла в качестве сингла, который поначалу не привлёк к себе внимания.

Христианская общественность спохватилась лишь после того, как сингл был «раскручен» популярным телеведущим Дэвидом Фростом. Почему-то именно он, а не авторы этой композиции, стал главной мишенью нападок со стороны ревнителей христианского благочестия.

После этого Уэббер и Райс плотно занялись альбомом. Авторов приняло под своё крыло британское отделение лейбла MCA. Первоочередной задачей стал подбор исполнителей. На роль Иуды был уже отобран Мюррей Хэд, партию первосвященника Каиафы исполнил блюзмен Виктор Брокс, партию Пилата — Барри Деннен, а на роль Иисуса был приглашён вокалист Deep Purple Иэн Гиллан.

Иэн Гиллан

Мюррей Хэд

Магдалину нашли практически случайно — её партию исполнила Ивонна Эллиман, гавайская певица, подрабатывавшая в одном ресторанчике, где её и приметил Уэббер.

Ивонна Эллиман

Тем временем сингл Superstar вышел в США и вызвал там гораздо более значительный резонанс, нежели в Великобритании. Поэтому и основные усилия по раскрутке альбома были сосредоточены на американских слушателях. Премьеру было решено провести в лютеранской церкви св. Петра в Нью-Йорке. Эта идея поначалу многих шокировала, однако вполне оправдалась. По всем параметрам премьеру, прошедшую под пристальным вниманием прессы, можно было считать успешной. Единственное, что слегка омрачало атмосферу, — это запрет на распитие алкогольных напитков (церковь же!). Как бы то ни было, Jesus Christ Superstar поднялся на первую строчку сразу в нескольких чартах. Альбом распродавался с бешеной скоростью, кроме того, Америку охватила волна неавторизированных постановок.

Амбициозный проект привлёк внимание австралийского продюсера-миллионера Роберта Стигвуда, который загорелся желанием поставить рок-оперу на Бродвее. Он склонил на свою сторону авторов, и работа закипела с новой силой. Уэббер и Райс прочили в качестве режиссёра Фрэнка Корсаро, однако Стигвуд настоял на кандидатуре Тома О’Хоргана, известного по постановке мюзикла «Волосы». Для постановки была написана новая песня Could We Start Again, Please? Также была расширена партия Пилата. Христа в мюзикле сыграл Тед Нили (он исполнил эту роль и в экранизации 1973 года), а Иуду — Бен Верен, известный по мюзиклу «Волосы». В постановке было использовано большое количество разнообразных технических средств, и вообще она получалась излишне помпезной и вычурной, что было не по душе Уэбберу и Райсу, которые считали, что упирать нужно было не на декорации, а на идейный посыл.

12 октября 1971 года, в день премьеры, Бродвейский театр был окружён пикетами протестующих против показа мюзикла. Несмотря на это, премьера состоялась и прошла весьма успешно. По крайней мере, зрители были в восторге, чего нельзя сказать о критиках. Рецензии выходили большей частью разгромные, причём наиболее популярным было обвинение авторов в антисемитизме. Представители церкви, в свою очередь, были недовольны религиозными взглядами Уэббера и Райса, далёкими от канонических. «Наше отношение к религии нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным. В жизни этого человека произошли события, которые превратили его в легенду; то, что он был лишь человеком, ни в коей мере не принижает величие этой легенды. С другой стороны, время течёт, приближается XXI век и, думаю, всё больше людей воспринимают его не как Бога, но как символ добра, в самом общем смысле этого слова. Лично я не считаю Иисуса Богом. В опере его божественность не опровергается категорически и этот вопрос, полагаю, оставляется открытым», — говорил Тим Райс. «Такие авторы не способны создать ничего, что бы возвеличило Господа, — отвечал преподобный Э.Л. Бинум, — Они не подлежат спасению, поскольку остаются глухи к голосу Бога. Христианину до́лжно держаться подальше от их антихристианского произведения».

В 1973 году Роберт Стигвуд занялся экранизацией рок-оперы. Съёмки происходили в Израиле. В качестве режиссёра был приглашён Норман Джуисон. Ивонна Эллиман – единственная певица из всех участников постановки, кто впоследствии снялась с собственной ролью в фильме. Многие отказались из-за небольшого гонорара. Так, отказ был получен и со стороны легендарного Иэна Гиллана.

Режиссер до сих пор не может забыть тот диалог, в котором получил отказ:

- Так сколько мне будут платить за участие? – спросил солист рок-группы

- Ровно одну тысячу долларов за каждую неделю. – ответил режиссер.

- То есть, Вы предлагаете мне десять тысяч за участие в главной роли, пока люди из моей группы будут слоняться без дела практически два месяца?

- Что Вы этим хотите сказать?

- Поймите, режиссер, моя группа зарабатывает только за один вечер около двадцати тысяч долларов! Теперь Вы должны понять мое недоумение.

- И сколько Вы хотите получить?

- Я не встану с постели за сумму менее чем 250 тысяч долларов.

Повисла тишина. Мы оба знали, что это означает: Иэну Гиллану никогда не стать звездой кино!

Постер фильма «Иисус Христос – суперзвезда», 1973г

В итоге Христа сыграл Тед Нили. Фильм начали снимать в жарком Израиле. Большинство участников труппы были из скандальной рок-группы «Волосы», и не особо претендовали на большие гонорары. Более того, они постоянно выпивали, курили и дебоширили. Однажды, когда на съемку приехали авторы, являющиеся настоящими интеллигентами, они были полностью шокированы. Их присутствие на площадке не достигло и двух часов, затем они погостили в Израиле несколько дней, посещая достопримечательности, и уехали на родину.

Кадр из фильма «Иисус Христос суперзвезда», 1973 г.

Оркестровки к фильму делал не Уэббер, а Андре Превин. Практически ничего не изменив в оригинальных оркестровках, он, тем не менее, номинировался на «Оскар» в категории «Лучшая музыка к фильму». Премьера киноленты прошла спокойно, тем не менее картина собрала практически 24 миллиона долларов США за весь прокат, что являлось успехом. Однако по вышеназванным причинам авторы Jesus Christ Superstar вряд ли остались довольны экранизацией.

А в 2000 году появилась новая экранизация рок-оперы. Режиссёром стала Гейл Эдвардс, а руководили проектом сами авторы. При этом в фильме действие происходит не в Палестине I века нашей эры, а словно бы в некой современной антиутопии. Тем не менее, этот вариант библейской истории был встречен весьма благожелательными отзывами.

Остаётся добавить лишь то, что работа Уэббера и Райса поистине стала классикой ХХ века, пережила не одну постановку в разных странах мира. Анализируя феномен этого мюзикла, специалисты и сегодня утверждают, что бум, вызванный его появлением, сравним с изобретением первых летательных аппаратов, поднявших человека в воздух.

Лента

Рекомендуем посмотреть